• Что такое индульгенция в современной Католической церкви и как ее получить? Значение слова «индульгенция Отпуск грехов за деньги

    07.04.2024

    Стараниями протестантских, а затем и атеистических авторов широкое распространение получило искажённое представление об индульгенциях. Считается, будто индульгенция даёт прощение грехов, причем даже грехов ещё не совершённых; что индульгенцией можно выкупить себя из ада; что индульгенции были выдуманы ради того, чтобы поправить финансовое положение Церкви; что индульгенцию можно было купить. Ну и наконец, что индульгенции применялись только в Католической Церкви.

    На самом деле изначально «indulgentia» - это разрешения на смягчение или отмену епитимьи. Практика выдачи индульгенций восходит к древней церковной традиции и тесно связана с таинством покаяния . Об этом говорится и в Катехизисе Католической Церкви: «Учение об индульгенциях и практика индульгенций в Церкви тесно связаны с последствиями таинства Покаяния». Индульгенции не имеют никакого отношения к прощению грехов. Само определение индульгенции предполагает, что человек, получающий её, уже искренне покаялся в своих грехах и получил за них прощение. «Индульгенция - искупление перед Богом временного наказания за грехи, вина за которые уже прощена» (Indulgentiarum Doctrina , 1).

    При этом действие индульгенции не может быть механическим, но полностью зависит от внутреннего расположения того, кто её получает. Поэтому она может быть получена верующим только после совершения таинства покаяния. И, конечно же, индульгенции никаким образом не могут никого выкупить из ада, а также не могут избавить человека от вечного наказания. Человеку, оказавшемуся в аду, уже никакие индульгенции помочь не могут, вопросами своего спасения он должен озаботиться при жизни. Также индульгенции не выдаются наперёд, за еще не совершённые грехи. Это не разрешение на грех и не прощение будущего греха; ни то, ни другое не может быть дано никакой властью. Неверно мнение, будто индульгенция сокращает пребывание в чистилище на определённое количество дней. Количество дней, которое одно время приписывалось к индульгенции, подразумевало длительность покаянного периода по канонам древней Церкви, который человек должен пройти на земле. О длительности пребывания в чистилище нам ничего не известно, и Католическая церковь об этом не учит, тем более о длительности пребывания там каждого конкретного человека.

    Прямой продажи индульгенций никогда не было. Однако, существовали так называемые благотворительные индульгенции, при получении которых, естественно, с соблюдением вышеуказанных правил, надлежало внести милостыню в какой-либо благотворительный фонд или организацию. Например, индульгенции, объявленные папой Львом X, и послужившие Мартину Лютеру поводом к расколу, выдавались с целью сбора средств на строительство Собора св. Петра в Риме. Однако, практика индульгенций восходит ко временам намного более ранним, чем появление таких благотворительных индульгенций. Поэтому нельзя говорить, будто индульгенции придуманы были церковными иерархами исключительно ради собственного обогащения. Несомненно, что милостыня и сбор средств на церковные нужды, сами по себе, дела благочестивые. К сожалению, поскольку здесь были замешаны деньги, не обошлось и без злоупотреблений. Поэтому практика предоставления таких индульгенций была пересмотрена Тридентским Собором, и в 1567 году папа Пий V запретил любое предоставление индульгенций, включающее уплату каких-либо денежных сумм. Осуждение Церковью прежних злоупотреблений высказано и в Апостольской конституции Павла VI “Indulgentiarum doctrina ”.

