• Музей российской фотографии. Гринберг джозеф Смотреть что такое "Гринберг, Джозеф" в других словарях

    10.04.2024

    ГРИНБЕРГ, ДЖОЗЕФ (Greenberg, Joseph Harold) (1915–2001), американский лингвист.

    Родился 28 мая 1915 в Нью-Йорке в семье недавних эмигрантов из Европы. В детстве и отрочестве серьезно занимался музыкой. Изучал социальную антропологию в Колумбийском университете (Нью-Йорк), который окончил в 1936. Занимался полевыми исследованиями религиозных культов в Нигерии и других странах Африки, получил степень доктора наук в Северо-Западном университете (Чикаго) в 1940; первая монография Гринберга, вышедшая в 1947, была посвящена влиянию ислама на религиозные культы Судана . В годы Второй мировой войны работал в службе дешифровки. После войны в течение недолгого времени преподавал в Миннесотском университете, а с 1948 по 1962 – в Колумбийском университете; возглавлял кафедру антропологии. С 1962 до конца жизни – профессор кафедры антропологии (в 1971–1974 заведующий) и профессор кафедры лингвистики Станфордского университета, с 1985 в отставке. В 1964–1981 занимал пост председателя Комитета по африканским исследованиям. Президент Американского лингвистического общества (1976); член Национальной академии наук США и Американской академии гуманитарных и точных наук. Лауреат многих академических наград, в том числе престижной Парсоновской премии по социальным наукам (1997). Умер Гринберг в Станфорде 7 мая 2001.

    В лингвистике второй половины 20 в. Гринберг занимает своеобразное место. Гринберг был последовательным эмпириком и, по сути дела, на протяжении всей своей полувековой деятельности в лингвистике занимался классификацией (с различных сторон и на различных основаниях) языков мира. Для решения этой задачи им был предложен ряд технических приемов, а в ходе ее решения сделан ряд наблюдений, знакомство с которыми в дальнейшем стало неотъемлемой частью профессиональной компетенции лингвиста. Это обусловило исключительно высокий индекс цитирования работ Гринберга; в именном указателе отечественного «Лингвистического энциклопедического словаря» Гринберг по числу упоминаний лидирует, опережая даже Ф. де Соссюра .

    Один из самых известных результатов Гринберга – классификация африканских языков, разработанная им в 1950-х годах и опубликованная в виде журнальной статьи в 1955 и в виде книги Языки Африки (Languages of Africa ) в 1963. Предложенное им объединение более чем полутора тысяч языков Африки всего лишь в четыре крупных языковых (макро-) семьи с дальнейшим их подразделением (см . АФРИКАНСКИЕ ЯЗЫКИ), хотя и вызвало серьезные возражения (особенно в Европе), однако в дальнейшем стало общепринятым способом упорядочивания материала. Тремя десятилетиями позже аналогичная работа (с использованием тех же методов) была завершена им для языков Америки. Книга Языки Северной и Южной Америки (Languages in the Americas ) увидела свет в 1987 и вызвала еще более бурную дискуссию. Предложенное Гринбергом объединение языков Нового Света в три макросемьи (америндскую, на-дене и эскимосо-алеутскую) получило, однако, поддержку со стороны специалистов по популяционной генетике, изучавших ДНК коренного населения Америки и постулировавших три волны заселения Америки (правда, более поздние исследования генетиков свидетельствуют скорее в пользу однократного заселения). В 2000 Гринберг опубликовал первый том книги Индоевропейский язык и его ближайшие родственники: евразийская языковая семья (Indo-European and Its Closes Relatives: The Eurasiatic Language Family ), в которой выдвинул гипотезу о древнейшем родстве большинства языков Евразии (без Юго-Восточной Азии, языками которой Гринберг не занимался и, по имеющимся свидетельствам, сожалел перед смертью о том, что у него не хватило на это времени, и без афразийских языков), перекликающуюся с развиваемой в основном российскими учеными ностратической гипотезой (). В состав евразийских языков Гринберг включил индоевропейские, уральские, алтайские, эскимосо-алеутские (распространенные также в Северной Америке) и чукотско-камчатские языки; некоторое объединение, включающее в себя корейский, японский и айнский языки; а также нивхский язык. Второй том был завершен ученым за полгода до смерти.

    Критика генеалогических классификаций Гринберга во многом обусловлена тем, что в основе его исследований лежит не столько строгие канонические методы сравнительно-исторического языкознания и даже не лексикостатистические методы (признаваемые менее точными и надежными), сколько метод, называемый им массовым, или многосторонним сравнением и предполагающий тотальное сопоставление возможно более обширного материала большого количества языков и вынесение в основе своей интуитивных суждений об их близости. Ответ Гринберга на критику свелся к указанию на то, что, имея дело с сотнями и тысячами языков, не обладающих письменными памятниками, строгими компаративистскими методами за обозримое время сделать все равно ничего невозможно. Поэтому лучше интуитивная, но поддержанная максимально обширным языковым материалом классификация, чем вообще никакой. Фактически Гринберг выступил здесь с позиций, характерных для ученых первой половины 19 в., результаты которых, также полученные на основании импрессионистических суждений о сходстве языков, с появлением строгих методов исторической реконструкции в основном были подтверждены.

