• Домашние задания на звук з для дошкольников. Автоматизация звука. Артикуляционные упражнения. Игра «Снежный ком»

    18.03.2024

    Речевой материал для автоматизации звука "З" у детей дошкольного возраста. Чистоговорки и стихи.

    Цель: автоматизация звука "З" в речи ребенка.

    Задачи:
    1. Отработать правильное произношение звука "З" в речи ребенка с помощью чистоговорок и стихотворений.
    2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
    3. Повысить речевую активность ребенка.
    4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

    Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "З". Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

    Содержание
    Чистоговорки на звук "З" я так же использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
    Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
    Например: взрослый - "Упала ваза", ребенок - "За-за-за"
    Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
    Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорит ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЗУ", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

    Вот некоторые из них.
    За-за-за - уходи домой коза.
    Зу-зу-зу - моем зайку мы в тазу.
    Зы-зы-зы - дали в школе нам призы.
    Зы-зы-зы - забыла зонт у Лизы.
    Зу-зу-зу - возьми козу.
    Зы-зы-зы - от мороза вянут розы.
    За-за-за - закрывай скорей глаза.
    Зы-зы-зы - мы уселись на возы.
    За-за-за - звезду заметила коза.
    За-за-за - загремела гроза.
    Зу-зу-зу - вез я вазу на возу.
    Ез-ез-ез - на забор фазан залез.
    Озы-озы-озы - у роз острые занозы.

    А вот несколько чистоговорок-стихотворений

    КОЗА-ЕГОЗА
    За-за-за - коза-егоза.
    Зу-зу-зу - ведут козу-егозу.
    Зы-зы-зы - нет козы-егозы.

    КОЗА
    За-за-за - забрела в наш лес коза.
    Зу-зу-зу - волк увидел ту козу.
    Зы-зы-зы - испугался волк козы.

    ВЕСНА
    Зы-зы-зы - стояли зимою морозы.
    Зы-зы-зы - сверкали снега как алмазы.
    Зы-зы-зы - гремят снова майские розы.
    Зы-зы-зы - зелеными стали березы.

    ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
    За-за-за - принесла шары коза.
    Зы-зы-зы - день рожденья у козы.
    Зэ-зэ-зэ - испекла коза безе.
    Зу-зу-зу - все поздравили козу.

    На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "З". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

    Подвязала Лиза розы,
    Засадила две занозы.

    Загрузили в кузов
    Семь возов арбузов.

    На базар брели козлы.
    На рогах несли узлы.
    Развязались все узлы.
    И заблеяли козлы.

    Я пасу в степи козленка.
    У козленка голос звонкий.
    "Ме!" - козленок мой сказал.
    Он козу к себе позвал.

    Позабыты все заботы.
    Музыканты взяли ноты.
    И на зорьке зазвенели
    Звуки скрипки и свирели.

    Зазвенел в лесу звонок,
    Зайцы сели за урок.
    Всё зубрят до темноты,
    Как запутывать следы.

    Ездил в праздник Захар
    За арбузом на базар.
    За арбузом на обед
    Карапузу пяти лет.

    Заболел у зубра зуб.
    Отказался есть он суп.
    Знахарь к зубру заходил,
    Зубру зуб заговорил.

    Рассказала Лиза сказку
    Про принцессу Златовласку.
    Золотые волосы
    У нее до пояса.

    На базар в базарный день
    Завезли в тазу сирень.
    И из таза доставали,
    Всем задаром раздавали.

    Подготовила учитель - логопед Мартюшева Светлана Владимировна

    МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 96» город Пермь

    Автоматизация звука [З] в изолированном виде

    Упражнение «ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ» [З]

    Губки улыбаются,

    Зубки появляются.

    Воздух носиком вдыхаем,

    Задание: 1. Произносить текст, далее плавно и протяжно потянуть звук [З].

    2. Подставить ладонь к губам, почувствовать воздушную струю.

    Упражнение «КОМАР - ЗВЕНЕЛКА» [З]

    Комар летит, его песенка звенит.