    Существовали индульгенции и на Востоке. В Греческой церкви они назывались apheseis и sygchorochartia . Точное время их появления в обиходе православных определить трудно. Иерусалимский патриарх Досифей Нотарас (1641–1707) пишет об индульгенциях как обо всем известной и древней традиции: «Возобладал обычай и древняя традиция, которая известна всем, чтобы святейшие патриархи давали церковному народу грамоту об отпущении грехов (sygchorochartion)». На Руси индульгенции в форме освобождения от публичной епитимьи известны уже в XIII веке. Позднее они получили название разрешительных грамот. В 1463–64 гг. в России разрешительные грамоты выдавал митрополит Кесарии Филипповой Иоаким, при царе Алексее Михайловиче - Константинопольский патриарх Афанасий III, в середине XVII века - Антиохийский патриарх Макарий, грамоты которого ценились больше других и принимались с большей верой, поскольку он объявлял себя преемником апостола Петра. Практика выдачи индульгенций была подтверждена на Константинопольском соборе 1727 года. Этим Собором был составлено «Исповедание веры», подписанное патриархами Константинополя, Иерусалима и Антиохии, в котором, в частности, говорится: «Власть оставления грехов, которое, если подается письменно, Восточная Христова Церковь именует «разрешительными грамотами», а латиняне - «индульгенциями» […] даётся Христом в святой Церкви. Эти разрешительные грамоты выдаются во всей Соборной Церкви четырьмя святейшими патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским». Греки не подвергали сомнению практику выдачи индульгенций как таковую, а лишь настаивали на том, что право выдавать индульгенции принадлежит не только Римскому папе. Известно, что преподобный Никодим Святогорец не отвергал индульгенций.

    Практика «разрешительных грамот» в греческой церкви дожила до середины двадцатого века.

    Дмитрий Лялин

    Индульгенции как возможность избежать "мести" Бога, индульгенции как способ "заплатить за грехи", индульгенции как смягчение жестоких церковных наказаний, ужасные злоупотребления индульгенциями как начало периода реформации, индульгенции как стимул участия в крестовых походах, индульгенции как политическое оружие папы.

    Индульгенция 1517 год

    Согласно католическому учению, средством избавления от вечных мук в чистилище, является индульгенция , что в переводе с латыни означает «послабление», «милость», «снисхождение». Согласно современному католическому катехизису «Индульгенция - это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которую уже заглажена в Таинстве исповеди. Отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая, как распорядительница плодов искупления, раздает удовлетворение из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими» . Индульгенция ближайшим образом означает разрешение от наложенной церковью епитимии. Корни такого церковного обычая лежат в гражданском римском праве.

    Первоначально раскаяние было публичным и его нужно было доказывать «добрыми делами»

    Первоначально церковные наказания состояли в публичном, по большей части годичном покаянии, посредством которого согрешивший и исключенный из общины должен был доказать искренность и твердость раскаяния. «Уже на Никейском Соборе ( г.) епископы получили право сокращать время, назначенное для покаяния, тем отлученным, которых чистосердечное раскаяние было доказано» .

    Доказательством раскаяния могли служить добрые дела, пост, молитва, милостыня, путешествия к св. местам и т. д., совершенные добровольно или возложенные раньше за маловажные проступки, открытые в тайной исповеди священнику. Этим «добрым делам» приписывалось очень большое значение, в ущерб учению о божией благодати.

    По языческо-германским понятиям нужно было «удовлетворить» пострадавшую сторону и тем самым избежать мести

    Оставалось сделать один шаг, чтобы признать «добрые дела» удовлетворением за совершенный грех; это и случилось в западной церкви, под влиянием германских правовых понятий. По языческо-германским понятиям можно было «причиненное кому-либо зло, даже убийство, искупить возмездием» , т.е. добровольным деянием, которое было бы эквивалентно достоинству потерпевшего или важности преступления. Пострадавшая сторона получала, таким образом, удовлетворение и отказывалась от принадлежащего ей права мести.

    Это подход стали использовать и в отношении Бога

    Этот гражданский правовой обычай, перенесенный на религиозные отношения, вызвал представление об удовлетворении Бога, как пострадавшей стороны. «Древнегерманские законодательства, оставаясь верными своему гражданско-правовому характеру, дозволяли не только перенесение наказания на другое лицо, но даже замену его денежною вирою» , по определенному тарифу.