    В отличие от небесспорных генеалогических построений Гринберга, заслуги его в области лингвистической типологии являются общепризнанными. Гринберг был одним из пионеров изучения так называемых языковых универсалий (утверждений, фиксирующих эмпирически устанавливаемые общие структурные свойства языков); его схемы, предложенные для изучения типологии порядка слов, используются ныне повсеместно, а универсалии, касающиеся порядка слов, инициировали разработку разнообразных объяснительных теорий и серьезно повлияли на развитие синтаксической типологии и, шире, грамматической теории. Квантитативная типология, предложенная Гринбергом, стала одним из наиболее заметных вкладов, внесенных в морфологическую типологию языков после Э.Сепира.

    Павел Паршин

    Джозеф Гринберг (Joseph Harold Greenberg) (Бруклин, 1915 — Стэнфорд, 2001).

    Выдающийся американский лингвист, профессор Миннесотского, Колумбийского и Стэндфордского университетов, один из основателей современной лингвистической типологии.

    Родился в Бруклине в семье эмигрантов из Германии. Первым призванием была музыка; уже подростком Гринберг давал фортепианные концерты, и на протяжении всей жизни продолжал ежедневно играть на фортепиано. В нём рано проявилась способность к языкам; наряду с немецким и идишем, он владел древнееврейским, арабским, древнегреческим языком и латынью. В Колумбийском университете Гринберг посещал занятия Франца Боаса по языкам американских индейцев. С рекомендацией Боаса он поступил в аспирантуру в Северо-Западный университет (Чикаго), где изучал язык хауса и в 1940 г. защитил диссертацию о влиянии ислама на хауса.

    Во время Второй мировой войны служил шифровальщиком, участвовал в высадке в Касабланке. После войны преподавал в Миннесотском и Колумбийском университетах, с 1962 г. и до конца жизни — в Стэнфордском университете в должности профессора антропологии. В Стэнфорде Гринберг стал также одним из основателей лингвистического отделения и Центра африканистики. С 1985 г. не преподавал на постоянной основе, но продолжал ежедневно работать в университетской библиотеке и в своём кабинете.

    Гринберг известен более всего трудами в области лингвистической типологии и языковых универсалий, а также в области генетической классификации и массового сравнения языков. В 1950‑е годы Гринберг предпринимает радикальный пересмотр классификации языков Африки, предложив объединить сотни языков всего в четыре макросемьи: афразийскую, нило-сахарскую, нигеро-конголезскую и койсанскую. Гринберг предлагает термин «афразийская семья» взамен традиционного «семито-хамитская», показывая, что т.н. хамитские языки не составляют единства (в частности, ранее считавшийся хамитским язык фула он относит к атлантическим языкам); саму же афразийскую семью он предлагает исключить из числа ностратических. Гринберг также показывает, что чрезвычайно многочисленные языки банту являются не самостоятельной семьёй, а лишь одной из ветвей нигеро-конголезской семьи.

    Более поздние предложения Гринберга о классификации языков других ареалов (индо-тихоокеанского, коренных языков Америк) встретили меньше поддержки.

    С конца 1950-х гг. Гринберг занимается поиском языковых универсалий, то есть общих свойств всех естественных языков. Первые универсалии в области фонологии, морфологии и синтаксиса были предложены Гринбергом в статье 1963 г. и в «Меморандуме о языковых универсалиях» (совм. с Ч. Осгудом и Д. Дженкинсом). Гринберг вводит понятие импликативной универсалии, устанавливающей связь между наличием в языке двух различных свойств. Наиболее известны универсалии Гринберга, касающиеся порядка слов (как порядка основных элементов предложения - глагола и его аргументов, - так и порядка основных элементов внутри именных и других групп). Одна из его классических работ в этой области - статья «Некоторые грамматические универсалии, преимущественно касающиеся порядка значимых элементов» (1963). Итоги многолетних изысканий группы Стэнфордских учёных по поиску универсалий подводятся в четырёхтомном труде «Универсалии человеческого языка» (1978 г., под ред. Дж. Гринберга, Ч. Фергюсона и Э.Моравчик).

    Джозеф Гринберг
    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
    Дата рождения:

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Место рождения:

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Дата смерти:

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Место смерти:

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Страна:

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Научная сфера:

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Место работы:

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Учёная степень:

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Учёное звание:

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Альма-матер :

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Научный руководитель:

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Известные ученики:

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Известен как:

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Известна как:

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Награды и премии:

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Сайт:

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Подпись:

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    [[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
    Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Основанная на том же методе «массового сравнения» более поздняя «индо-тихоокеанская гипотеза » Гринберга о родстве между папуасскими , тасманийскими и андаманскими языками, а также языками кусунда и нихали , практически не встретила поддержки; серьёзной критике подверглись также его теории макросемей коренных языков Америки и некоторые другие макрогенетические построения последних лет.

