• Значение слова идеология. Официальная идеология России: возвращение к духовным истокам русской цивилизации

    19.01.2024

    Идеология - это система взглядов и идей, которые выражают интересы определенного общества. Что касается политической идеологии, то она концентрируется конкретно на идеях и интересах, которые касаются политики. В ней выражаются интересы и цели одной из политических элит. В зависимости от идеологии различают и разные точки зрения на политическое и социально-экономическое развитие общества. В статье мы попробуем разобрать вопрос о том, по каким критериям выделяют виды политических идеологий и что они в себе скрывают.

    Структура

    Каждая политическая идеология должна иметь определенную структуру, которая определяется так:

    • Обязательно должна быть политическая идея.
    • В идеологии должны быть выделены ее концепции, доктрины и принципы.
    • Кроме этого, выделяют мечты и утопии, ценности идеологии и ее основные идеалы.
    • Проводится оценка всех политических процессов.
    • Каждая идеология имеет свои лозунги, под которыми выступают лидеры, освещает программу действий.

    Таковой является политическая идеология и ее структура в частности. Политическое движение, которое не имеет хоть одного из вышеперечисленных пунктов, не может называться политической идеологией.

    Функции политической идеологии

    Прежде чем приступать к характеристике видов политической идеологии, хотелось бы акцентировать внимание читателя на функциях, которые являются общими для любого политического строя.

    1. Политическая идеология выражает, а также защищает интересы определенной социальной группы, нации или класса.
    2. Она внедряет в общественное сознание политические истории и оценку политических событий, которая сделана по собственным критериям.
    3. Проводится процесс интеграции, когда люди объединяются в зависимости от политических представлений, ориентаций и оценок общества.
    4. Принимаются общеидеологические нормы и ценности, на основании которых проводится урегулирование поведения людей и его организация.
    5. Правительство ставит перед обществом определенные задачи и объясняет ему мотивы их выполнения, тем самым мобилизируя социальные общности.

    Критерии выделения видов политической идеологии

    Определить политическую идеологию можно по тому, какую модель общества она предлагает, что ставится на первое место: общество или государство.

    1. Далее внимание стоит обратить на отношение идеологии к национальному вопросу.
    2. Важным аспектом является отношение к религии.
    3. Идеологии имеют свой особый характер, который не повторяется ни в одной из них.
    4. Также существует условная классификация, которая делит идеологии на левые, правые и центральные.

    Таковы основные критерии выделения видов политической идеологии.

    Либерализм

    Эта идеология считается исторически первой. Ее основателями являются Дж. Локк и А. Смит. В основе их идей лежит процесс формирования индивида, который является ярким представителем буржуазии, которая имеет экономическую активность, однако абсолютно бесправна в политике. Но несмотря на это, представители этой группы населения всегда стремились захватить власть.

    У этой идеологии есть определенные ценности, которые заключаются в сохранении прав людей на свободу, жизнь и частную собственность. Их приоритеты всегда восходили над государством и интересами общества. В это время главным экономическим принципом считался индивидуализм. Если говорить о социальной сфере, то там он воплощался в том, чтобы утвердить ценность личности человека, а также сделать равными права всех людей. В экономической же сфере шла активная пропаганда свободного рынка, на котором предусматривалась абсолютно ни чем не ограниченная конкуренция. Что касается политической сферы, то здесь звучал такой призыв - должны быть признаны права всех социальных групп и отдельных индивидов, чтобы они могли свободно управлять любыми процессами в обществе.

    Консерватизм

    Еще одним из политической идеологии является консерватизм. Здесь главными ценностями выступали стабильность во всем, порядок и традиционализм. Эти ценности не появились сами по себе, а были взяты из политической теории, если придерживаться ее, то можно прийти к выводу, что государство и общество - это результат естественной эволюции. Такое мнение полностью противоречит идеям либерализма, который считал, что они являются результатом договора и объединения между гражданами. Что касается политики, то здесь консерватизм выступал на стороне сильного государства, он требовал наличия четкой стратификации. Это значит, что власть должна регулироваться только в руках элиты.