    З-З-З-З-З-З-З-З-З-З

    Задание: 1. Произнести звук длительно, непрерывно.

    2. Имитировать движение: «комар звенит»

    Упражнение «КОМАР КУСАЕТ»

    Комар не зевает, кого-то кусает.

    З. З. З. З. З. З. З. З. З.

    Задание: 1. Произнести звук коротко, отрывисто.

    2. Указательным пальцем одной руки прикасаться к центру

    ладони другой руки, имитировать движение: «комар кусает»

    Упражнение «ХАРАКТЕР ЗВУКА» [З]

    Внимательно читай, характер звука узнавай.

    Задание: 1. Запомнить характерные признаки звука

    2. Закрасить второе окошко синим карандашом.

    Упражнение «КАКОЙ У ЗВУКА ХАРАКТЕР?» [З]

    Внимательно читай, признак звука выбирай.

    Задание: 1. Выбрать характерные признаки звука.

    2. Зачеркнуть ненужные признаки.

    Упражнение «ЦВЕТ И СИМВОЛ» [З]

    Символ вспоминай, цвет подбирай

    Задание: 1. Закрасить второе окошко в подходящий цвет.

    2. Зачеркнуть ненужные символы.

    Автоматизация звука [З] в прямых слогах

    Упражнение «ДОРОЖКИ» [З]

    По дорожке пробежали, звуки правильно назвали.

    З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-А-А-А-А-А-А-А-А

    З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-О-О-О-О-О-О-О-О

    З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-У-У-У-У-У-У-У-У

    З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы

    З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э

    Задание: 1. Произнести звуки длительно, непрерывно.

    2. Произносить звуки и одновременно проводить указательным

    пальцем по «дорожкам».

    Упражнение «КОМАР И ПАЛЬЧИКИ 1» [З]

    К кончику указательного пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

    К кончику среднего пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

    К кончику безымянного пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

    К кончику мизинца: ЗА — ЗА — ЗА.

    Задание:

    Упражнение «КОМАР И ПАЛЬЧИКИ 2 » [З]

    Имитировать движение: «комар летает», далее указательным пальцем одной руки прикасаться к кончикам пальцев другой руки,

    К кончику большого пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

    К кончику указательного пальца: ЗО — ЗО — ЗО.

    К кончику среднего пальца: ЗУ — ЗУ — ЗУ.

    К кончику безымянного пальца: ЗЫ — ЗЫ — ЗЫ.

    К кончику мизинца: ЗЭ — ЗЭ — ЗЭ.

    Задание: 1. Произнести слоги четко, правильно.

    2. Найти картинку комара, наклеить в тетрадь.

    Упражнение «ЗНАКОМСТВО » [З]

    Соединить ладони и пальцы обеих рук. Постучать пальцами друг о друга .

    Познакомились зайцы (большие пальцы): ЗА — ЗА — ЗА

    Познакомились дрозды (указательные пальцы): ЗО — ЗО — ЗО.

    Познакомились зубры (средние пальцы): ЗУ — ЗУ — ЗУ.

    Познакомились козы (безымянные пальцы): ЗЫ — ЗЫ — ЗЫ.

    Познакомились стрекозы (мизинцы): ЗЭ — ЗЭ — ЗЭ.

    Задание: 1. Произнести слоги четко, правильно.

    2. Найти подходящие картинки, наклеить в тетрадь.

    Упражнение «ДОРОЖКИ НА ЛАДОШКЕ » [З]

    Указательным пальцем (или концом карандаша) вести «дорожку» от кончика пальца в центр ладони.

    1. Большой палец: А-А-А-А-АЗ-З-З-З-ЗА

    2. Указательный палец: О-О-О-О-ОЗ-З-З-З-ЗО

    3. Средний палец: У-У-У-У-УЗ-З-З-З-ЗУ

    4. Безымянный палец: Ы-Ы-Ы-Ы-ЫЗ-З-З-З-ЗЫ

    5. Мизинец: Э-Э-Э-Э-Э-ЭЗ-З-З-З-ЗЭ

    Задание: 1. Произнести слоги плавно, непрерывно.