    Типология

    Другим общепризнанным научным достижением Гринберга стала разработка им оснований лингвистической типологии, связанной в его понимании прежде всего с поиском языковых «универсалий» , то есть общих свойств всех естественных языков. Первый список таких универсалий был предложен Гринбергом в статье 1962 г. и в написанном им позднее в соавторстве с Ч. Осгудом и Д. Дженкинсом «Меморандуме о языковых универсалиях»: они касались фонологических, морфологических и синтаксических свойств языков и подразделялись на несколько типов. Наибольшую известность в дальнейшем получили обобщения Гринберга, касавшиеся возможных типов порядка слов в естественных языках.

    Наряду с поиском и классификацией языковых универсалий, Гринберг уделял большое внимание возможностям применения количественных методов для определения языкового типа; он считается одним из основателей современной «квантитативной лингвистики». Его «квантитативная типология» языков получила очень большой резонанс в 1960-1970 гг., породив целую волну исследований в этой области.

    Завершением цикла типологических исследований Гринберга стал фундаментальный четырёхтомный коллективный труд 1978 г. «Универсалии естественного языка» (подготовленный Гринбергом совместно с Ч. Фергюсоном и Э. Моравчик), в котором были подведены итоги так наз. «стэнфордского проекта» по комплексному изучению грамматической типологии языков мира. Эта классическая публикация до сих пор не утратила своего значения для лингвистической типологии.

    Последователи

    Взгляды Гринберга на проблемы палеолингвистики, не будучи поддержаны большей частью современных исследователей, тем не менее оказали влияние на таких авторов, как М. Рулен , Дж. Макуортер , В. В. Шеворошкин . По вопросам палеолингвистики и гипотез о макросемьях Гринберг дискутировал с Сергеем Старостиным , который, поддерживая исследования в области дальнего родства языков, предлагал альтернативные методы и гипотезы.

    Память

    Основные труды

    • Some universals of grammar with particular reference to the order of meaningful elements. In: Universals of Language . Cambridge (MA): MIT Press, 1963, 73-113.
    • Языки Африки (англ. The Languages of Africa ). Bloomington: Indiana University Press, 1966.
    • Anthropological linguistics: an introduction . New York: Random House, 1968.
    • Language, culture and communication . Essays by Joseph Greenberg. / Selected and introducted by Anwar S. Dil. Stanford: Stanford University Press, 1971.
    • Language typology; a historical and analytic overview . The Hague: Mouton, 1974.
    • Universals of human language / Ed. by Joseph H. Greenberg, Charles A. Ferguson & Edith A. Moravcsik. Stanford: Stanford University Press, 1978, vol. I-IV.
    • Language in the Americas . Stanford: Stanford University Press, 1987.
    • On language: selected writings of Joseph H. Greenberg . Ed. by Keith Denning and Suzanne Kemmer. Stanford: Stanford University Press, 1990.
    • Indo-European and Its Closest Relatives: The Eurasiatic Language Family . Stanford: Stanford University Press, Volume I: Grammar, 2000; Volume II: Lexicon, 2002.
    • Genetic Linguistics: Essays on Theory and Method . / Ed. by William Croft. Oxford: Oxford University Press, 2005.

    Русские переводы

    • . - Новое в лингвистике . Вып. III. М., 1963, 60-94.
    • Некоторые обобщения, касающиеся возможных начальных и конечных последовательностей согласных. - Вопросы языкознания , 1964, № 4.
    • Некоторые грамматические универсалии, преимущественно касающиеся порядка значимых элементов. - Новое в лингвистике . Вып. V. М., 1970, 114-162.
    • Гринберг Дж., Осгуд Ч., Дженкинс Д. Меморандум о языковых универсалиях. - Новое в лингвистике . Вып. V. М., 1970, 31-44.
    • Антропологическая лингвистика: Вводный курс . М., 2004.

    Напишите отзыв о статье "Гринберг, Джозеф"

