• Правописание приставок. Правописание русских приставок Как пишутся приставки неизменяемые на письме

    21.12.2023

    Русский язык невероятно богат и отчасти благодаря морфемам, которые, участвуя в словообразовании, создают новые слова . Приставка, она же префикс , - важнейшая морфема, без существования которой половина слов исчезла бы. Ставится она перед корнем и количество этой морфемы в слове может достигать трёх единиц!

    Вконтакте

    Одноклассники

    Многие приставки русского языка образованы от синонимичных предлогов. Например: слово отглагольный образовано от сочетания предлога с существительным, от глагола. Некоторые из них заимствованы из других языков. Например, морфема «анти-» означает «противоположность» или же «враждебность». Чтобы быть грамотным и образованным человеком , необходимо знать не только правописание приставок, но и их значение. Данные морфемы в русском языке по форме бывают неизменяемые и изменяемые.

    Неизменяемые приставки

    Даже не выучивая весь список наизусть, невероятно сложно ошибиться в написании неизменяемых приставок. Они пишутся одинаково при любых обстоятельствах, независимо от того, стоит ли гласная или согласная после них, глухой звук или же звонкий.

    • «о-» , например: окликнуть, обернуться, окинуть;
    • «до-» , например: доехать, добежать, доплыть;
    • «по-» , например: постичь, пожарить, постепенно;
    • «про-» , например: пролежать, пролазить, пробежать;
    • «пра-» , например: прабабушка, прадедушка, праславянский (приставка употребляется в том случае, если слово имеет значение родства, изначального и древнего);
    • «на-« , например: набег, нападение, народ;
    • «за-» , например: застрелить, записать, забежать;
    • «над-» («надо-») , например: надорвать, надсмеяться, надоить;
    • «под-» («подо-») , например: подоконник, подтачивать, подсказывать;
    • «от-» («ото-») , например: отточить, оторвать, отогнуть;
    • «об-» («обо-») , например: оборванный, обсыпанный, обход;
    • «в-» («во-») , например: вцепляться, ворваться, вход;
    • «пред-» , например: предвестник, предвесенний, предшествовать;
    • «пере-» , например: переехать, передвинуть, переждать;
    • «с-» («со-») , например: согнать, сбежать, сдвинуть.

    Стоит заметить, что приставки «з-» в русском языке не существует. В начале слова перед согласным буква «з» ставится лишь в нескольких словах: здание, здесь, здешний, здоровье, не видно ни зги.

    Изменяемые

    Запомнить, то как они пишутся, довольно легко . Важно смотреть на букву, с которой начинается корень, следующий за первой морфемой. Если звук звонкий, то и приставка будет оканчиваться на звонкий согласный. Если же звук глухой, то и окончание её будет глухим.

    Важно знать , что это правило неприменимо к словам, приставка в которых неизменяема: сдаться и сгруппироваться.

    «Не-» и «ни-» употребляются чаще всего в отрицательных и неопределённых местоимениях , а также отрицательных наречиях, образованных от местоимений. Определить, какая гласная буква будет употребляться довольно просто. Если на морфему падает ударение, то пишем «е», если же приставка безударная - «и».

    Например: некто - никто, нечто - ничто, некогда - никогда и т. д.

    Это правило применимо к словам других частей речи только в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений или наречий. Например: ничтожный, никчёмный.

    Правописание «пре-» и «при-»

    «Пре-» и «при-» возможно, самые сложные в написании, потому как необходимо знать все их значения.

    Начнём с «при-». Она имеет следующие значения:

    1. Значение приближения. Приезжать, прибегать.
    2. Значение неполноты действия . Пристукивать, притоптывать.
    3. Значение присоединения и скрепления . Приплюсовывать, припаять, пришить.
    4. Значение близкого расположения , прилегания к чему-либо, соседства. Пригород, прибрежье.

    «Пре-» употребляется в тех случаях, когда:

    1. Означает высокую степень или качество . Проверить себя можно, заменив её словом «очень». Преинтереснейший (очень интересный), прехорошенькая (очень хорошенькая).
    2. Имеет значение «чрез» и синонимична «пере-» . Преступник (т.е. человек перетупивший через закон), преображение.

    Следует тщательно проанализировать слово, чтобы не допустить ошибок, ведь в зависимости от того, какая буква будет использоваться, значение слов будет меняться. Предать друга, но придать значения. Пребывать в стране, но прибывать в страну. Приклониться в дверях, но преклоняться таланту.

    Сложно это правило и тем, что в результате заимствований в нашем языке появились слова, значение которых не всегда просто понять. Вот некоторые из них: преамбула, прерогатива, прецедент, примитивный.

    Иноязычные приставки

    Изучать значение тех или иных иноязычных частей слова не только невероятно полезно, но и интересно. Большинство из них было заимствовано из латинского и греческого языков.

    • «А-» имеет отрицательное значение и указывает на отсутствие какого-то признака. Ахроматизм, алогичный, аморальный ;
    • «Анти-» используется в русском языке для образования слов, имеющих значение противоположности . Антинаучный, антибактериальный, антивирус;
    • Значением высшей степени и превосходства обладает морфема «архи-» . Архипастырь, архиважный;
    • С помощью приставки «гипер-» указывают на превышение нормы. Гиперактивность, гиперчувствительность;
    • «Диз-» (употребляется перед гласными) и «дис-» (употребляется перед согласными) несут в себе значение разделения и отрицания. Дисбаланс, дисгармонировать;
    • Заимствованная «контр-» синонимична русской приставке против. Контрнаступление.

    Чтобы хорошо усвоить правописание приставок, желательно разобраться с их видами. Все приставки русского языка делятся на изменяемые и неизменяемые.

    Неизменяемые приставки

    Неизменяемые приставки во всех словах пишутся одинаково. Таких приставок много: с-, над-, под-, пред-, перед-, в-, на-, за-, под-, до-, про-, пра- и др.

    Изменяемые приставки

    Написание изменяемых приставок вариативно. Они, в свою очередь, делятся ещё на две группы.