    2. Обвести ладонь ребенка в тетради, раскрасить.

    Упражнение «СЛОГОВЫЕ ЦЕПОЧКИ» [З]

    Раз, два, три - слоги повтори. ЗА (точно так же в слогах ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЭ ).

    ЗА - ЗА - ЗЭ

    ЗА - ЗА - ЗЫ

    ЗА - ЗА - ЗУ

    ЗА - ЗА - ЗО

    ЗА - ЗЭ - ЗЭ

    ЗА - ЗЫ - ЗЫ

    ЗА - ЗУ - ЗУ

    ЗА - ЗО - ЗО

    ЗА - ЗЭ - ЗА

    ЗА - ЗЫ - ЗА

    ЗА - ЗУ - ЗА

    ЗА - ЗО - ЗА

    ЗА - ЗЭ - ЗЫ

    ЗА - ЗЫ - ЗУ

    ЗА - ЗУ - ЗО

    ЗА - ЗО - ЗЭ

    Задание: 1. Произнести слоги четко, правильно.

    2. Найти и подчеркнуть слоги ______, ______ .

    Упражнение «СЛОГИ В СТОЛБИКАХ» [З]

    Столбик выбирай, слоги прочитай .

    АЗА - ОЗО - УЗУ

    ОЗУ - УЗА - АЗО

    УЗЫ - ОЗЫ - АЗЫ

    ОЗЭ - АЗЭ - УЗЭ

    ЗДА - ЗДО - ЗДУ

    ЗМО - ЗМУ - ЗМЫ

    ЗЛУ - ЗЛЫ - ЗЛЭ

    ЗВЫ - ЗВЭ - ЗВА

    АЗА - ОЗО - УЗУ

    ОЗО - УЗУ - АЗА

    УЗУ - АЗА - ОЗО

    АЗУ - ОЗУ - УЗУ

    Задание: 1. Подчеркнуть букву «З» синим карандашом.

    2. Найти в _____ столбике слоги «______», «______», обвести.

    Автоматизация звука [З] в словах

    Упражнение «ИМЕНА» [З]

    Назови имена, узнай друзей или себя.

    Зоя, Лиза, Наза, Эльза, Роза, Захар, Луиза, Зульфия, Назар, Елизар, Елизавета.

    Задание: 1. Произнести слова четко, правильно.

    2. Назвать только женские / мужские имена.

    3. Подчеркнуть имена мальчиков синим карандашом, а имена девочек - красным.

    Упражнение «ЗОВЕМ ДЕТЕЙ» [З]

    Слоги покачали, имена назвали.

    Зо - зо - Зо-я,

    За - за - За-хар,

    За - за - Ли-за,

    За - за - Ро-за,

    За - за - Эль-за,

    За - за - На-зар

    Задание:

    2. Подчеркнуть имена мальчиков синим карандашом, а имена девочек - красным

    Упражнение «КАЧЕЛИ» [З]

    .

    За - за - зал,

    За - за - за-мок,

    За - за - за-яц,

    За - за - ко-за,

    За - за - ло-за,

    За - за - гла-за,

    За - за - гро-за,

    За - за - тор-мо-за,

    За - за - би-рю-за,

    За - за - стре-ко-за.,

    Задание: 1. Произнести слоги и слова плавно, нараспев.

    Упражнение «КАЧЕЛИ» [З]

    Слоги покачали и слова назвали .

    Зо - зо - зов,

    Зо - зо - зонт,

    Зо - зо - Зо-я,

    Зо - зо - зон-тик,

    Зо - зо - зорь-ка,

    Зо - зо - би-зон,

    Зо - зо - га-зон

    Зо - зо - се-зон,

    Зо - зо - зо-ло-то,

    Зо - зо - зо-рень-ка.

    Задание: 1. Произнести слоги и слова плавно, нараспев.

    2. Найти в___ столбике слова: «________», «________», подчеркнуть.

    Упражнение «КАЧЕЛИ» [З]

    Слоги покачали и слова назвали .