    Примечания

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Гринберг, Джозеф

    – Не знаю, родная моя... Думаю, мы просто случайно встали на его пути, а он из тех, кто сметает любые препятствия, когда они мешают ему... И ещё... Мне кажется, мы знаем и имеем то, за что Папа готов отдать очень многое, включая даже свою бессмертную душу, только бы получить.
    – Что же такое он хочет, мамочка?! – удивлённо подняла на меня свои влажные от слёз глаза Анна.
    – Бессмертие, милая... Всего лишь бессмертие. Но он, к сожалению, не понимает, что оно не даётся просто из-за того, что кто-то этого хочет. Оно даётся, когда человек этого стоит, когда он ВЕДАЕТ то, что не дано другим, и использует это во благо остальным, достойным людям... Когда Земля становится лучше оттого, что этот человек живёт на ней.
    – А зачем оно ему, мама? Ведь бессмертие – когда человек должен жить очень долго? А это очень непросто, правда? Даже за свою короткую жизнь каждый делает много ошибок, которые потом пытается искупить или исправить, но не может... Почему же он думает, что ему должно быть дозволенно совершить их ещё больше?..
    Анна потрясала меня!.. Когда же это моя маленькая дочь научилась мыслить совершенно по-взрослому?.. Правда, жизнь не была с ней слишком милостивой или мягкой, но, тем не менее, взрослела Анна очень быстро, что меня радовало и настораживало одновременно... Я радовалась, что с каждым днём она становится всё сильней, и в то же время боялась, что очень скоро она станет слишком самостоятельной и независимой. И мне уже придётся весьма сложно, если понадобится, её в чём-то переубедить. Она всегда очень серьёзно относилась к своим «обязанностям» Ведуньи, всем сердцем любя жизнь и людей, и чувствуя себя очень гордой тем, что когда-нибудь сможет помогать им стать счастливее, а их душам – чище и красивей.
    И вот теперь Анна впервые встретилась с настоящим Злом... Которое безжалостно ворвалось в её очень хрупкую ещё жизнь, уничтожая горячо любимого отца, забирая меня, и грозя стать жутью для неё самой... И я не была уверена, хватит ли ей сил бороться со всем одной в случае, если от руки Караффы погибнет вся её семья?..
    Отпущенный нам час пролетел слишком быстро. На пороге, улыбаясь, стоял Караффа...
    Я в последний раз прижала к груди мою любимую девочку, зная, что не увижу её теперь очень долго, а может даже и никогда... Анна уезжала в неизвестное, и я могла надеяться только лишь на то, что Караффа по-настоящему хотел её учить для своих сумасшедших целей и в таком случае, хоть на какое-то время ей ничто не грозит. Пока она будет находиться в Мэтэоре.
    – Вы насладились общением, мадонна? – деланно искренне спросил Караффа.
    – Благодарю Вас, Ваше святейшество. Да, конечно же. Хотя, я бы предпочитала сама растить свою дочь, как это принято в нормальном мире, а не отдавать её в руки неизвестным, только потому, что Вы имеете на неё какой-то свой план. Не хватит ли боли для одной семьи, Вы не находите?
    – Ну, это смотря для какой, Изидора! – улыбнулся Караффа. – Опять же, есть «семья» и СЕМЬЯ... И Ваша, к сожалению, принадлежит ко второй категории... Вы слишком сильны и ценны, чтобы просто так жить, не платя за свои возможности. Запомните, моя «великая Ведьма», всё в этой жизни имеет свою цену, и за всё приходится платить, вне зависимости от того, нравится Вам это или нет... И уж Вам, к сожалению, придётся платить очень дорого. Но не будем говорить о плохом сегодня! Вы ведь провели чудесное время, не так ли? До встречи, мадонна. Я обещаю Вам, она будет очень скоро.
    Я застыла... Как же знакомы были мне эти слова!.. Эта горькая правда так часто сопровождала меня в моей, коротенькой ещё, жизни, что я не могла поверить – слышу их от кого-то ещё!.. Наверное, это и впрямь было верно, что платить приходилось всем, только не все шли на это добровольно... И ещё иногда эта плата являлась слишком дорогой...
    Стелла удивлённо вглядывалась в моё лицо, видимо заметив моё странное замешательство. Но я тут же показала ей, что «всё в порядке, всё хорошо», и, замолчавшая на мгновение, Изидора, продолжала свой прерванный рассказ.
    Караффа удалился, уводя мою дорогую малышку. Окружающий мир померк, а моё опустошённое сердце капля за каплей медленно заполнялось чёрной, беспросветной тоской. Будущее казалось зловещим. В нём не было никакой надежды, не было привычной уверенности в том, что, как бы сейчас не было трудно, но в конце концов всё как-нибудь образуется, и обязательно будет всё хорошо.
    Я прекрасно знала – хорошо не будет... У нас никогда не будет «сказки со счастливым концом»...
    Даже не заметив, что уже вечерело, я всё ещё сидела у окна, наблюдая за суетившимися на крыше воробьями и думала свои печальные думы. Выхода не было. Караффа дирижировал этим «спектаклем», и именно ОН решал, когда оборвётся чья-либо жизнь. Я не в силах была противостоять его козням, даже если и могла теперь с помощью Анны их предусмотреть. Настоящее меня пугало и заставляло ещё яростнее искать хотя бы малейший выход из положения, чтобы как-то разорвать этот жуткий «капкан», поймавший наши истерзанные жизни.
    Неожиданно прямо передо мной воздух засверкал зеленоватым светом. Я насторожилась, ожидая новый «сюрприз» Караффы... Но ничего плохого вроде бы не происходило. Зелёная энергия всё сгущалась, понемногу превращаясь в высокую человеческую фигуру. Через несколько секунд передо мной стоял очень приятный, молодой незнакомый человек... Он был одет в странную, снежно-белую «тунику», подпоясанную ярко-красным широким поясом. Серые глаза незнакомца светились добром и приглашали верить ему, даже ещё не зная его. И я поверила... Почувствовав это, человек заговорил.
    – Здравствуй, Изидора. Меня зовут Север. Я знаю, ты не помнишь меня.
    – Кто ты, Север?.. И почему я должна тебя помнить? Значит ли это, что я встречала тебя?
    Ощущение было очень странным – будто пытаешься вспомнить то, чего никогда не было... но чувствуешь, что ты откуда-то всё это очень хорошо знаешь.
    – Ты была ещё слишком маленькой, чтобы помнить меня. Твой отец когда-то привёз тебя к нам. Я из Мэтэоры...
    – Но я никогда не была там! Или ты хочешь сказать, что он просто мне никогда об этом не говорил?!.. – удивлённо воскликнула я.
    Незнакомец улыбался, и от его улыбки мне почему-то вдруг стало очень тепло и спокойно, как будто я вдруг нашла своего давно потерянного старого доброго друга... Я ему верила. Во всём, что бы он не говорил.
    – Ты должна уходить, Изидора! Он уничтожит тебя. Ты не сможешь противостоять ему. Он сильнее. Вернее, сильнее то, что он получил. Это было давно.
    – Ты имеешь в виду не только защиту? Кто же мог ему дать такое?..
    Серые глаза погрустнели...
    – Мы не давали. Дал наш Гость. Он был не отсюда. И, к сожалению, ока-зался «чёрным»...
    – Но Вы ведь в и д и т е!!! Как же вы могли допустить такое?! Как Вы могли принять его в свой «священный круг»?..
    – Он нашёл нас. Так же, как нашёл нас Караффа. Мы не отказываем тем, кто способен нас найти. Но обычно это никогда не бывали «опасные»... Мы сделали ошибку.
    – А знаете ли Вы, какой страшной ценой платят за Вашу «ошибку» люди?!.. Знаешь ли ты, сколько жизней ушло в небытие в изуверских муках, и сколько ещё уйдёт?.. Отвечай, Север!
    Меня взорвало – они называли это всего лишь ошибкой!!! Загадочный «подарок» Караффе был «ошибкой», сделавшей его почти неуязвимым! И беспомощным людям приходилось за это платить! Моему бедному мужу, и возможно, даже моей дорогой малышке, приходилось за это платить!.. А они считали это всего лишь ОШИБКОЙ???
    – Прошу тебя, не злись Изидора. Этим сейчас не поможешь... Такое иногда случалось. Мы ведь не боги, мы люди... И мы тоже имеем право ошибаться. Я понимаю твою боль и твою горечь... Моя семья так же погибла из-за чьей-то ошибки. Даже более простой, чем эта. Просто на этот раз чей-то «подарок» попал в очень опасные руки. Мы попробуем как-то это исправить. Но пока не можем. Ты должна уйти. Ты не имеешь права погибнуть.