    Изменяемые приставки, зависящие от произношения

    (а также от звука, который следует за приставкой). Это приставки, которые оканчиваются на -з и -с: раз-(рас-), низ- (нис-), воз-(вос-), из-(ис-) и т.п.

    Правило: если после приставки следует звонкий согласный или гласный, приставка будет оканчиваться на –з , если глухой – на –с .

    Примеры: раз бросать – рас ширение, низ ложить – нис падать, воз любить – вос хождение, из бить, из огнутый – ис ходить.

    Примечание . Будьте внимательны с приставками раз-(рас-), роз-(рос-). Их правописание требует знание ещё одной орфограммы: под ударением пишем раз-(рас-) , без ударения — роз-(рос-) : ра зливать — ро злив, ра счертить — ро счерк .

    Изменяемые приставки, зависящие от значения .

    Приставка – значимая часть слова, а потому вполне закономерно, что каждая приставка обладает тем или иным значением. У приставок пре- и при- от значения напрямую зависит правописание, а потому основные значения приставок пре- и при- нужно запомнить.

    Правило . Приставка пре- равняется по значению слову очень (преглупый = очень глупый, пресмешной = очень смешной) или неизменяемой приставке пере- (преградить = перегородить) .

    Приставка при — имеет гораздо больше значений:

    приближение (прибегу),

    присоединения (приклеивать),

    прибавления (прибавленный) ,

    близость (привокзальный),

    неполнота действия (прилёг),

    совершение действия в чьих-то интересах (присвоишь),

    доведение действия до конца (придумаем).

    Различные виды русских приставок представлены на этой схеме:

    Правописание приставок пре- и при- связано с рядом сложностей:

    • в некоторых словах значение приставок с течением времени стало неясным (преследование, причуда и т.п.) ;
    • в некоторых словах в современном русском языке приставки пре-, при- уже не выделяются, стали частями корней, а значит и подчинить написание слов правилам невозможно (присутствовать, препятствие) ;
    • в русском языке немало заимствованных слов, начинающихся с пре- и при- : разумеется, никакие приставки в них не выделяются и русским правилам такие слова не подчиняются (привилегия, президент) .

    Получается, что немало слов с пре- и при- необходимо попросту запомнить, потому что определить их написание по правилу невозможно. Вот лишь некоторые из этих слов:

    И ещё один нюанс. Н-екоторые слова звучат похоже или одинаково, однако в них в зависимости от значения пишется пре- или при . Разумеется, написание таких слов требует внимательности: нужно определить лексическое значение слова, а затем вспомнить, какая приставка в этом слове пишется. Вот эти слова (список, конечно же, неполный):

    по теме «Правописание приставок»

    Приставка - словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере -делать, пре -хорошенький, при -морье, кое -где, пере -о-деть).

    I. Правописание некоторых приставок надо запомнить, они не изменяются ни при каких условиях (до нести, от нести, за нести и т.д.). К этим же приставкам относятся:

    об-: об мерить, об тесать ;

    от-: от губить, от варить ;

    над-: над писать, над бить ;

    под-: под водный, под писка ;

    пред-: пред видение, пред чувствовать ;

    в-: в писать , в крутую ;

    с-: с варка , с делать ;

    пере-: пере оценить , пере доверить ;

    до-: до бежать , до писать и др.

    В конце приставок может быть беглый гласный о : об вить - обо значить, от бирать - ото брать, над пись - надо рвать, в резать - во рваться, с бить - со рвать и т. д.

    В безударной приставке пишется та же гласная, что и под ударением в соответствующей приставке однокорневого слова: без дарный (бЕз дарь), бес толковый (бЕс толочь), за морозить (зА морозки), за писать (зА пись), под купить (пОд куп), про блеснуть (прО блеск), про рвать (прО рванный), по ходить (пО ходя).

    В русском языке приставка а - пишется только в заимствованных словах: а логичный, а морфный.

    Приставка па - пишется в словах: па водок, па водковый, па водочный (спец.); паволока (др.-русск. "привозная нарядная ткань"); па губа , па губный , па губно , па губность (ср. родственные слова: загубить , погубленный ); в остальных случаях пишется только приставка по-: по бродить , по смотреть , по ход , по ездка .

    Приставка пра - со значением "первоначальный, наиболее древний" пишется в словах: пра история, пра зелень, пра родина, пра славянский, пра язык; пра бабка, пра бабушка, пра внук, пра внучка, пра дед, пра дедушка, пра матерь, пра отец, пра родитель, прапра внучка.

    В остальных случаях пишется приставка про -: про образ, про вожатый, про гневаться, про житок, про зорливый.

    Конечные согласные приставок, кроме согласной з , на письме сохраняются независимо от произношения: под бросить - под прыгнуть (хотя во втором слове произносится звук [т]), от пилить - от бить (хотя во втором слове произносится [д]), пред видение - пред чувствие , в нести - в писать .

    Приставка с - не изменяется независимо от того, перед глухим или звонким согласным она находится: с бить , с дать , с делать , с гореть .

    В словах зга (в сочетании ни зги не видно), здание, здесь, здоровый буква з входит в состав корня, она появилась как результат отражения на письме озвончения согласного [с]; ср.: зга - из стьга ("путь, дорога"), здесь - из указательного местоимения сь и суффикса -де-, здоровый - из приставки с- и корня -дорвъ ("дерево"). Слово здание (старославянское по происхождению) образовано от глагола зьдати ("строить, созидать") и имеет тот же корень, что и в современном слове зод-чий , а также в словах со-зд-ать, со-зид-ать.

    От слов с приставкой пере - следует отличать слова с иноязычной приставкой пери - , напр.: пери гей, пери центр (термины астрономии), пери кардит, пери тонит (медицинские термины), пери скоп, пери петия, пери фраз или пери фраза (филологический термин; отсюда глагол пери фразировать, но ср. пере фразировать ‘сказать, изложить иначе’).