    Зу - зу - зуб,

    Зу - зу - зубр,

    Зу - зу - зу-бы,

    Зу - зу - зуб-ры,

    Зы - зы - зыбь,

    Зы - зы - зыб-ка,

    Зы - зы - та-зы,

    Зы - зы - я-зык.

    Задание: 1. Произнести слоги и слова плавно, нараспев.

    2. Найти в___ столбике слова: «________», «________», подчеркнуть.

    Упражнение «СТОЛБИКИ» [З]

    ЗА- ЗО- ЗУ- ЗЫ-

    зал, зов, зуб, зыбь,

    заяц, зонт, зубр, зыбка,

    замок, Зоя, зубы,

    Задание:

    Упражнение «СТОЛБИКИ» [З]

    Столбики читай - слова запоминай

    ЗА- ЗО- -ЗВ- -ЗН-

    завод, зона, звук, зной,

    забор, зорька, звон, знак,

    закон, золото, звонок, знамя

    Задание: 1. Произнести слова четко, правильно (в ___столбике).

    2. Подчеркнуть букву «З» синим карандашом (в ___столбике).

    3. Найти слова «__________», «__________», обвести.

    Упражнение «СТОЛБИКИ» [З]

    Столбики читай - слова запоминай

    ЗА- -ЗА -ЗУ- -ЗЫ,

    заноза, коза, азу, розы,

    заколка, глаза, везут арбузы,

    занавеска, гроза, мазут морозы

    Задание: 1. Произнести слова четко, правильно (в ___столбике).

    ЗА – ЗО – ЗУ ЗЫ – ЗА - ЗУ

    ЗО – ЗУ – ЗА ЗУ – ЗО - ЗА

    ЗУ – ЗА - ЗЫ ЗО – ЗЫ – ЗУ

    Слова с ударением на слоге:

    Зал, заводь, замок, запах, запад, завтра, зайчик, коза, база, фазан, гроза, сазан, лизать, показать, наказать, указать.

    Зона, золото, Зоя, зоб, зов, узор, возок, газон, дозор, Трезор, Зорька, зонтик, горизонт.

    Зубры, везу, козу, внизу, грозу, ползу, грызу, мазут, глазурь, разумный

    Язык, возы, тазы, пузырь.

    Слова без ударения на слоге:

    Ваза, роза, база, Лиза, обуза, блуза, польза, береза, закон, завод, заноза, забава, загар, забор, загадка, мазать, заболеть.

    Розу, вазу, Лизу, книзу, березу, разум, лозунг, зубок, зубной, зубец.

    Грозы, козы, вазы, газы, березы, арбузы, морозы, музыка, козырек, пузырек, называть, показывать, наказывать.

    Выучить чистоговорку:

    За – за – за – вот идет коза.

    Зы – зы – зы – нет козы.

    Зу – зу – зу – не боюсь козу.

    З №2 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА З В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

    Слова со стечением согласных:

    Знамя, значок, званый, звать, злая, звонок, злой, звук, здание, здоровье, взор, взрослый.

    Предложения:

    У Зои ваза. В вазе розы. Зоя любит розы. Раздался звонок. Лиза звонко смеялась. Лиза опоздала в класс. У Зои болят зубы. Лиза рисует зайку. Знание языков полезно. Зоя знает азбуку. Лиза сдает экзамены. Роза сдала экзамены. Зоя работает на воздухе. Воздух полезен для здоровья. В здоровом теле здоровый дух. Завод выполнил задание. Коза привязана к забору. Зоя забыла зонт у Лизы. Зной изнурил туристов. Дети заходят в зал. На небе заалела заря. Зоя правильно расставила знаки препинания.

    За селом затихла гроза. Занятия спортом – залог здоровья. В зале играет музыка. Захар забил железный гвоздик. Коза пасется на зеленой траве. Нужно знать, что где сказать. За белыми березами соловей звенит. За горами, за лесами, золотой кружок встает. Все с базара, а Захар на базар. Грузовик привез арбузы.