    Коммунизм

    Далее хотелось бы выделить такой вид политической идеологии (и ее содержание), как коммунизм. Наверно, ни для кого не секрет, что коммунизм был сформирован на основе марксизма. Марксизм пришел на смену либерализму, господство которого пришлось на девятнадцатый век. Его учение заключалось в том, чтобы построить справедливое общество, где не будет эксплуатации людей другими людьми, а также марксисты стремились к тому, чтобы полностью отойти от любых видов социального отчуждения людей. Именно такое общество было решено назвать коммунистическим. В это время произошел большой промышленный переворот, который стал причиной того, что мировоззрением пролетариата стал марксизм.

    Выделяются следующие базовые ценности этого периода:

    • Регулирование социальных отношений осуществлялось на основе классового подхода.
    • Правительство стремилось воспитать абсолютно новых людей, которым были бы неинтересны материальные ценности, но присутствовал огромный стимул для осуществления социального труда.
    • Любой человеческий труд был сделан только для общего блага, на смену индивидуализму пришла серьезная забота об интересах общества.
    • Главным механизмом интеграции социальной культуры выступала коммунистическая партия, которая стремилась полностью срастись с государством.

    Что касается вида политической то он считается лишь переходный моментом от капитализма к коммунизму. Во время социализма активно призывали ко всему общественному: предприятиям, собственности, природным ресурсам.

    Социалистическая демократия

    Примером видов политической идеологии является социал-демократизм, который даже сейчас является политической сил. Внутри марксизма существовало такое течение, как "левая" идеология, и именно на ее основе зарождались идеи социального демократизма. Его главные основы были сформированы уже в конце девятнадцатого века. Основоположником этих основ был признан Э. Бернштейн. Он написал очень много работ по этому поводу, в которых категорически отвергал большинство положений, которые существовали в марксизме. Если быть точнее, то он выступал против обострения буржуазного общества, не поддерживал идею относительно того, что необходима революция, что нужно устанавливать диктатуру со стороны буржуазного общества. В это время в Западной Европе была несколько новая обстановка, и в связи с этим Бернштейн считал, что можно добиться того, чтобы признали и без насильственного давления, которое в то время оказывалось на позиции буржуазии. Многие его идеи стали составляющими доктрины социал-демократии сегодняшнего времени. На главный план выходили солидарность, свобода и справедливость. Социал-демократы разработали множество демократических принципов, на основе которых должно было строиться государство. Они утверждали, что работать и учиться должны абсолютно все желающие, что экономика должна иметь плюралистический характер и много другое.

    Национализм

    Довольно часто такой вид и тип политической идеологии, как национализм, воспринимается очень негативно. Но если смотреть по существу, то это мнение является ошибочным. Вообще, сейчас выделяют созидательный и разрушительный национализм. Если говорить о первом варианте, то здесь политика направлена на сплочение определенной нации, а во втором случае национализм направляется против других народов. И при этом появляется риск разрушения не только других наций, но и своей собственной. В этом случае национальность становится верховой ценностью и вокруг этого крутится вся жизнь народа.

    Большинство политиков считают, что нацию объединяет ее этническое происхождение. Существует такое мнение, что если человек называет себя русским, то он говорит о своем этническом происхождении, но если же человек называет себя россиянином, то это уже явный показатель того, что он указывает свое гражданство.

    Если более глубоко рассматривать идеологию национализма, то можно увидеть, что здесь сливается идея этноса с идеей страны, которая предназначена именно для этого этноса. Здесь же начинают возникать определенные движения, требования которых предусматривают совмещение границ этнических с политическими. В некоторых случаях национализм соглашается с тем, что в обществе присутствуют "ненационалы", однако в некоторых случаях он активно выступает за то, чтобы такие люди были изгнаны, более того, он может требовать полного их уничтожения. Сейчас национализм считается одним из самых опасных видов политических идеологий по шкале политического спектра.