    На конце иноязычных (латинских) приставок ультра - и экстра - пишется непроверяемая буква а , напр. ультра революционный, экстра ординарный, экстра верт . Однако в словах с латинской приставкой интра - (интро - ) различаются написания с буквами а и о : ср., напр., интра зональный, интра молекулярный и интро екция, интро скопия, интро верт.

    II. В приставках, оканчивающихся на з(с), перед гласными и звонкими согласными пишется з, а перед глухими - с в соответствии с произношением: разб ежаться , но расп исаться .

    Приставки без-, воз-(вз-), из-, низ-, раз-(роз-), чрез-(через-) пишутся в соответствии с произношением: перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) пишется з , а перед глухими (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) - с: без -аварийный, без -умный, раз -удалый; без -бедный - бес -плодный, без -вредный - бес -форменный, без -грамотный - бес -корыстный; воз -дать - вос -кликнуть, воз -наградитъ - вос -питатъ, вз -лелеятъ - вс -колыхнутъ; из -братъ - ис -полнитъ, из -ведатъ - ис -поведать; низ -вергнутъ - нис -падать; раз -бивка - рас -кладка, роз -лив - рос -пись; чрез -мерный - черес -полосица, раз -жечь - рас -чистить. Ср. также написание двойных согласных на стыке приставки и корня: беззаботный - бессвязный , воззвать - восстать , иззелененный - иссинить , иззубрить - иссечь , раззвонить - расстегнуть .

    В словах расчет, расчетливый, расчесть пишется с , так как приставка прибавляется к корню -чет (ср.: вычет, нечет, учет, счет, вычесть ) .

    Слово бес счетный образовано от слова счёт: бес -счет-н-ый (без счета + н; ср. бес -числ-енн-ый ).

    В словах рассчитать, рассчитывать, рассчитанный приставка рас- прибавляется к корню -счит- (ср.: обсчитать, пересчитать, отсчитать ), который исторически включает приставку с- .

    В слове рас сориться пишутся две одинаковые согласные, так как для русского языка сочетание трех одинаковых согласных не свойственно (рас -ссоритъся ). В словах исчезать , чересчур пишется с- , так как исторически они образованы от корней чезати ("пропадать") и чур ("грань, граница, предел"; ср.выражение: чур меня), к которым прибавлены соответствующие приставки.

    Слова разевать , разинуть , разорить в современном языке непроизводные (приставка не вычленяется), поэтому пишется одна з.

    В первой части сложных слов конечная согласная з не изменяется (хотя произносится [с]), так как подобные слова образованы по способу слияния: близ сидящий , близ стоящий , из -под (ср.: близ + сидящий, из + под); но: ис подлобья , ис поднизу , ис подтишка пишутся через с, так как здесь ис- [из-] - приставка.

    Иноязычные приставки дез-, диз- (дис-) не зависят от качества согласного, перед которым они находятся в слове. Выбор той или иной приставки определяется другим правилом: перед гласной корня и перед з пишется приставка дез- (диз-) , перед согласной - дис-: дез аминирование, дез инсекция, дез интегратор, дез инфекция, дез одорация, дез ориентация, дизъ юнкция, дизъ юнктивный; дис гармония, дис локация, дис квалификация, дис кредитировать, дис курсивный, дис позиция.

    III. В приставках роз- (рос-) - раз- (рас-) гласные а и о пишутся в соответствии с произношением: под ударением - о, без ударения - а: рОз данный - раз дать, рОс пись - рас писать, рОс сыпи - рас сыпать (но: роз ыскной, роз ыскник).

    IV. После приставок, которые оканчиваются на согласный, в соответствии с произношением вместо И пишется Ы:

    1. Буква Ы вместо И в корне пишется в соответствии с произношением после всех русских приставок, оканчивающихся на согласную, кроме приставок меж- и сверх-: играть - под -ыграть, раз -ыграть, роз -ыгрыш; идти - пред -ыдущий; импровизировать - с -ымпровизироватъ; инвентарь - без -ынвентарный; индеветь - об -ындеветъ; интеллигент - об -ынтеллигентиться; итог - под -ытожить; июль - пред -ыюльский (происхождение корня - русский или иноязычный - при этом не учитывается).

    2. После приставок меж- и сверх - гласная и не изменяется, так как после к, ч, х, ж в русском языке ы не пишется: меж -институтский, сверх -изысканный; ср. также: четырех -игольный, трех -импульсный .

    Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: культинвентарь, Совинформ.

    В слове вз имать (вз + др.-русск. има-ти - "брать") в соответствии с произношением пишется и (хотя приставка оканчивается на согласную). В родственных словах с другими приставками согласно общему правилу пишется ы; ср.: изымать, подымать, отымать (прост.), но после согласной н гласная и сохраняется: отнимать, поднимать, снимать .

    После иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную (дез-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, транс- ), и не изменяется: дез -информация, контр -игра, пост -импрессионизм (но: предымпрессионизм), пост -инфарктный (но: предынфарктный), супер -интендант, транс -иранский.

    В приставке из- , если она следует после другой приставки, оканчивающейся на согласную, и также переходит в ы : без -ызвестный (из-вестный), без -ысход-ный (ис -ход), небез -ызлишне (из -лишне), также в словах сыздавна, сызмальства, сызнова .

    Формулировка задания - 2019

    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

    1) контр..гра, дез..нфекция, без..нициативно

    2) зав..южить, обез..яна, с..едобный

    3) пр..одолеть, пр..тензии, пр..вратиться

    4) бе..конечный, ра..буженный, и..черпать

    5) под..брать, пр..медление, пр..образ

    Формулировка задания прошлых лет

    определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву:

    с..есть, п..еса,

    ро..черк, не..дешний

    пр..ютить, пр..поднёс

    вз..мал, за..трал

    о..гладил, по..ставка

    Правильный ответ: взимал, заиграл

    Задание 10 (бывшее задание 9) в 2019 году изменилось: для его выполнения нужно определить правописание 15-ти слов и выбрать те строки, в которых во всех трёх словах нужно вставить одну и ту же букву.