    Церковь, сама страдавшая внешним формализмом и неспособная изменять грубое народное воззрение, нашла в нем опору для того, чтобы добиться, по крайней мере, внешнего признания своей дисциплинарной власти.

    Варварская жестокость обычных в Англии и других странах церковных наказаний требовала их смягчения посредством какой-нибудь замены

    Варварская жестокость обычных в Англии и других странах церковных наказаний наглядно показывали необходимость их смягчения посредством какой-нибудь замены. «В конце VII в. из Англии пошли в обращение так называемые исповедные книги, которые рекомендовались священникам, как руководство при исповеди. Они заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний; например, поста - пением псалмов или милостынею, а также денежным пожертвованием в пользу церкви и клириков» . Появилась и замена лиц при покаянии; богатый мог семилетний срок покаяния окончить в три дня, наняв соответствующее число людей, которые бы за него постились.

    Взгляд, что прощение грехов можно купить за деньги, еще в в. казался богохульным

    Против такого нововведения поднялся крик негодования во всей западной церкви: взгляд, что «прощение грехов можно купить за деньги, казался еще в в. настолько богохульным, что многие провинциальные соборы предписывали сжечь исповедные книги» .

    Но усиливающийся церковный формализм и позже все возраставшее корыстолюбие духовенства обратили злоупотребление в господствующий обычай

    Пожертвования церквам и монастырям, ради искупления грехов, стали обычным явлением. Епископские и папские грамоты щедро наделяли привилегиями церкви, которые всякого жертвовавшего на их учреждение или поддержку освобождали от третьей или четвертой части наказания, иногда даже давали полное очищение от всех грехов.

    Сатана продает индульгенции. Иллюстрация Йенского кодекса. Чехия. XV век.

    Со временем право отпущения грехов и полное прощение перешло в руки одного папы

    Частью вопиющие злоупотребления в распоряжении индульгенциями, частью иерархические интересы побудили папу Иннокентия III () ограничить епископов в праве отпущения грехов, и полное прощение перешло, мало по малу, в руки одного папы. Но за то тем беззастенчивее практиковал сам Рим такой способ отпущения грехов, так что мало по малу он обратился в налог на христиан; так, напр., на Нюрнбергском сейме ( г.) было предложено отпущение грехов, чтобы добыть денег для войны с турками.

    Схоластическая философия поспешила теоретически обосновать право церкви на индульгенции

    Утверждали, что огромные заслуги Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел, которая предоставлена в распоряжение Церкви, для раздачи из ее благодати достойным. Климент VI , в половине XIV века утвердил это учение, причем признал апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища .

    Ужасные злоупотребления в этом деле стали одним из главных поводов к германской и швейцарской реформации

    Таким путем злоупотребление получило еще более широкое распространение. Бесстыдство, с которым Лев Х в и гг., под предлогом войны с турками, на самом же деле для постройки храма святого Петра в Риме и покрытия издержек своего двора, отдал на откуп индульгенции и наложил контрибуцию почти на всю Европу, было одним из главных поводов к германской и швейцарской реформации.

    Знаменитые тезисы, прибитые Лютером в г. к дверям дворцовой церкви были направлены только против злоупотребления индулигенциями

    В споре Лютера против торговли индульгенциями, производившейся преимущественно доминиканцами, схоластическая теория подверглась всестороннему обсуждению. Знаменитые тезисы, прибитые Лютером 31 октября г. к дверям дворцовой церкви в Виттенберге, были направлены не против индульгенции, а против злоупотребления ими, т.е. против того, что Лютер считал тогда только злоупотреблением.

    Сертификат о прохождении исповеди. 1521 год

    Индульгенции за крестовые походы

    Обнаружившиеся индульгенции в собственном смысле, даровавшиеся верным, начавшись в XIвеке еще только понемногу, «становились более обычными в XIIвеке и позднее» . Иногда было сложно определить в каждом отдельном случае, имеем ли мы дело уже с истинной и прямой индульгенцией, или с одной из форм смягчения епитимьи, поскольку продолжала существовать практика пенитенциалов, к тому же, примерно в это время распространилась традиция монашеской аскезы в виде самобичевания.