    Джозеф Гринберг (англ. Joseph Harold Greenberg, 28 мая 1915, Бруклин - 7 мая 2001, Станфорд) - американский лингвист, профессор Стэнфордского университета, один из выдающихся лингвистов XX века. Один из основателей современной лингвистической типологии; внёс также существенный вклад в африканистику и семитологию. Труды по общей морфологии и синтаксису, генетической классификации языков Старого и Нового Света, типологии, диахронической и ареальной лингвистике, проблемам происхождения языка. Член Национальной академии наук США (первый лингвист, избранный в это сообщество), Американского философского общества и Американской академии наук и искусств; президент Американского лингвистического общества (1976), лауреат многих американских и международных премий.

    Биография

    Родился в семье еврейских эмигрантов из Германии; с детства обнаружил значительную одарённость в музыке (подростком выступал с фортепианными концертами) и иностранных языках (владел древнееврейским, арабским, древнегреческим и латинским, в семье говорили на немецком и идишe). Изучал антропологию в Колумбийском (у Франца Боаса) и Северо-Западном университетах; в последнем защитил диссертацию в 1940 г. (по истории ислама в Африке). Во время Второй мировой войны служил шифровальщиком в действующей армии (в Северной Африке и в Италии). После войны преподавал в Миннесотском и Колумбийском университетах, с 1962 г. и до конца жизни - в Стэнфордском университете, где был профессором антропологии (с 1985 г. - почётный профессор в отставке) и руководителем отделения антропологии, а также одним из основателей лингвистического отделения и Центра африканистики.

    Вклад в науку

    Компаративистика

    Первой работой Гринберга, принесшей ему широкую известность, стало его исследование о генетической классификации языков Тропической Африки, содержавшее как ряд революционных предложений относительно радикального пересмотра существовавших до этого способов классификации языков Африки, так и обоснование нетрадиционного метода «массового сравнения», впоследствии использованного Гринбергом в других исследованиях по компаративистике. Его поначалу казавшиеся смелыми предложения по классификации африканских языков (замена понятия «семито-хамитские языки» понятием афразийские языки с несколько иным составом, гипотеза о нигеро-конголезской макросемье и др.) в целом приняты научным сообществом; более сдержанную оценку получили его гипотезы о койсанской и особенно нило-сахарской макросемьях. Наиболее убедительным результатом Гринберга в африканистике считается доказательство принадлежности языка фула к атлантическим языкам (до этого он ошибочно относился к «хамитским»). Некоторыми сторонниками ностратической гипотезы было также принято его предложение исключить афразийские языки из ностратических.