    В ответ выписываем не слова, а номера строк.

    Важная особенность задания 2019 года - ответов может быть больше двух (от 2х до 4х). Так реализуется принцип неопределённой множественности ответов. По мнению составителей экзаменационных вариантов, этот принцип исключает использование при выполнении задания метода угадывания и помогает более точно определить уровень знаний выпускника.

    Если в ответ записаны не все номера или выписан хотя бы один лишний, задание оценивается 0 баллов. За верное выполнение задания дается 1 балл.

    Что следует знать для правильного выполнения задания:

    Правописание неизменяемых приставок;

    Правописание изменяемых приставок РАЗ-/РАС- и РОЗ-/РОС-;

    Правописание изменяемых приставок, оканчивающихся на -3 и -С;

    Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-;

    Правописание И, Ы после приставок;

    Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

    1. Правописание изменяемых и неизменяемых приставок

    Неизменяемые приставки

    1. Приставки НАД-, ПОД-, ОБ-, ОТ-, ПРЕД-, БЛИЗ- пишутся всегда одинаково:

    НАДПИЛИТЬ, ПОДТВЕРДИТЬ, ОБСЫПАТЬ, ОТДЕЛАТЬ, ПРЕДПОСЛЕДНИЙ, БЛИЗСИДЯЩИЙ

    2. Приставки ЗА-, НА-, НАИ- всегда пишутся с буквой А:

    ЗАНЯТЬСЯ, НАЛИТЬ, НАИБОЛЬШИЙ

    3. Приставки ПО-, ДО-, НЕ ДО- всегда пишутся с буквой О:

    ПОДУТЬ, ДОПЛЫТЬ, НЕДОСМОТРЕТЬ

    4. В русском языке нет приставки 3-, а есть только приставка С-, которая пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными корня:

    СБИТЬ, СЖАТЬ, СГИБАТЬ

    Если вы видите в слове приставку, состоящую из одной буквы, и выбираете между С- и 3-, смело пишите С, так как приставки 3- в русском языке нет:

    Пусть никто никогда не забудет:

    3 приставкой не была и не будет!

    Примечание:

    Иногда в словах приставка С- может стоять после приставки НЕ-: НЕСГОВОРЧИВЫЙ, НЕСГИБАЕМЫЙ, НЕСДЕРЖАГННЫЙ.

    5. Следует запомнить слова, в которых буква 3 является не приставкой, а частью корня:

    ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДОРОВЬЕ, ВЫЗДОРОВЕТЬ, ЗДАНИЕ, не видно НИ ЗГИ, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

    Изменяемые приставки

    1. Правописание приставок, оканчивающихся на 3 и С:

    РАЗ- / РАС-, БЕЗ- / БЕС-, ИЗ- / ИС-, ВОЗ- / ВОС-, ВЗ- / ВС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС-, ЧРЕЗ- / ЧРЕС-,

    зависит от глухости - звонкости последующего звука.

    Приставка оканчивается на -3:

    1) если первая согласная буква корня звонкая: БЕЗВКУСНЫЙ, НИЗВЕРГНУТЬ;

    2) если корень начинается с гласной буквы: РАЗУЗНАТЬ.

    Приставка оканчивается на -С:

    если первая согласная буква корня глухая: БЕСЦВЕТНЫЙ, БЕСШУМНЫЙ.

    Примечание:

    1) Все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ФОКА, ХОЧЕЩЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?

    Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только глухие согласные звуки.

    2) Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!

    Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только звонкие согласные звуки.

    2. С буквой С пишутся слова:

    ЧЕРЕСЧУР, ИСЧЕЗНУТЬ, ИСЧЕЗНОВЕНИЕ

    3. Правописание иноязычных приставок ДЕЗ-, ДИЗ-, ДИС- подчиняется особому правилу:

    1) приставки ДЕЗ-, ДИЗ- пишутся перед гласными и перед Ъ:

    ДЕЗИНФЕКЦИЯ, ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ, ДИЗАССОЦИАЦИЯ, ДИЗЪЮНКЦИЯ;

    2) приставка ДИС- пишется перед согласными:

    ДИСГАРМОНИЯ, ДИСФУНКЦИЯ, ДИСБАЛАНС.

    4. В приставках РАЗ- / РАС- и РОЗ- / РОС- под ударением пишется буква О, а без ударения - буква А.

    РОЗЫГРЫШ - РАЗЫГРАТЬ РОЗЫСК - РАЗЫСКИВАТЬ РОСПИСЬ - РАСПИСЫВАТЬСЯ

    Исключение: РОЗЫСКНОЙ (от РОЗЫСК)

    Примечание:

    1) Когда за приставками, оканчивающимися на согласную (С-, ПОД-, ОБ-, ОТ-, НАД-, РАЗ- и др.), следует два согласных звука, в конце приставке может появиться дополнительная гласная (это всегда буква О): СОБЛЮСТИ, ПОДОРВАТЬ, ОБОГНУТЬ, ОТОРВАТЬ, НАДОРВАТЬ, РАЗОГНАТЬ.

    2) Приставка ПРА- пишется в тех случаях, когда вносит в слова значение «первоначальный, исконный, древний» (ПРАРОДИНА, ПРАЯЗЫК, ПРАСЛАВЯНЕ, ПРАПАМЯТЬ); «степень родства» (ПРАБАБУШКА, ПРАДЕДУШКА, ПРАПРАВНУЧКА.); «имеющий отношение к предкам» (ПРАОТЦЫ, ПРАМАТЕРЬ, ПРАРОДИТЕЛИ).

    Примечание: в остальных случаях пишется приставка ПРО-: ПРООБРАЗ, ПРОРЕКТОР, ПРОВИДЕЦ и др.

    2. Правописание изменяемых и неизменяемых приставок ПРЕ- и ПРИ

    Приставка ПРИ обозначает

    1) Присоединение, прибавление:

    ПРИСТЕГНУТЬ, ПРИКЛЕИТЬ, ПРИРИСОВАТЬ.