    Бичевание, как средство покаяния и аскетическое упражнение

    Первое, по свидетельству Бурхардасвоим появлением обязано Беде Достопочтенному (735 г.), состояло в том, что «кающийся неистово бил себя в грудь, падал на землю, стоял подолгу на коленях с распростертыми руками» . Касательно второго можно заметить, что бичевание, как средство покаяния и аскетическое упражнение получило особое развитие у итальянских отшельников X–XI веков; считается, что первым совершителем такой практики был «Святой Парадульф, живший во франкском королевстве около 737 года» . Святой Католической Церкви Доминик Закованный (1060 г.), по свидетельству Петра Дамиани (1072 г.), приводимому одним исследователем, учил, что «три тысячи ударов, при пении десяти псалмов соответствуют годовой канонической епитимьи; столетнюю же епитимью можно заменить пятнадцатью тысячами ударов при пении всей псалтири» . Относительно покаянной дисциплины латинских пенитенциариев необходимо сказать, что в них допускаются замены и выкупы, но, как говорит католический ученый Шмитц, выкупы - «специальная принадлежность англо-саксонских и германских поместных Церквей; в пенитенциалах же римской... Церкви находятся инструкции, которые предписывают священникам обращать тщательное внимание на личные качества кающегося и налагать соответствующие наказания, но в них нет и следа подробного изложения общих правил выкупа, напротив, в римских пенитенциалах даже постоянно повторяется определение, что тот, кто чужие грехи возьмет на себя или будет за плату поститься вместо другого, тот должен быть исключаем из церковного общения и недостоин называться христианином» .

    Кроме принятия участия в Крестовых походах, ндульгенции даровались и за участие в борьбе Церкви против еретиков

    Так папа Иннокентий IIIв 1209 г. объявил «полную индульгенцию тем, кто примет участие в крестовом походе против альбигойцев» .

    Но все, же более частым употреблением пользовались индульгенции по поводу освящения храмов

    Дарование означенных индульгенций доходило до злоупотребления настолько, что по этому поводу на «величайшем соборе средневековья» , созванном за год до смерти Иннокентия IIIв Латеране, было издано следующее постановление: - «Поскольку через дарование излишних индульгенций, которые не стыдятся расточать церковные прелаты, презирается власть ключей Церкви и ослабляется покаянное рвение, мы постановляем, чтобы при освящении храмов время полученной индульгенции не превышало сорока дней. Также мы предписываем, чтобы число дней, даруемых индульгенций регулировать постановлениями об индульгенциях, издавая которые каждый раз для каждого конкретного случая, сообразовываться с обычаем, соблюдаемым в этом деле, имеющим полноту власти Римским Понтификом»

    К 1520 году церковь, казалось, была близка к краху в глазах многих наблюдателей. Злоупотребления почти не скрывались; богатый банкир и торговец Лоренцо де Медичи возвел одного из своих младших сыновей, Джованни, в сан кардинала в возрасте 17 лет, а затем и папы в возрасте 38 лет. Джованни (папа Лев X) пустил сокровища Ватикана на оплату работ Рафаэля и Микеланджело и на окончание строительства собора Святого Петра в Риме. Как и другие папы, Лев пополнял доходы за счет дани, которую платили ему новые епископы и архиепископы (обычно в размере годового дохода). Папа Лев назначил Альберта Бранденбургского архиепископом Майнца (высший церковный пост в германских государствах), требуя от Альберта заплатить свой годовой доход, полученный от продажи индульгенций (объявления священником искупления грехов).

    Индульгенция - объявление священником искупления грехов. Индульгенция уменьшала грешникам наказание, которое они могли получить на земле, и как бы очищала их грехи, но не меняла наказания для тех, кто проклят навечно. Практика продажи индульгенций развилась наряду с практикой исповеди и искупления в Римско-католической церкви в качестве заверения кающихся грешников в Божьей милости и прощении.