    З №3 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА З ВО ФРАЗАХ И СТИХАХ

    Запонки из золота – золотые. Зуб из золота – золотой. Небо в звездах – звездное.

    Знакомое здание. Звонкий звонок звенит звонко. Золотом золотят. Замок замыкают. Запор запирают. Зарубку зарубают. Замазкой замазывают. Закладкой закладывают. Заготовки заготавливают. Заказы заказывают. Наказы наказывают. Загадки загадывают. Заколкой закалывают. Задания задают. Запеканку запекают. Заливное заливают. Заварку заваривают.

    Ты мороз, мороз, мороз, У нас на улице мороз.

    Не показывай свой нос. Мороз по всей земле,

    И ветви хрупкие берез

    Сверкают в хрустале.

    Звенит метелками овес: И в первых отблесках зари

    Мне повезло, Стоит хрустальный сад,



    Я в поле рос! И на деревьях снегири,

    Как яблоки висят.

    Поросята были розовые,

    От загара стали бронзовые.

    Мама с ними не поет,

    Мама их не узнает.

    З №4 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА з В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ

    (ребенок повторяет, а потом пересказывает текст)

    В ЛЕСУ ВЕСНОЙ.

    Редкий лесок. Ласково светит весеннее солнце. На деревьях надулись пушистые почки. Из коры березы закапал сладкий сок. Золотые пуховки украсили кустики ивы. Задремала на солнышке старая лосиха. У ног лосихи резвился забавный лосенок.

    ПОМОЩЬ ЗАЙЦУ

    Ребята были в лесу. Под кустом они нашли зайца. Заяц прижался к земле. У зверька была сломана лапка. Зоя принесла зайца домой. Девочка забинтовала зайцу лапку и посадила в ящик. Мама дала зайцу морковку и водички. Заяц прожил в доме месяц. Ножка у заиньки срослась. Скоро выпал снег. Наступила зима. Зоя с ребятами отнесла зайца в лес и выпустила на волю.

    Татьяна Быкова
    Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука з в словах и предложениях»

    Тема : Автоматизация .

    Цели : Закреплять правильное произношение звука З в словах и предложениях .

    Задачи : 1. Коррекционно-обучающие :

    Закрепление навыка произношения звука З в словах и предложениях ;

    Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

    2. Коррекционно-развивающие :

    Развитие фонематического слуха и восприятия;

    Развитие слухового внимания и памяти;

    Развитие фонематического представления звукобуквенного анализа и синтеза .

    3. Коррекционно-воспитательные :

    Вызвать интерес к занятиям ;

    Воспитывать усидчивость.

    Оборудование : игрушка Заяц, предметные картинки на прямоугольниках-кирпичиках и на треугольниках, мяч.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Сегодня на занятия к нам придёт гость , угадай, кто это будет.

    Длинноухий трусишка Залез в огород, Увидел морковку, Хвать быстро – и в рот. (Заяц)

    Правильно, это Зайчик, он хочет посмотреть, что интересного будет сегодня на занятии и ещё ему потребуется твоя помощь.

    2. Артикуляционная гимнастика.

    Давай покажем Зайчику, что умеет делать наш язычок :

    1.«Улыбочка» 2.«Лягушка» 3. «Прятки» 4. «Почистим зубки» 5. Кошка сердится» 6. «Загоним мяч в ворота»

    3. Произношение звука З . Характеристика звука .

    Зайчик жалуется, что у него кто-то над ухом летает и поёт. Да это же просто комарик мимо пролетал, давай споём его песенку вместе :

    З-З-З-З-З….

    В каком положении находятся губки, когда мы произносим звук З ? – А где у нас язычок? Зубки? – Что с горлышком? -- Значит какой звук З ?

    4. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза .

    Вот и Зайчику звук З нравится , потому что с этого звука начинается его имя . А теперь давай определим место звука в других словах :

    Зоя, звук , базар, запах, узор, воздух, закат, гнездо, газон, золушка.

    5. Автоматизация в словах .