    2) Приближение:

    ПРИПЛЫТЬ, ПРИБЕЖАТЬ, ПРИЛЕТЕТЬ.

    3) Неполноту действия (= СЛЕГКА):

    ПРИОТКРЫТЬ, ПРИГОРЕТЬ, ПРИЗАДУМАТЬСЯ.

    4) Пространственную близость

    ПРИМОРСКИЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ, ПРИДОРОЖНЫЙ.

    5) Сопутствующее действие

    ПРИПЕВАТЬ, ПРИТАНЦОВЫВАТЬ, ПРИГОВАРИВАТЬ.

    6) Полноту, исчерпанность действия (доведение его до конца)

    ПРИРУЧИТЬ, ПРИУЧИТЬ, ПРИСТРЕЛИТЬ.

    Список слов с приставкой ПРИ для запоминания:

    ПРИВЕРЕДЛИВЫЙ (= слегка вредный)

    ПРИВЕРЕДА

    ПРИЧУДЛИВЫЙ (= близкий к чуду)

    НЕПРИСТУПНЫМ (на приступ не возьмёшь)

    ПРИМИТИВНЫЙ (три буквы И подряд пишутся в этом слове)

    НЕПРИХОТЛИВЫЙ (без прихотей)

    ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

    ПРИЛЕЖНЫЙ

    ПРИГОДНЫЙ

    ПРИГОЖИЙ (день)

    ПРИЯТНЫЙ

    ПРИВИЛЕГИЯ (неотъемлемое право)

    ПРИОРИТЕТ (преимущество)

    ПРИКЛЮЧЕНИЕ

    ПРИВИДЕНИЕ

    ПРИВЕРЖЕНЕЦ (тот, кто к чему-то присоединяется)

    ПРИСЯГА, ПРИСЯГАТЬ

    ПРИКАЗ, ПРИКАЗАТЬ

    ПРИСУТСТВОВАТЬ

    ПРИУРОЧИТЬ

    ПРИДИРАТЬСЯ

    ПРИТЯЗАТЬ

    УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

    БЕСПРИСТРАСТНЫЙ

    ПРИСТРАСТИЕ

    ПРИМАДОННА (= актриса, исполняющая первые роли)

    ПРИВАТНЫЙ (= частный)

    ПРИВАТИЗАЦИЯ

    НЕПРИЯЗНЬ

    ПРИБАУТКА

    ПРИСКОРБНЫЙ

    с ПРИСКОРБИЕМ

    без ПРИКРАС

    ПРИУМНОЖИТЬ

    Приставка ПРЕ обозначает

    1) Высшую степень качества, действия (приставку ПРЕ- можно заменить словами «ОЧЕНЬ», «ВЕСЬМА»):

    ПРЕМУДРЫЙ, ПРЕИНТЕРЕСНЫЙ, ПРЕУСПЕТЬ.

    2) То же, что и приставка ПЕРЕ-:

    ПРЕГРАДА (= ПЕРЕГОРОДИТЬ), ПРЕРВАТЬ (= сделать ПЕРЕРЫВ),

    ПРЕСТУПИТЬ закон (= ПЕРЕСТУПИТЬ).

    Есть слова, в которых сходство приставок ПРЕ- и ПЕРЕ- можно объяснить другими словами, близкими по смыслу:

    ПРЕКРАТИТЬ = ПЕРЕСТАТЬ

    ПРЕОБРАЗОВАТЬ = ПЕРЕДЕЛАТЬ

    ПРЕВРАТИТЬ = ПЕРЕМЕНИТЬ облик

    ПРЕОДОЛЕТЬ = ПЕРЕСИЛИТЬ себя и ВЫПОЛНИТЬ

    ПРЕВОЗМОЧЬ = ПЕРЕСИЛИТЬ себя и ВЫПОЛНИТЬ

    ПРЕПОДАВАТЬ = ПЕРЕДАВАТЬ знания

    ПРЕПОДНЕСТИ ЦВЕТЫ = ПЕРЕДАТЬ

    ПРЕРЕКАТЬСЯ = ПЕРЕБИВАТЬ

    ПРЕСЕЧЬ = заставить ПЕРЕСТАТЬ

    ПРЕДАНИЕ = то, что ПЕРЕДАЁТСЯ из уст в уста

    БЕСПРЕКОСЛОВНО = НЕ ПЕРЕЧИТЬ

    БЕСПРЕСТАННО = НЕ ПЕРЕСТАВАЯ

    НЕПРЕМЕННО = нельзя ПЕРЕМЕНИТЬ

    Список слов с приставкой ПРЕ- для запоминания:

    ПРЕНЕБРЕГАТЬ (в этом слове три буквы Е)

    ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ, ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНЫЙ

    ПРЕЛЕСТНЫЙ (вызывающий очень лестные слова)

    ПРЕПОДОБНЫЙ (очень праведный)

    ПРЕСЛЕДОВАТЬ

    ПРЕСМЫКАТЬСЯ

    ПРЕЗИДЕНТ

    ПРЕПЯТСТВИЕ

    ПРЕПОНА (препятствие)

    ПРЕМЬЕРА

    ПРЕТЕНЗИЯ

    ПРЕТЕНДЕНТ

    ПРЕПАРАТ

    ПРЕГРЕШЕНИЯ

    ПРЕИМУЩЕСТВО

    ПРЕАМБУЛА (= вводная часть)

    ПРЕДЕЛ ТЕРПЕНИЯ

    КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ (причина ссоры)

    ПРЕВРАТНОСТИ СУДЬБЫ

    ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

    ПРЕСТИЖНЫЙ

    БЕСПРЕДЕЛЬНЫЙ

    ПРЕСЛОВУТЫЙ (очень всем известный)

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    ПРЕРОГАТИВА (исключительное право)

    ПРЕТЕРПЕВАТЬ

    ПРЕВАЛИРОВАТЬ (преобладать)

    ПРЕФЕКТУРА

    ПРЕЦЕДЕНТ (аналогичный случай в прошлом)

    ПРЕУВЕЛИЧИТЬ

    Следует обратить особое внимание на омофоны («фонетические близнецы») - слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному в зависимости от значения.