    Тема индульгенций стала вопросом, вокруг которого и развернулась протестантская реформация.

    Продажа индульгенций вызвала гнев многих христиан в Средние века, равно как и остальная политика Римско-католической церкви. Ранний реформатор Джон Уайклиф (1324 - 1384) предвосхитил многие идеи Мартина Лютера и Жана Кальвина, возникшие 200 лет спустя, и учил, что все христиане являются священниками, и нет нужды в посредниках между ними и Богом. Он верил в доктрину предопределения - Бог выбирает тех, кто спасется. Индульгенции, хотя они часто и сопровождались действительным раскаянием и искуплением, обычно просто покупались грешниками, ищущими путь для очищения своей совести и восстановления своих привилегий в обществе.

    На латыни три догмата протестантизма выражались словами sola fide, sola gratia, sola scriptura. Они переводятся как только верой, только милостью, только Писанием, и протестанты ссылаются на них как Solas Реформации.

    Пойдя дальше, Уайклиф отрицал причастие, святых, реликвии и паломничества как необходимые для спасения. Его поддержали другие проповедники и священники: Ян Гус в Богемии, Джон Пуппер в Нидерландах, Иоганн Везель в Майнце, Джироламо Савонарола во Флоренции - все они стремились к большей чистоте в Римско-католической церкви и в обществе в целом. Уайклиф, Гус и Эразм сделали новые переводы Библии и других древних текстов, подчеркивая важность первоисточников в христианской вере, для того чтобы приходские священники и даже обычные люди имели возможность прочитать их самостоятельно. И вот здесь в нашем повествовании появляется Мартин Лютер.

    Лютер был монахом с докторской степенью, который начал сомневаться, что его молитвы, посты, исповеди и искупления освободят от вечных наказаний, которые ожидают грешника в будущем. В 1519 году Лютер вызвал на спор по поводу использования индульгенций своих коллег-богословов в немецком городе Виттенберге. В этих и последующих дебатах, равно как и в широко известных трудах Лютера, появились три постулата, ставшие центральными принципами протестантизма:

    1. Христиане получают оправдание от Бога - или духовное очищение - через веру, но не через такие церковные ритуалы, как исповедь, искупление и индульгенции.

    2. Христиане спасаются от греха и смерти Божьей милостью, но не через свои собственные добрые деяния или выдающиеся личные качества.

    3. Христианская вера базируется на Библии, а не на папских эдиктах и церковной традиции.

    Таобао — самый большой Китайский аукцион. Прежде чем совершить покупку, почитайте про таобао отзывы . Они в большинстве своём будут положительны.

    Как избавление от покаяния превратилось в отпущение греха и каким образом возможность купить себе прощение связана с добрыми делами Богоматери

    Подготовила Светлана Яцык

    Индульгенция, выданная 13 мая 1345 года в Авиньоне 12 архиепископам и епископам для прихода Святого Креста, больницы и всех церквей и часовен города Швебиш-Гмюнд Hauptstaatsarchiv Stuttgart

    Слово «индульгенция» происходит от латинского indulgentia («милость», «прощение») и означает полное или частичное освобождение верующего от наказания (poena) и, соответственно, от искупительного действия или покаяния за грехи.

    Первые индульгенции появились в XI веке во Франции; в них папы и епископы официально, в форме юридического акта, объявляли о своем заступничестве за верующих перед Богом и на этом основании частично или полностью избавляли их от необходимости покаяния. Отпущение вины (culpa) за совершенный грех считалось подвластным только Богу; индульгенции воспринимались как уступка несовершенству и слабости мирян, неспособных на тяжелую искупительную работу, а «эффективность» грамот объяснялась особой заступнической молитвой высокого церковного иерарха за прегрешивших. Впрочем, тогда индульгенция давала лишь избавление верующего от временной кары — то есть примирение с Церковью, а не полное прощение.