    Основанная на том же методе «массового сравнения» более поздняя «индо-тихоокеанская гипотеза» Гринберга о родстве между папуасскими, тасманийскими и андаманскими языками, а также языками кусунда и нихали, практически не встретила поддержки; серьёзной критике подверглись также его теории макросемей коренных языков Америки и некоторые другие макрогенетические построения последних лет.

    Типология

    Другим общепризнанным научным достижением Гринберга стала разработка им оснований лингвистической типологии, связанной в его понимании прежде всего с поиском языковых «универсалий», то есть общих свойств всех естественных языков. Первый список таких универсалий был предложен Гринбергом в статье 1962 г. и в написанном им позднее в соавторстве с Ч. Осгудом и Д. Дженкинсом «Меморандуме о языковых универсалиях»: они касались фонологических, морфологических и синтаксических свойств языков и подразделялись на несколько типов. Наибольшую известность в дальнейшем получили обобщения Гринберга, касавшиеся возможных типов порядка слов в естественных языках.

    Наряду с поиском и классификацией языковых универсалий, Гринберг уделял большое внимание возможностям применения количественных методов для определения языкового типа; он считается одним из основателей современной «квантитативной лингвистики». Его «квантитативная типология» языков получила очень большой резонанс в 1960-1970 гг., породив целую волну исследований в этой области.

    ГРИНБЕРГ Александр (Абрам) Данилович (1885, Москва - 1979, Москва). Москва, Неглинный пер., 17, кв. 5 . Родился в семье служащего, в 1905 г. закончил гимназию. 1905-1912 г. - учился в ИМУ на физико-математическом факультете. Фотографией увлекался с детства.

    Действительный член РФО с 10 января 1907 г. (ПовРФО-907, №5, с. 120; Сп. 15.8.09 адрес - Цветной б-р, д. Малюшина [Малюшкина -?], кв. 80); Сп. 1.2.14.

    На очередном собрании членов РФО 23 мая 1907 г. демонстрировал диапозитивы собственного изготовления (ПовРФО-907, №9, с. 248).

    ВФ-908, №6, приложением опубликован портрет женщины (матовый альбумин 16?11) с монограммой «AG»; там же, с. 176: «Портрет» А. Д. Гринберга, являющегося «одним из лучших представителей портретной фотографии в современном её направлении, обладает крупными достоинствами».

    Участник Международной фотографической выставки 1909 г. в Дрездене (КД-909, с. 245; ФЛ-909, с. 281), награждён золотой медалью.

    Серебряная медаль (за неимением золотой) художественно-фотографического конкурса РФО в марте 1912 г. (ВФ-912, с. 138). На общем собрании членов РФО 25 апреля 1912 г. постановлено: выдать Г. золотую медаль (ВФ-912, с. 175). В апреле 1912 г. приглашён временно заведывать павильоном и лабораторией РФО (ВФ-912, сс. 144, 232). 24 сентября 1912 г. отказался от обязанностей временного инструктора РФО по домашним обстоятельствам (ВФ-912, с. 331). 26 ноября 1912 г. на заседании правления РФО Г. освобождён от обязанностей заведующего техническими помещениями РФО, ему выражена благодарность за понесённые труды и переустройство павильона (ВФ-912, с. 387).

    Участник 2-й фотовыставки Тамбовского фотографического общества в 1912 г., экспонировал 15 работ, удостоен диплома 1-й степени на золотую медаль (Кат., с. 4, ВФ-912, с. 167). Участник 2-й фотовыставки Фотографического отдела Харьковского отделения ИРТО в 1912 г., экспонировал 10 работ. Участник (фотограф-любитель) 2-й фотовыставки журнала «Фотографические новости» в 1912 г., экспонировал портреты, пейзажи, жанр (б/платн. приложение к ФН-912, с. 65).

    3 декабря 1912 г. на заседании правления РФО рассматривалось удостоверение Начальника Гренадерского Киевского полка, выданное Г. о разрешении ему состоять членом РФО (ВФ-912, с. 388).

    Бронзовая медаль по разделу «Портрет» на VI художественно-фотографическом конкурсе РФО 6-29 января 1913 г. (ЖНО-913, №2, с. 9-10). Его фотоэтюды опубликованы в ВФ-913, №10.

    ВМ-914: член РФО. Инструктор РФО по конкурсу с 1913 г. [из Каталога выставки 1935 г.] Там же: в 1909 г. - золотая медаль фотовыставки в Дрездене; в 1914 г. организовал фотоотдел [точнее, отдел фотокинорекламы] на кинофабрике Ханжонкова, работает кинооператорм.

    В 1914 г. призван в армию. С 1915 г. до середины 1918 г. в плену в Германии, с 1918 г. - кинооператор на фабриках Харитонова, Ермолаева, Биофильм; в 1919 г. кинооператор в Одессе (в политотделе 41-й дивизии Красной Армии).