    Приставки ПРЕ и ПРИ - «фонетические близнецы»

    ПРЕБЫВАТЬ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ (= находиться)

    ПРИБЫВАТЬ В МОСКВУ (= приезжать)

    ПРЕБЫВАНИЕ В ГОРОДЕ (= нахождение)

    ПРИБЫВАНИЕ В ГОРОД (= приезд)

    ПРЕТВОРИТЬ МЕЧТЫ В ЖИЗНЬ (= воплотить)

    ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ (= закрыть)

    ПРЕТВОРИТЬСЯ В ЖИЗНЬ (= воплотиться)

    ПРИТВОРИТЬСЯ СПЯЩИМ (= принять иной вид и ввести в заблуждение)

    ПРЕСТУПИТЬ ЗАКОН (= нарушить)

    ПРИСТУПИТЬ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ (= начать)

    ПРЕКЛОНЯТЬСЯ ПЕРЕД ТАЛАНТОМ (= восхищаться, относиться с большим уважением)

    ПРИКЛОНЯТЬСЯ К ЗЕМЛЕ (= нагибаться)

    ПРЕДАТЬ ДРУГА (= передать его тайну другим)

    ПРИДАТЬ ЗНАЧЕНИЕ, СМЫСЛ СЛОВАМ (= добавить)

    СТАРИННОЕ ПРЕДАНИЕ (= легенда)

    ПРИДАНИЕ БОЛЬШЕЙ ЗНАЧИМОСТИ (= добавление)

    ПРЕЕМНИК ПРЕЗИДЕНТА (= продолжатель; тот кто перенимает власть)

    КУПИТЬ ПРИЁМНИК (= аппарат для приёма радиовещания)

    ПРЕХОДЯЩИЕ УСПЕХ, СЛАВА (= временные, которые приходят и уходят)

    ПРИХОДЯЩАЯ НЯНЯ (= та, которая приходит и сидит с ребёнком)

    ПРЕВРАТНЫЙ СМЫСЛ (= тот, который перетолковывают)

    ПРИВРАТНИК В ЗАМКЕ (= швейцар)

    ПРЕДЕЛ ТЕРПЕНИЮ (= граница)

    БОКОВОЙ ПРИДЕЛ В ЦЕРКВИ (= пристройка)

    ПРЕЗИРАТЬ ВРАГА (= ненавидеть, относиться без уважения)

    ПРИЗРЕТЬ СИРОТУ (= приютить)

    НЕПРЕЛОЖНАЯ ИСТИНА

    ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ

    НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ

    ПРИМЕНИТЬ ПРАВИЛО

    ПРЕТЕРПЕТЬ ЛИШЕНИЯ (= мужественно пеценосить)

    ПРИТЕРПЕТЬСЯ К НЕВОЛЕ (= привыкнуть)

    3. Правописание букв Ы, И после приставок

    Буква ы пишется

    После русских приставок, оканчивающихся на согласную (С-, ИС-, РАЗ-, БЕЗ-, ПРЕД-, ПОД- и др.), вместо И пишется буква Ы:

    ИГРАТЬ + С = СЫГРАТЬ

    ИСКАТЬ + РАЗ = РАЗЫСКАТЬ

    ИСТОРИЯ + ПРЕД = ПРЕДЫСТОРИЯ

    ИНТЕРЕСНЫЙ + БЕЗ = НЕБЕЗЫНТЕРЕСНЫЙ

    Примечание:

    после русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ- сохраняется буква И:

    ИНТЕРЕСНЫЙ - СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ ИЗЫСКАННЫЙ - СВЕРХИЗЫСКАННЫЙ ИНСТИТУТСКИЙ - МЕЖИНСТИТУТСКИЙ

    Буква и пишется

    1) после оканчивающихся на согласную иноязычных приставок ДЕЗ-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН- :

    ДЕЗИНФОРМАЦИЯ, ДЕЗИНФЕКЦИЯ, СУПЕРИГРА, КОНТРИГРА, ПАНИСЛАМИЗМ, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ,

    ТРАНСИРАНСКИЙ.

    2) после приставок, оканчивающихся на гласную:

    ИСТИНА + ПО = ПОИСТИНЕ ИГРАТЬ + ПО = ПОИГРАТЬ

    3) в слове ВЗИМАТЬ пишется И.

    4) в сложносокращённых словах во втором корне:

    ПЕДИНСТИТУТ, СПОРТИГРЫ, СПОРТИНВЕНТАРЬ

    5) в сложных словах после ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- :

    ДВУХИГОЛЬНЫЙ, ТРЁХИМПУЛЬСНЫЙ.

    Например:

    Уму не под силу долго разЫгрывать роль сердца (Ларошфуко).Примеры:

    Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин; но только с одних взИмает кровь, с других - слёзы (Теккерей).

    Даже выступая на собрании первым, он присоединялся к предыдущему оратору (Э. Кроткий).

    Сначала собака не любит кошку, а аргументы подЫскивает потом (Янина Ипохорская).