    Фашизм

    К основным видам политической идеологии относится фашизм, который очень сильно отличается от либерализма, коммунизма и консерватизма. Поскольку последние на первое место ставят интересы отдельных социальных групп государства, а фашизм, в свою очередь, имеет идею расового превосходства. Он стремится к тому, чтобы интегрировать все население страны вокруг национального возрождения.

    В основе фашизма заложен антисеминтизм и расизм, а также здесь опираются на идеи шовинистического национализма. Мнения исследователей относительно развития фашизма сильно расходятся, поскольку одни утверждают, что он является единым феноменом для всех стран, а другие же придерживаются мнения, что в каждом государстве формировался свой, особый тип фашизма. Главным для фашистов всегда выступало государство и его вождь.

    Анархизм

    Теперь хотелось бы рассмотреть признаки и виды политической идеологии анархизма. Анархизм - это совершенно противоположное фашизму политическое направление. Высшей целью анархизма считается ее стремление достигнуть равенства и свободы через упразднение всех институтов и форм власти. Анархизм выдвигает идеи, которые направлены против государства, а также предлагает пути их воплощения в жизнь.

    Первые такие идеи появлялись еще в античности. Но впервые концепцию существования народа без государства предложил Годвин в 1793 году. А вот основы анархизма разработал и воплотил в жизнь уже немецкий мыслитель по фамилии Штирнер. Сейчас же существует огромное разнообразие форм анархизма. Свое внимание хотелось бы остановить на направлениях анархизма. В первую очередь выделяется анархо-индивидуализм. Основоположником этого движения считается Макс Штирнер. В этом направлении активно поддерживают частную собственность. Его приверженцы выступают также за то, что ни один орган государственной власти не может ограничивать интересы отдельного индивида или же группы людей.

    Далее внимание стоит обратить и на мутуализм. Он появился еще в далеком восемнадцатом веке среди рабочих Англии и Франции. В основу этого направления легли принципы взаимопомощи, заключения добровольных контрактов, а также возможность предоставления кредитов наличными. Если верить убеждениям мутуализма, то при его власти каждый рабочий не только имел бы рабочее место, но и получал бы достойную плату за свой труд.

    Социальный анархизм. Он стоит в одном ряду с индивидуалистическим и является одним из основных направлений этой политики. Его приверженцы стремились отказаться от частной собственности, построение отношений между людьми они рассматривали только на взаимопомощи, сотрудничестве и кооперации.

    Коллективистский анархизм. Второе его название звучит как революционный социализм. Его сторонники не признавали частную собственность и стремились к ее коллективизации. Они считали, что добиться этого можно только в том случае, если будет начата революция. Это направление зародилось одновременно с марксизмом, однако его взглядов не разделял. Хотя это и выглядело странно, ведь марксисты стремились к созданию безгосударственного общества, но они поддерживали власть пролетариата, что не совпадало с идеями анархистов.

    Анархо-феминизм - это последнее направление анархизма, на которое следует обратить особое внимание. Он является результатом синтеза между анархизмом и радикальным феминизмом. Его представители выступали против патриархата и всей существующей государственной системы в общем. Зародился он в конце девятнадцатого века на основе работ нескольких женщин, в число которых входила Люси Парсонс. Феминистки того времени и сейчас активно выступают против сложившихся гендерных ролей, они стремятся изменить концепцию семейных отношений. Для анархо-феминисток патриархат был всеобщей проблемой, которую нужно было срочно устранять.

    Роль идеологии в политике

    В идеологии принято выделять те или иные предпочтения определенных социальных слоев, относительно организации государственной власти. Здесь люди могли выражать свои взгляды, осветлять идеи, рассказывать о своих целях и новых концепциях. Политическую идеологию очень долгое время разрабатывают представители определенной политической элиты и только потом несут ее в массы. Их цель - привлечь как можно людей. Это нужно для того, чтобы их идеология могла завоевать власть в государстве.

    Большие группы людей объединяются в определенную политическую идеологию для того, чтобы достичь общих целей, которые были поставлены создателями этой идеологии. Здесь очень важно продумать все до мелочей. Ведь идеи каждой политической идеологии должны воплощать в себе идеи не только определенной социальной группы, а всего народа этой страны. Только тогда в этом общественном движении появится какой-то смысл.