    Диплом : ДИПЛОМ на бронзовую медаль, присужденную постановлением жюри Художественного отдела Фотографической Выставки Р.Ф.О. - 1922 г. в Москве. ГРИНБЕРГУ А. Д. за его работу - “Туманное утро”. Председатель Р.Ф.О. Б. Подлузский Председатель Ком. Выставки Н. Тихонов Секретарь К-та В-ки П. Клепиков.

    1923-1930 гг. - заведующий кафедрой кинотехники и киносъёмки в Государственном техникуме кинофикации. Одновременно, в 1925-1928 гг. кинооператор Первой фабрики Госкино.

    Участник Международной выставки пикториальной фотографии в Нью-Вестминстере, Канада, 7-12 сентября 1925 г. В связи с опозданием работ в каталоге не указан. Награждён серебряной медалью «an extra» (дополнительно).

    Участник Первого итальянского международного салона художественной фотографии в Турине в декабре 1925 - январе 1926 г., экспонировал 3 работы.

    ВМ-926, ВМ-928: член правления РФО при ГАХН. ВМ-929: казначей Всероссийского фотографического общества (бывшее РФО).

    В 1927 г. фотограф и оператор, преподаватель ГТК; дом. адрес: Хлебный пер., д. 19, кв. 20, тел. 2-45-78.

    Италия, Монце-Милано, 31 мая - октябрь 1927 г. Международная выставка декоративных искусств (III Mostra Internazionale delle Arti Decorative Nella Villa Reale di Monza 1927). Диплом.

    Участник 4-й выставки «Искусство движения» в 1928 г. (Каталог выставки, с. 21). 17 января 1928 г. на заседании президиума ЦБ ФКС избран членом фотокомиссии при ЦБ ФКС. В 1928-м г. преподаёт в Государственном техникуме кинофикации (Ленинградское шоссе, д. 44, вариант - Ленинградское шоссе, дом бывш. Яр).

    Диплом участника IV Международного Салона в Сарагосе (Испания) в ноябре 1928 г. В каталоге, изданном Фотографическим обществом Сарагосы, фигурирует под №562.

    АМ-28, с. 205: в 1926-28 гг. Г. участвовал в 4 международных фотографических салонах, экспонировал 7 работ. Участник Третьего Международного фотографического салона в Японии в 1929 г., экспонировал 2 работы.

    Участник «Выставки мастеров советского фотоискусства» в 1935 г. в Москве.

    В 1936 г. арестован органами НКВД, находился в заключении до 1939 г. До 1941 г. работал фотографом в Загорском музее (на территории Троице-Сергиевой лавры). На пенсию вышел в 1945 г. Участник Выставки фотоискусства СССР в Москве в 1958 г.

    А. Родился в Москве, в семье мелкого служащего. После окончания гимназии поступил на физико-математический факультет Московского университета, одновременно посещал занятия в Строгановском училище. Фотографией увлёкся с 10 лет. С 1907 г. - член РФО в Москве, а с 1912 г. - один из его творческих руководителей [творческий руководитель - это, мягко говоря, не совсем так, «фантазии Баранкина»].

    В 1914 г. приглашён на кинофабрику Ханжонкова. СФ-975, №3, с. 26: в 1914 г. приглашён на кинофабрику Ханжонкова на должность заведующего отделом фотокинорекламы. Первую золотую медаль получил в 1908 [точно - 1909 г.] г. на выставке в Дрездене. СФ-984, №6, с. 36: в 1905 г. пришёл в РФО и через три года стал одним из его лидеров. В 1908 г. - серебряная медаль на Всероссийской выставке в Москве, etc, etc, [а это вообще «фантазии Баранкина»].

    Член-учредитель Всероссийского фотографического общества в 1928 г. [?].

    ПМ, инв. №№24292/10-24 - фотографии Г. 1920-1930-х г., в т. ч. 1 фото 1908 г. и №24292 /22 - автопортрет 1915 г. (Германия), поздний портрет - инв. №26319.

    Из личного архива составителя: 5 июля 1926. Справка №1210 о приёме заявления Г. о вступлении в члены ЦДРИ. 6 августа 1926. Пригласительный билет Мосгубсовета профсоюзов на водно-спортивный праздник. 14 декабря 1926. Пленум Фотокиносекции [ФКС] Мосгубрабиса (Горчилин). 23 февраля 1927. Заседание Фотокомиссии ЦБ Фото-киносекции ЦК Рабис (Подлузский). 19 марта 1927. Общегородская конференция Фото-кино работников, организованная Московским Губотделом профсоюза работников искусств СССР. Делегатский билет Г. №106 от РФО. 23 сентября 1927. Заседание фото-кино консультации Мосгубрабиса (протокол №1). Г. участвовал от Центральной фабрики Совкино (Блюменфельд, Иванов). 10 декабря 1927. 1-я Всесоюзная фотокиноконференция профсоюза работников искусств СССР. Гостевой билет №155 на имя Г.