    Давай покажем Зайчику, сколько слов мы знаем со звуком З . Повторяй за мной :

    Зал – замок - завод

    Ваза – база – фаза

    Коза – лоза – пауза

    Глаза – гроза – егоза

    Заноза – мимоза – берёза.

    6. Различение единственного и множественного числа существительных. Игра «Скажи наоборот» (с мячом) .

    -А сейчас немного поиграем : я буду называть один предмет , а ты отвечаешь как будет много предметов :

    Ваза-- вазы

    Замок-- …

    Загадка-- …

    -И наоборот : Зубы-зуб

    Гнезда-- …

    Заколки-- …

    7. Развитие слухового внимания. Игра «Построй дом» .

    Оказывается, Зайчик к нам пришел не просто так, он просит помочь построить для него дом, потому что наступают холода. Но для дома надо выбрать только те кирпичики, в названии картинок которых слышится звук З . (ведро, жираф, изба, кукуруза, стул, коза, зонт, кубик, шапка, забор.)

    8. Произношение звука З в предложениях .

    Наш Зайчик очень любит чистоговорки и скороговорки :

    Зу-зу-зу, Зайку моем мы в тазу.

    За-за-за, закрывай скорей глаза.

    Зэ-зэ-зэ, Зайка нам испек безе.

    Заяц в поле зерна ел,

    Зуб у зайца заболел.

    Зайчику пора домой, он благодарит тебя за помощь и за интересное занятие .

    Какой звук он помогал произносить?

    Какой это звук ?

    Ты сегодня была молодец!

    Публикации по теме:

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах. Наш гость - Лунтик» Цель: правильно и четко произносить звук [Л] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ Л] в слогах,.

    Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Тема: Автоматизация звука.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ж] в предложениях и связном тексте» Тема: Автоматизация звука [Ж] в предложениях и связном тексте. Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных упражнений.

    Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах. («В гостях у жука Жана») Цель: автоматизация звука [Ж] в cлогах, словах. Задачи: коррекционно – образовательные: уточнить артикуляцию и изолированное произношение.

    Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Цель: Коррекция произношения звука [р] Коррекционно-образовательные задачи: - закреплять умение произносить звук [р] изолированно, в слогах,.

    Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах, во фразах и предложениях» ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: «Речевое развитие» Создавать условия для закрепления правильного произношения звука «ц» прямых.

    Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Цели: - закрепить артикуляционный уклад и изолированное произнесение звука «Ш»; - автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, предложениях;.

    Конспект логопедического индивидуального занятия для детей 5–6 лет «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: «Космос» Цель: Формирование правильного произношения звука [ш] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: формировать представления.

    Конспект открытого индивидуального логопедического занятия


    Автоматизация звука З

    Автоматизация звука З в слогах

    А)Автоматизация звука [З] в открытом слоге

    Открытыми называются слоги типа "согласный+гласный".
    Произносить (читать) слоги.
    за - зо - зу
    зы - зэ - за
    зо - зу - за
    зу - зы - за
    зу - зо - за
    зэ - зы - зо

    Б) в слогах (аза, азо, азу, азы) и слоговых рядах:

    Аза-аза-аза аза-азо-азу-азы
    азо-азо-азо азо-азу-азо-азы
    азу-азу-азу азы-аза-азо-азу
    азы-азы-азы азу-азо-аза-азы
    азэ-эзу-уза азы-ызо-узы-азу

    В)в слогах со стечениями (зла, кза, дза, бза, гза) и слоговых рядах:

    Кза-кзо-кзу-кзы
    дза-дзо-дзу-дзы
    бза-бзо-бзу-бзы
    гза-гзо-гзу-гзы

    Автоматизация звука З в словах

    1 Автоматизация звука [з] в прямых слогах. Повтори слова, четко проговаривая звук [з].

    Забава загар зарево запах зоолог
    забияка закат заря зов зоопарк
    забор закладка заряд зодчий зоренька
    завиток зал затея зола зубр
    завод замок защелка золото
    завтрак заноза заяц зона
    загадка запас зоб зонтик

    2 Автоматизация звука [з] в интервокальной позиции. Повтори слова,четко проговаривая звук [з].