    4. Разделительные Ъ и Ь знаки

    Ъ пишется:

    1) после русских приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я: ВЗЪЕРОШЕННЫЙ

    СЪЁМКА, ОБЪЯВЛЕНИЕ, ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ, МЕЖЪЯРУСНЫЙ, СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЙ

    2) после всех иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную (АД-, ИН-, КОН-, КОНТР-, ОБ-, СУБ-, ТРАНС-, ПАН- и др),

    перед буквами Е, Ё, Ю, Я:

    АДЪЮТАНТ, ИНЪЕКЦИЯ, КОНЪЮНКТУРА, КОНЪЮНКТИВИТ, ОБЪЕКТИВНЫЙ, СУБЪЕКТ, ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКИЙ, ПАНЪЕВРОПЕЙСКИЙ

    3) перед буквами Е, Ё, Ю, Я в сложных словах, первую часть которых образуют числительные ДВУХ, ТРЕХ, ЧЕТЫРЕХ: -

    ДВУХЪЯРУСНЫЙ, ТРЕХЪЯЗЫЧНЫЙ

    4) в середине заимствованного слова ФЕЛЬДЪЕГЕРЬ

    5) в словах

    НЕОБЪЯТНЫЙ, НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ, ИЗЪЯН

    ь пишется:

    1) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И внутри слова (не после приставок):

    БАРЬЕР, СЕРЬЁЗНЫЙ, ВЬЮГА, РЬЯНЫЙ, СОЛОВЬИ

    2) в некоторых иноязычных словах перед буквой О:

    КОМПАНЬОН, БАТАЛЬОН, ПАВИЛЬОН, ПОЧТАЛЬОН, МЕДАЛЬОН, БУЛЬОН

    3) в словах

    ПОДЬЯЧИЙ, ДЬЯК, ПЬЕДЕСТАЛ, БУРЬЯН, ИНТЕРЬЕР, АРЬЕРГАРД, МЫШЬЯК

    Примечание:

    1) Ъ не пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами А, О, У, Э: СЭКОНОМИТЬ, ПРЕДОЛИМПИЙСКИЕ тренировки, ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ сочинение, КОНТРАТАКА, ПРЕДУГАДАТЬ.

    2) Ъ не пишется в сложносокращённых словах:

    ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ГЛАВЮРИСТ, ОРГЕДИНИЦА.

    1. Углублять знания детей о приставках, их правописании и роли в словах; познакомить с историей письменности.
    2. Развивать речь, умение выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения.
    3. Воспитывать любовь к предмету, любознательность, уважение друг к другу.

    Планируемые результаты.

    • Личностные:
      формирование ценностных ориентиров смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и “незнания”.
    • Метапредметные
      Познавательные УУД:
      осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний,
      – умение осуществлять синтез как составление целого из частей, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,
      Регулятивные УУД :
      – принимать и сохранять учебную задачу, умение самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий и при необходимости их скорректировать.
      Коммуникативные УУД:
      – умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать выразительные средства.
    • Предметные:
    • – создать условия для формирования умения увидеть проблему и наметить пути её решения;
      – подвести обучающихся к самостоятельным выводам о правописании приставок.

    Оборудование: книга Г. Кублицкого “Письмо шло 5 тысячелетий”; презентация, записи на доске, детские энциклопедии.

    Ход урока

    I . Организационный момент.

    II . Формулирование темы урока.

    1. Словарная работа.

    Угадайте, о чём идёт речь и запишите слова – отгадки.

    а) В переводе с тюркского языка слово обозначает “чёрный камень”, тонкая палочка графита в деревянной оболочке, употребляемая для письма (карандаш).

    б) Оно само никуда не пойдёт,
    Но в ящик его опусти,
    Оно побежит, полетит, проплывёт
    Тысячи вёрст пути (письмо).

    в) Кто стучится в дверь ко мне
    С толстой сумкой на ремне,
    С цифрой 5 на медной бляшке,
    В синей, форменной фуражке?
    Это он, это он … (почтальон).

    г) Бумажный пакет, сохраняющийтайну послания (конверт).

    д) Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено (адресат).

    е) Цифровое условное обозначение населенного пункта (индекс).

    Проверка: ученик орфографически правильно читает и объясняет какие вставил буквы.

    2. Составить из этих слов небольшой текст.

    – Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока (о письме, почте).

    3. Ответы на какие вопросы вы хотели бы получить по этой теме? (Записываются на доске.)

    Возможные вопросы:

    – Можно ли написать письмо, не зная букв?
    – Когда появилось первое письмо?
    – Как раньше доставлялись письма?
    – Гонцы-скороходы были на самом деле или это персонажи сказок?
    – На чём и как писали люди в древности?
    – Кто изобрёл бумагу?
    – Если есть почтовые голуби, то есть ли почтовые собаки или другие животные?

    И другие вопросы.

    Ответы на поставленные вопросы мы будем искать на этом и последующих уроках.

    III . Изучение нового материала.

    1. Выпишите слова с приставками. (Текст записан на доске.)

    Ты опустил письма в почтовый ящик. Из почтового ящика письма доставляют на почтамт и проводят их сортировку. С помощью современных компьютеров устанавливают, в какой край, город, село отправлены письма. И они пролетят, проплывут, проедут многие километры пути на поездах, машинах, самолётах. Письма попадут в пункт назначения, а там почтальон доставит письмо точно по адресу.

    2. Назовите слова с приставкой про- . Запомните эту приставку. Пишется про-, а не пра- .Приставка пра- употребляется в словах прабабушка, прадедушка и обозначает перед, старый. Сегодня мы будем учиться правильно писать приставки и узнаем, как же передавали новости друг другу наши прапрабабушки и прапрадедушки, то есть наши предки. Для этого мы совершим путешествие в прошлое: вы прослушаете несколько сообщений ваших одноклассников.

    3. Сообщение 1. (Презентация. Слайд 2 )

    На чём только не писали в древности! В древнем Вавилоне писали на глиняных табличках специальными палочками. Получались черточки в виде клиньев – такие таблички сохранились до наших дней! Но пользоваться табличками было сложно. Чтобы написать книгу, нужны сотни табличек – такую книгу в портфель не положишь!

    4. Запись в тетради под диктовку :

    Письмо слеплено из глины. Клинышки продавлены на сырой глине. Такие письма называют таблетками.

    Выделите приставки в глаголах.

    5. Учитель: А конверт? Из чего делали конверты?

    Выслушивание версий детей, обсуждение, выводы.

    (Письма отправлялись в глиняных конвертах. Человек, получивший письмо, осторожно разбивал конверт.)