    Католицизму в Средние века был свойственен мистический юридизм и своеобразный квантитативный подход: все грехи классифицировались в соответствии с их тяжестью, для каждого из них (не считая смертных) была установлена мера наказания. Считалось, что римский папа имеет право определять степень благодатности того или иного действия и того или иного святого места, а также силу того или иного святого заступника. Исходя из этого основанием для индульгенции признавались некоторые дела — например, паломничество или молитва в определенной церкви.

    Поворотным пунктом в развитии индульгенций стало начало Крестовых походов: всем, кто отправлялся в Святую землю, папа даровал indulgentia plenaria («полное прощение»). Позднее, приблизительно с середины XIII века, в работах ученых богословов и в сознании людей утвердилось представление о том, что индульгенции могут избавлять «от вины и наказания» (а culpa et poena), то есть прощать сам грех. В массовом сознании это представление распространялось на все индульгенции, чему немало способствовали злоупотреблявшие порой своей должностью священники — распространители индульгенций (так называемые квестарии).

    Следующий перелом пришелся на 1343 год, когда официальный статус приобрела так называемая доктрина сокровищницы церкви: добрые дела Иисуса Христа, Девы Марии и святых составляют некий запас, «сокровищницу», из которой могут черпать другие христиане. Святость одних представителей сообщества христиан превышает греховность других, и именно это делает индульгенцию возможной.

    Движение к злоупотреблению торговлей индульгенциями, подвигнувшему Мартина Лютера написать знаменитые «95 тезисов», было постепенным. В XV-XVI веках выплата определенной суммы в пользу Церкви стала повсеместно считаться достаточным основанием для индульгенции. В начале XVI века папа Лев X даровал индульгенции тем, кто жертвовал деньги на строительство собора Святого Петра в Риме, а доминиканец Иоганн Тецель продавал однотипные индульгенции всем желающим — как считается, совершенно не заботясь о том, раскаялись ли покупатели этих грамот в своих грехах.

    Католическое духовенство осудило практику использования индульгенций как средства пополнения казны на Тридентском соборе в 1563 году. Впрочем, Собор запретил только продажу индульгенций, но не практику их дарования, подробно описав, каким образом человек может получить грамоту о прощении. Индульгенции существуют в католической церкви и сегодня, однако в ином виде: теперь их регламентирует булла Павла VI Indulgentiarum Doctrina («Учение об индульгенциях»), опубликованная в 1967 году. 

    Индульге́нция - ближайшим образом означает разрешение от наложенной Церковью епитимьи .

    Первоначально церковные наказания состояли в публичном, по большей части годичном покаянии, посредством которого согрешивший и исключенный из общины должен был доказать искренность и твердость раскаяния. Уже на Никейском соборе () епископы получили право сокращать время, назначенное для покаяния, тем отлученным, которых чистосердечное раскаяние было доказано. Доказательством раскаяния могли служить добрые дела, пост, молитва, милостыня, путешествия к св. местам и т. д., совершенные добровольно или возложенные раньше за маловажные проступки, открытые в тайной исповеди священнику. Этим "добрым делам" приписывалось очень большое значение, в ущерб учению о Божией благодати . Оставалось сделать один шаг, чтобы признать "добрые дела" удовлетворением за совершенный грех; это и случилось в Западной Церкви под влиянием германских правовых понятий.

    По языческо-германским понятиям можно было причиненное кому-либо зло, даже убийство, искупить возмездием (Busse), т е. добровольным деянием, которое было бы эквивалентно достоинству потерпевшего или важности преступления. Пострадавшая сторона получала таким образом удовлетворение и отказывалась от принадлежащего ей права мести. Этот гражданский правовой обычай, перенесенный на религиозные отношения, вызвал представление об удовлетворении Бога, как пострадавшей стороны. Древнегерманские законодательства, оставаясь верными своему гражданско-правовому характеру, дозволяли не только перенесение наказания на другое лицо, но даже замену его денежной вирой (Wergeld) по определенному тарифу.