    Арбузы ваза коза музыка узор
    база газон козырек позор фазан
    базар глаза лазурь польза язык
    береза горизонт лозунг разум
    блуза гроза морозы роза

    3 Автоматизация звука [з] в слогах со стечением согласных. Повтори слова, четко проговаривая звук [з].

    Азбука езда здание знамя избыток
    брызги звание здоровье знание название
    воздух звон злак значок призвание
    героизм звонарь знак зной разворот
    гнездо звук знакомство изба

    Автоматизация звука З в словосочетаниях

    Повтори словосочетания, четко проговаривая звук [з].

    Бронзовый загар зажать в руке лизать сметану
    восточный базар закладка Лизы новый зонтик
    горячая зола закрытая зона ночной дозор
    длинная зацепка залить огонь признаки грозы
    желтое золото занять деньги резкий запах
    заболеть корью звуки мазурки ржавый замок
    заброшенный зоосад знакомая музыка светлая береза
    забытая база золотая казна сложная загадка
    загнанный в угол золотить купол старый завет
    задать вопрос зоркие глаза холодная закуска

    Автоматизация звука З в предложениях

    Повтори предложения, четко проговаривая звук [з].

    В зале заиграла мазурка.
    Золотистая запонка закатилась под кровать.
    В квартире раздался звонок.
    На цветке сидела стрекоза.
    В кузове машины везли арбузы.
    Зоя помазала порез мазью.
    Где-то за деревней затихала гроза.
    Лиза звонко запела веселую песню.
    Призвание Зои - музыка.
    Мама поставила в вазу незабудки.
    За зубами нужен уход.
    Мы изучаем азбуку.
    Занятия спортом укрепляют здоровье.
    На вокзал поезд придет без опоздания.
    На столе в вазе стояли розы.
    Захар повел на прогулку Трезора.
    Злата правильно расставила знаки препинания.
    Он не знал, как называется фильм.
    Она сдает экзамен по музыке завтра.
    Зоя купила в магазине зонтик.
    С неба упала золотая звездочка.

    Измени по образцу. Измени каждое предложение, как это указано в образце. Следи за произношением звука [з].

    Образец: Я занимаюсь музыкой. Я разбил(а) вазу.
    Ты занимаешься музыкой. Я забил(а) гвоздь
    Он(а) занимается музыкой. Я записываю задание.
    Мы занимаемся музыкой. Я позвонил(а) Зое.
    Вы занимаетесь музыкой.
    Они занимаются музыкой.

    Распространение предложений. Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука [з].

    Зайчик замерз.
    Зайчик замерз зимой.
    Зайчик замерз зимой в заповеднике.
    Зайчик замерз зимой в заснеженном заповеднике.

    Заиграла музыка.
    Заиграла звонкая музыка.
    В зале заиграла звонкая музыка.
    В зале заиграла звонкая музыка и все затанцевали.

    Помазала порез.
    Зоя помазала порез.
    Зоя помазала порез мазью.
    Зоя помазала порез мазью и завязала бинтом.

    Автоматизация звука З в чистоговорках

    За-за-за – на лугу стоит коза.

    Зу-зу-зу – мы увидели козу.

    Зе-зе-зе – травку дали мы козе.

    Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.

    За-за-за - начинается гроза.

    Зу-зу-зу - ручеёк течёт внизу.

    Зо - зо -зон - в зоопарке есть бизон.

    Зы - зы - зы- вымыли тазы.

    Здесь привязана коза,
    зы-зы-зы, зы-зы-зы
    Мало травки у козы,
    зу-зу-зу, зу-зу-зу
    Отвязали мы козу.
    за-за-за, за-за-за
    Залезает в сад коза,
    зу-зу-зу, зу-зу-зу
    Привязали мы козу,
    за-за-за, за-за-за
    Здесь привязана коза...
    (Начинай сначала!)