    6. Сообщение 2. (Слайд 3, 4)

    Сейчас в нашем алфавите 33 буквы. Но так было не всегда. Первые письмена писали в незапамятные времена Египтяне. Вместо букв они рисовали всякие знаки, и их письмена напоминали современный ребус. Здесь были изображения львов, сов, ястребов, гусей. Людей рисовали в разных позах. Среди изображений встречались квадраты, треугольники, кружки. Такие письмена назывались иероглифы. Вы спросите, чем же отличались иероглифы от букв? Да тем, что одни значки обозначали целые слова, другие – отдельные слоги. Писать таким письмом было очень трудно, понимать его сложно. При чтении возникали разночтения – это когда один человек понимает так, а другой иначе.

    7. Запись с доски :

    В Египте очень ценилось (у)мение писать. Вот что говорилось об этой (вы)годной должности: “(С)делайся писцом! Он (о)свобождён (от) (по)винностей, (от) всяких работ, он (у)далён (от) мотыги, кирки”. Письму и счёту обучали мальчиков с пятилетнего возраста. Египетский писец (за)нимался деловой (пере)пиской, (под)считывал доходы, (со)бирал налоги.

    Выделить приставки.

    8. Сообщение 3. (Слайд 5)

    В Египте научились писать на папирусе. В древности папирус встречался в Египте очень часто; он представляет обыкновенное растение болот. Он служил для самых разнообразных целей. Мягкие части доставляли сладкий сок, нижнюю часть жарили и употребляли в пищу; молодые экземпляры шли в пищу целиком; корень служил горючим материалом, удобным для плавления меди и железа; из коры делали сандалии, волокна шли для тканей всякого рода, ценившихся выше льняных: из связанных стволов приготовляли двухместные челноки для рыбной и птичьей ловли и даже иногда большие суда. Особенно важно было употребление папируса в качестве письменного материала. Сердцевину, толщиной в кисть руки, разрезали на продольные полосы, которые плотно укладывали на гладкую доску; поперек, под прямым углом, клался другой слой сердцевины; затем все это клалось под пресс и высушивалось на солнце. Получалась прочная длинная страница светло-желтого цвета, если папирус был молод, или темно-желтого, если он был стар; последний сорт предпочитался египтянами, первый был в употреблении в римское время. Страницы склеивались в длину и свертывались в свитки, а не сшивались в виде книг. Таким образом, получались иногда чрезвычайно длинные полосы, доходящие до десятков метров. Находят египетские папирусы большей частью при мумиях, нередко, в особых футлярах.

    9. Работа в парах: взаимный диктант с последующей проверкой.

    В Египте пользовались лёгким папирусом. Листы папируса получали из стволов болотного тростника. Писцы макали кисточку в чёрную или красную краску и наносили на папирус знаки – иероглифы.

    10. Сообщение 4. (Слайд 6, 7)

    Другой народ, Гиксы, завоевавшие Египтян, выбрали из множества иероглифов – картинок два десятка, по количеству звуков в языке. Каждый такой значок стал обозначать отдельный звук в слове. Это уже были первые буквы. Ведь буква обозначает звук.
    Финикийцы упростили алфавит Гиксов. Они стали использовать похожие на прежние рисунки значки.
    Греки приняли алфавит финикийцев и еще более упростили значки. Ученый греческий монах Кирилл придумал для славян особую азбуку – к греческим буквам он добавил новые – те, которые встречаются в славянских языках: Ж, Щ, Ю, Ь,Ш и другие. Эта азбука с тех пор называется – Кириллица – в честь Кирилла, создавшего ее. Немного измененная, эта азбука дожила до наших дней. Азбуку Кирилла учат все первоклассники во всех школах России.

    11.Учитель: А как вы думаете, кто доставлял сообщения из одного города в другой?

    Работа в группах: составление устных текстов о гонцах на основе отрывков из книги Г.Кублицкого “Письмо шло 5 тысячелетий”.

    12. Отчёт о работе групп – выступления:

    В Индии звуком погремушек бегущий гонец отпугивал диких зверей и предупреждал о своем приближении сменщика. Гонцов никто не смел останавливать и задерживать. Письма отдавали гонцу. Когда гонец уходил в чужую страну, он завещал своё имущество детям, потому что боялся не вернуться домой. На одиноко бегущего человека часто нападали львы. А по обычаям повелителей азиатских стран гонцу, принёсшему плохие вести, могли запросто отрубить голову.

    В Древней Греции на придорожных станциях постоянно находились молодые сильные рабы – скороходы, которые получив послание, бежали до следующей станции. В 490 году до н.э. гонец пробежал 42 км 195 м от поля боя в Персии до Афин. Он успел крикнуть “Радуйтесь, мы победили!” – и упал замертво. Сердце не выдержало. Постепенно скороходов сменили всадники.

    Греческие корабли совершали далёкие плавания. Моряки брали с собой посылки, письма на отдалённые острова и в греческие колонии по берегам Средиземного и Чёрного морей.

    13. Задание: записать составленные тексты по памяти.

    14. Учитель: (Сайд 8, 9, 10)

    В древности для письма использовали пергамент. Это особо выделанная телячья кожа. Древние славяне писали на бересте – коре березы. Ее обрезали, вымачивали, а затем процарапывали буквы острой палочкой – писалом. Бумагу изобрел в Древнем Китае ученый Цай Лунь. Он изготавливал ее из клейкой массы, состоящей из бамбука и воды. Сегодня бумагу делают из древесины, а ещё из старой использованной бумаги – макулатуры. Сберегаются зелёные леса, а хлам превращается в интересные книги.

    IV. Итог урока.

    – На какой вопрос мы ответили на этом уроке? (Вернуться к вопросам, записанным на доске в начале урока.)
    – Мы ответили не на все вопросы. Работа будет продолжена на следующих уроках.
    – О какой части слова мы говорили? Какие приставки вы запомнили?

    V. Домашнее задание.

    Написать заметки в школьную газету о возникновении письменности.

    Похожие статьи