    Церковь, сама страдавшая внешним формализмом и не способная изменить грубое народное воззрение, нашла в нем опору для того, чтобы добиться по крайней мере внешнего признания своей дисциплинарной власти. Варварская жестокость обычных в Англии и других странах церковных наказаний наглядно показывали необходимость их смягчения посредством какой-нибудь замены. В конце VII в. из Англии пошли в обращение так называемые исповедные книги , которые рекомендовались священникам как руководство при исповеди. Они заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний; напр. поста - пением псалмов или милостыней, а также денежным пожертвованием в пользу церкви и клириков. Появилась и замена лиц при покаянии; богатый мог семилетний срок покаяния окончить в три дня, наняв соответствующее число людей, которые бы за него постились. Против такого нововведения поднялся крик негодования во всей Западной Церкви: взгляд, что прощение грехов можно купить за деньги, казался еще в в. настолько богохульным, что многие провинциальные соборы предписывали сжечь исповедные книги. Но усиливающийся церковный формализм и позже все возраставшее корыстолюбие духовенства обратили злоупотребление в господствующий обычай. Пожертвования церквам и монастырям ради искупления грехов стали обычным явлением. Епископские и папские грамоты щедро наделяли привилегиями церкви, которые всякого жертвовавшего на их учреждение или поддержку освобождали от третьей или четвертой части наказания, иногда даже давали полное очищение от всех грехов.

    В в., при папе Александре II , впервые появляется название indulgentia. Чтобы поощрить участие в крестовых походах , на Клермонском соборе (1095-1096) было объявлено крестоносцам и лицам, поддерживавшим крестовый поход денежной помощью, полное или частичное прощение канонического и даже божьего наказания, как для них лично, так и для их близких родственников, живых и умерших.

    Такой способ поощрения пережил крестовые походы. Явилась привычка легкого отношения к прощению грехов: его стали давать, напр., за посещение известной церкви в известные дни, за слушание проповеди; дошло даже до того, что за известное благочестивое дело можно было получить прощение будущих грехов и помилование для грешников, страдающих в чистилище . Частью вопиющие злоупотребления в распоряжении индульгенциями, частью иерархические интересы побудили папу Иннокентия III (1215) ограничить епископов в праве отпущения грехов, и полное прощение (indulgentiae plenariae) перешло мало-помалу в руки одного папы. Но зато тем беззастенчивее практиковал сам Рим такой способ отпущения грехов, так что мало-помалу он обратился в налог на христиан; так, напр., на Нюрнбергском сейме (1466) было предложено отпущение грехов, чтобы добыть денег для войны с турками.

    Схоластическая философия поспешила теоретически обосновать право церкви на индульгенции. Утверждали, что огромные заслуги Христа , Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел (opera superrogationis), которая предоставлена в распоряжение церкви для раздачи из нее благодати достойным. Климент VI в половине XIV стол. утвердил это учение, причем признал апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища. Таким путем злоупотребление получило еще более широкое распространение.