    Автоматизация звука З в пословицах

    Ум за разум - денег не надо.
    Много званных, но мало избранных.
    Не тогда дугу загибают, когда запрягают.
    Звал волк козу на обед, да коза не идет.
    Легко сказать, нелегко доказать.
    Сказал, как узлом завязал.
    Знайка с полуслова все понимает, а незнайка на все рот разевает.
    Одной рукой узла не завязать.

    Автоматизация звука З в стихах

    *****
    «З-з-з» - сердилась вновь пчела -
    «Я сегодня очень зла.
    Кто-то в улей мой залез,
    И весь мёд мой вдруг исчез.

    *****
    Из кузова в кузов
    Шла перегрузка арбузов.
    В грозу в грязи от груза арбузов
    Развалился кузов.

    *****
    Замок закрыт на замок.
    У входа в замок - звонок.
    Столетняя пыль на звонке -
    Замок сто лет на замке.

    *****
    Из загона три газели
    На густой газон глазели:
    - Вот бы сигануть с разгона
    Через изгородь загона.

    *****
    Лезут козы
    В грозу в лозу -
    Лозу козы
    В грозу грызут.

    ***
    То одна зима идёт, то другая,
    И метели за окном завывают.
    Только в клетках говорят попугаи,
    А в лесу они язык забывают.

    ***
    В звезде найдешь ты букву З,
    И в золоте, и в розе,
    В земле, алмазе, бирюзе,
    В заре, в зиме, в морозе.
    С.Маршак.

    ***
    Не забуду незабудку,
    Эти синие глаза.
    Нам название напомнит,
    что её забыть нельзя.

    ***
    Мы заходим на вокзал,
    и в большой заходим зал.
    Быть в таком большущем зале
    Можно только на вокзале.

    ***
    Встретиться Змей и Змея захотели.
    Встретиться Змей и Змея не сумели.
    Змей в облаках, а Змея на земле.
    Надо бы Змею спуститься к Змее.

    Считалка
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Будем мы слова считать.
    Зайка, зонтик, змей, корзина,
    ваза, воздух и резина,
    зубы, козлик и тазы,
    зоопарк, завод, возы.
    Посчитай-ка не ленись,
    да смотри не ошибись.

    Звездолёт
    Зажглась зелёная звезда...
    Запустят звездолёт туда.
    Е. Благинина.

    Затея
    Вот весёлая затея -
    запускать на нитке змея.
    Змей летит выше берёз!
    Ветер змея не жалея
    прямо к солнышку понёс.
    И. Демьянов.

    ***
    Зайка, заинька косой,
    что ж ты бегаешь босой?
    Подожди меня в лесу -
    я ботинки принесу.
    И. Кузьмин.

    Завтра
    - Какое ты, Завтра? Дай мне ответ.
    - Пока не имею особых примет,
    но отвечу без запинки:
    Если день начнёшь с разминки,
    с бега и зарядки,
    буду я в порядке.
    А пока я вот какое:
    Не смешное, не плохое,
    потому что тайны «Завтра»
    все узнают только завтра!
    Е. Григорьев.

    Не будь козой
    Идёт коза... Растёт лоза,
    густой листвой одета.
    Глядит коза во все глаза:
    - Не для меня ли это?
    Спешит коза - трещит лоза.
    Козе и горя мало.
    Закрыв глаза, грызёт коза -
    всю красоту сжевала.
    Когда, малыш, ты в сад бежишь,
    обрызганный росою,
    не рви цветов, не гни кустов!
    Не надо быть козою!
    П. Воронько.

    Над заводью зелёной
    Как над заводью зелёной поднялась звезда.
    Пил из заводи лосёнок, - вкусная вода!
    И река весной звенела только для него,
    и звезда не пожалела света своего.
    И была лосиха рада, стоя под сосной.
    Вольно веяло прохладой с заводи речной.
    А. Прокофьев.

    ***
    Едет зайка на трамвае,
    Едет зайка, рассуждает:
    «Если я купил билет,
    Кто я – заяц или нет?»
    А. Шибаев.

    Автоматизация звука З в текстах

    Похожие статьи