    Ярким примером является Германия, в которой в тридцатых годах двадцатого века прочно установился фашизм. Ведь Гитлер сумел обнаружить самые серьезные проблемы своего народа и дал обещание решить их в максимально короткие сроки. Такими же радужными обещаниями оперировали и большевики, которые пришли к измученному войной народу и рассказали ему о красивой жизни при коммунизме. И людям ничего не оставалось делать, кроме как поверить и пойти вслед за большевиками. Ведь они были просто обессилены, и сильные мира сего понимали это и воспользовались в своих интересах.

    Идеология всегда являлась очень мощным оружием, поскольку она может не только объединять и сплочать людей, но и ссорить их, делать настоящими врагами. Из обычного рабочего класса она может воспитать настоящих воинов, которые не боятся ничего.

    Наличие определенной идеологии в государстве является обязательным компонентом. Государство без идеологии считается аморфным. Здесь каждый начинает выступать сам за себя, люди могут объединяться в небольшие группы и враждовать между собой. Такое государство очень легко уничтожить, и для этого даже не придется развязывать войну. Ведь если каждый будет защищать свои интересы, то кто же выступит на стороне государства?

    Многие считают, что идеология - это обязательно движение, которое направлено против кого-то, но на самом деле это не так. Ведь люди вполне могут объединяться и действовать в интересах собственной страны, прославлять свое государство, бороться за демографический рост, побеждать бедность и решать множество других внутригосударственных проблем, но только сообща.

    Сейчас Конституция Российской Федерации говорит о том, что в стране не устанавливается ни одна идеология на государственном уровне. Однако люди смогли объединиться для будущего страны. И это легко просматривается в их отношении к своему государству, к своей власти, к своим корням. Они стремятся сделать лучше свою страну и при этом не посягают на свободу других.

    ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА:

    1.1. Прежде всего, необходимо выяснить, что такое идеология?

    Нельзя внести точность в рассуждения, если она сначала не введена в определение.

    Д.Гершель

    Чем богаче подлежащий определению предмет, то есть, чем больше различных сторон он предоставляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции.

    Г.В.Ф.Гегель

    Понятие "идеология" в переводе (греч. idea - идея + logos - учение) означает учение об идеях. Оно, введенное в научный оборот французским философом Дестют де Траси в начале Х1Х века, в последующие времена толковалось различным образом. В широком смысле слова идеология означает совокупность идей, основных принципов, идеалов, лежащих в основе любой социальной деятельности (например, идеология менеджмента, идеология избирательных кампаний и т.д.). В данном пособии речь будет идти о политической идеологии как некой концепции, лежащей в основе деятельности по решению социальных проблем с помощью механизма государственной власти.

    Чтобы подойти к относительно полному определению идеологии, необходимо уметь отличать ее как определенную информационную систему от иных систем знаний, существующих в обществе и тесно связанных с ней. Идеология как элемент духовной культуры есть определенная система знаний об обществе, то есть она дает достаточно полную картину общества. Но известно, что общество изучает масса наук: социология, политология, экономическая теория, психология, история, которые дают весьма полезные знания, используемые в социальной практике. Идеология не является наукой, она имеет принципиальное отличие от нее.

    В чем же специфика идеологии как определенного вида социального знания?

    Во-первых, идеология - это совокупность знаний, дающих картину общества, объясняющих социальные процессы, происходящие в нем, с точки зрения интересов определенных социальных групп данного общества . Поэтому в идеологии всегда содержится оценка описываемых социальных процессов. Идеология - это всегда оценочное, "заинтересованное", субъективное знание . Об этом свидетельствуют такие его компоненты, как ценностные ориентации, идеалы. В идеологии всегда обосновывается необходимость их реализации с помощью государственной власти.