    Бесстыдство, с которым Лев Х в и гг. под предлогом ведения войны с турками, на самом же деле для постройки храма св. Петра в Риме и для покрытия издержек своего двора, отдал на откуп индульгенции и наложил контрибуцию почти на всю Европу, было одним из главных поводов к германской и швейцарской Реформации . В споре Лютера против торговли индульгенциями, производившейся преимущественно доминиканцами , схоластическая теория подверглась всестороннему обсуждению. Знаменитые тезисы, прибитые Лютером 31 октября г. к дверям дворцовой церкви в Виттенберге , были направлены не против индульгенций, а против злоупотребления ими, т. е. против того, что Лютер считал тогда только злоупотреблением. Папские индульгенции, утверждал он, не могут простить грехи или избавить от божьей кары, но могут только освободить от церковного наказания, наложенного по каноническому праву, и то только относительно живых, так как индульгенции не в состоянии освободить от чистилища . Еще далее пошел Лютер в изданной вскоре "Речи об отпущении и благодати", где отвергал схоластическое учение о сатисфакции как третьей части таинства покаяния или о необходимости искупления грехов "добрыми делами", чем подрывал теоретическое основание индульгенций. Доминиканцы Конрад Вимпина и Сильвестр Приериас постарались, напротив, дать теоретическое оправдание практическому пользованию индульгенциями. По существу, их учение то же самое, которое было выработано Александром Галесом († 1245) и Фомой Аквинским († 1274). Учение это, отвергнутое Реформацией , было утверждено буллой папы Льва Х (9 ноября г.) и сохранено без изменений Тридентским собором . По его постановлениям таинство покаяния должно состоять из трех частей: раскаяния, исповеди и удовлетворения (contritio cordis, confessio oris, satisfactio operis). На исповеди разрешением священника прощается грех и дается избавление от вечных мук ада; но для освобождения от временного наказания согрешивший должен дать удовлетворение , которое определяется церковью. Под именем временных наказаний разумеется не только церковное покаяние, наложенное по каноническому праву, но также и божья кара, частью на земле, частью в чистилище , для тех душ, которые, будучи спасены от ада, подлежат после смерти очищению. Власть церкви прощать церковные и божьи наказания основана на неисчислимых заслугах Христа и святых и собравшейся таким путем сокровищнице добрых дел, которой располагает церковь. Из этой сокровищницы через посредство индульгенций Церковь может раздавать блага тем, кто в них нуждается. Но прощение простирается каждый раз на столько, на сколько его отпускает индульгенция; согрешивший получает его не безвозмездно, потому что это было бы противно божьей справедливости; от него требуется какой-нибудь благочестивый подвиг, который церковь могла бы считать эквивалентным прощению, хотя бы он сам по себе был очень ничтожен. Так как характер и размер подвига не принимается в расчет, то наряду с участием в братствах, путешествиями к святым местам, посещением церквей, поклонением мощам и т. п. могут стоять денежные пожертвования на благочестивые дела. Внесение небольшой суммы доказывает, по меньшей мере, что согрешивший с верой идет навстречу благодатному действию церкви. Если при этом отпущение дается под условием участия в благочестивом предприятии, то жертвователь по размеру своего дара участвует в заслуге доброго деяния и в награде за него, заслуга же эта при помощи индульгенции может устранить на земле возложенное наказание. Церковь имеет также власть освобождать от наказания в чистилище, если живущие на земле получают индульгенцию для умершего. На том же основании, по которому заупокойные обедни считаются действительными для уменьшения мучения христиан в чистилище, должны иметь силу и индульгенции; хотя умерший не может сам простирать "просящую руку", ее заменяют заслуги святых, находящиеся в распоряжении церкви, и добрые дела оставшихся на земле. Индульгенции, которые церковь дает живым в силу принадлежащей ей власти (per modum absolutionis), находящимся в чистилище могут быть даны только как могучее ходатайство (per modum suffragii), что не составляет разницы в результате, так как церковь никогда не просит понапрасну.

    Похожие статьи
    • Семья буша Состояние буша младшего

      Родился 6 июля 1946 года в Нью-Хевене, штат Коннектикут, отец – 41-й президент США Джордж Герберт Уокер Буш. Первое образование в биографии Буша было получено в Академии Филлипса. Затем он обучался в Йельском университете, где в 1968 году получил...

      Блоки
    • ПМС: что это и как с ним быть

      Большинству женщин присуще проявление сильной чувствительности, изменчивости настроения, внезапных вспышек злости. Но далеко не всегда такие особенности поведения объясняются только тонкостями характера. На самом деле психологическое состояние...

      Смеси 
    • Cтудентам и школьникам книги биохимия Биохимия северин синий

      Название: Биохимия. Северин Е.С.Год издания: 2004Размер: 26.09 МБФормат: pdfЯзык: РусскийВ представленном учебнике рассмотрены основные базовые вопросы программы биохимии - биохимия основных классов биоорганических соединений, метаболизм...

      Смеси