    1928 г. - член ЦБ ФКС Рабиса (Ганелин). 17 января 1928 г. на заседании президиума ЦБ ФКС Г. избран в члены фотокомисси; протокол №4 (Ганелин). 5 марта 1928 - заседание президиума ЦБ ФКС [на извещении помета Г. : «Был»] (Ганелин). 13 марта 1928 г. - заседание президиума ЦБ ФКС ЦКРабиса (Ганелин). 14 марта 1928 г. участвует в заседании Комиссии научных работников Мосгубрабиса, участвует в прениях. 5 апреля 1928 г. - заседание президиума ЦБ ФКС (Ганелин). 14 мая 1928 г. - заседание президиума ЦБ ФКС (Ганелин). Приглашён на пленум комиссии научных работников и педагогов Мосгубрабиса, состоявшийся 17 мая 1928 г. Пригласительный билет на 1-ю Московскую губернскую конференцию научно-педагогических работников, состоявшуюся 29 мая 1928 г. 9 июля 1928 г. избран представителем ЦБ ФКС ЦК Рабиса в Патентное бюро по изобретениям в области фото и кино (протокол №18 заседания президиума ЦБ ФКС ЦК Рабиса от 9 июля 1928 г.). 13 сентября 1928 г. - заседание фотокомиссии ФКС (Иванов). 11, 14, 18, 22 [экстренное], 28 декабря 1928 г. - заседания ФКС ЦКРабиса (Яковлев). 11 декабря 1928 г. на заседании фотокомиссии ЦБ ФКС ЦКРабиса в повестке дня стоял [№2] доклад Всероссийского фотографического общества. 27 декабря на объединённом заседании президиума ЦБ ФКС и фото-киносекции Мосгубрабиса утверждалась резолюция по этому докладу.

    10, 17 декабря 1928 г. Заседания президиума ЦЦБ ФКС ЦКРабиса (Яковлев). 7 января 1929 г. - заседание президиума ЦБ ФКС ЦКРабиса (Яковлев). 8 января 1929 г. - заседание фотокомиссии ЦБ ФКС ЦКРабиса (Яковлев). 19 ноября 1929 г. - заседание ЦБ ФКС ЦКРабиса (Яковлев). 20 ноября 1929 г. - заседание фотокомиссии ЦБ ФКС ЦКРабиса.

    В КОМИССИЮ ПО ДЕЛАМ ЧАСТНОЙ АМНИСТИИ

    ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

    Ходатайство о снятии судимости

    Фотографа-художника

    ГРИНБЕРГА

    Александра Даниловича,

    год рожд. 1885, г. Москва,

    прожив. ул. Кирова, 21, кв. 7

    ЗАЯВЛЕНИЕ

    Я, Александр Данилович Гринберг, по специальности кинооператор и художник-фотограф, с 1922 по 1930 г. одновременно занимал кафедру кинотехники и киносъёмки в Государственном техникуме, а ныне Институте кинематографии в Москве.

    12 января 1935 г. был награждён Почётной грамотой ЦИК СССР и в том же году был приглашён на работу по фотооформлению Музея В. И. Ленина.

    15 января 1936 г., на другой день после успешного окончания работы в Музее В. И. Ленина, я был арестован по обвинению в распространении «порнографии» и осуждён Особым Совещанием НКВД СССР 28 марта 1936 г. на 5 лет к испав.-трудов. лагерям.

    Отбывал наказание на Бамлаге НКВД в г. Свободном в фотобюро в качестве фотографа и технорука фотобюро Управления Бамлага.

    За ударную работу на строительстве Вторых путей имел зачёты и премии и 25 [?] 1939 г. был освобождён.

    Ввиду того, что никаких, кроме художественных, побуждений при съёмке обнажённого тела у меня не было, я считаю предъявленное мне обвинение в «распространении» порнографии по существу НЕобоснованным. Всё «распространение» заключалось в том, что я дарил некоторые лучшие и вполне художественные снимки своим моделям (натурщицам).

    Осуждён я был в то время, когда во главе НКВД стоял враг народа ЯГОДА.

    Несмотря на то, что я до осуждения пользовался общим уважением и вёл общественную работу в ЦК Союза фотоработников, всегда добросовестно работал на службе, я был признан социально-опасным элементом, что также считаю НЕправильным.

    На основании всего вышеизложенного, я прошу судимость с меня СНЯТЬ и возвратить мне полные права советского гражданина...

    (Гринберг А. Д.)

    Февраля 1941 г.

    & Е. Бялый. Ветеран светописи. / Советское фото, 1975, №3, с. 26-27; А. Фомин. Мастер психологического портрета / Советское фото, 1984, №6, с. 36-37; Александр Гринберг / Alexandre Grinberg, каталог выставки. Париж: Carr? Noir, 1996.

    N.B. В архиве Улитина В. И. сохранились «Программа курсов для иногородних членов Всероссийского общества фотографов» и «Программа общедоступных курсов теории и практики фотографии при ВОФ», в которых в числе лекторов указан Г.

    Похожие статьи