    Во-вторых, идеология в отличие от конкретных, частных наук об обществе (социологии, политологии, этики, эстетики, экономической теории) есть комплексная система знаний о нем, которая не содержится в целостном виде в каких-то отдельных книгах и сочинениях Она как бы "вплавлена" в различные системы гуманитарного знания. В этой связи всегда возникает трудность нахождения информации, называемой "идеологией", которую необходимо распространять в обществе тем или иным субъектам политической деятельности, в каком-либо одном источнике.


    На основе вышесказанного необходимо иметь в виду следующее определение идеологии.

    Идеология есть совокупность философских, этических, правовых, экономических идей и идеалов, отражающих и объясняющих социальные процессы с точки зрения интересов конкретных социальных групп, классов, которые обосновывают необходимость их реализации с помощью государственной власти.

    Таким образом, те или иные знания об обществе становятся идеологией тогда, когда в них не только описываются социальные процессы, но и дается их оценка с позиций интересов определенных социальных слоев. Поэтому идеология есть потенциальная форма любого социального знания.

    Определение понятия "идеология"

    (динамика логического процесса)

    Тема идеологии в политической сфере — это наверное, самая непростая тема. Она довольна абстрактна и включает множество тезисов, которые проверяются в том числе и на ЕГЭ по обществознанию. В этой статье мы разберем насколько это возможно полно эту тему и проведем параллели с общественной жизнью.

    Определение простыми словами

    Идеология — это система идей об устройстве общества и государства. Ничего проще нет и не будет. Идея — это некая система теоретических положений. Политико-социальная идея — объясняет общественное и государственное развитие и устройство. Идеология — система идей.

    Хотя в Конституции России записано, что в РФ нет никакой официальной идеологии, это далеко не так. Любое общество и государство имеет идеологию. Она объясняет, что было вчера, что есть сегодня и что, вероятно, будет завтра. По направленности их различают: лево-радикальные, либеральные (центристские) и правые (консервативные).

    Основные функции:

    Экспликативная — они объясняют простому народу, что сегодня происходит. Например, сегодня в России идеология либерализма, которая выступает органичным продолжением капитализма. Народ знает, что все решают деньги, даже в тех случаях, когда такого происходить не должно.

    Мобилизационная — они консолидируют граждан для каких-то общих целей. Например, послевоенная Япония представляла жалкое зрелище. Религиозная идеология (кокутай, синтоизм и прочее) сумела консолидировать народные массы и сегодня эта страна — третья по производству в мире.

    Стратегическая — она задает обществу цель — к чему надо идти, что будет в стране через 20- 50 лет? К примеру в СССР государство знало к чему ведет общество — такому социальному строю, при котором будет изобилие товаров и услуг (коммунизм). Сегодня у России толком цели нет. Была олимпиада в Сочи 2014... А дальше что? Нет объединяющей общество идеи, нет идеологии, кроме потребления и культа денег. Разумеется есть примеры и негативных целей, задаваемых идеологией. Так фашизм выступал за уничтожение других наций и народов. Детальнее о нем .

    Легитимации политического режима — она объясняет народу, почему существующая доминирующая политическая сила имеет право повелевать и властвовать. К примеру, в СССР была идеология марксизма-ленинизма, которая наглядно объясняла, что вот есть загнивающий Запад и есть процветающее советское общество.

    Нормативная — она задает общие требования поведения в политике, которые приняты в данном обществе.

    Основные направления

    Лево-радикальные предполагают революционное развитие общества — через ломку старого и формирование принципиально нового строя. Левыми они называются так потому что впервые во время Французской революции слева от трибуны парламента сели те люди, которые выступали за радикальные меры. Самой левой идеологией выступает анархизм — учение о том, что любое государство есть зло, потому что представляет собой союз священника, кесаря (налогосборщика), полицейского и палача, который удовлетворяет только свои, государственные интересы.

    Либеральные идеологии восходят к идеям либерализма. Детальнее об этой идеологии . Социальной базой этих идеологий является буржуазия (бизнес). Развитие либералы видят в реформировании существующего строя.

    Правые идеологии (консервативные) — выступают за сохранение существующего строя и развитие через эволюцию — медленное поступательное развитие. Мы не знаем законов развития общества, поэтому чтобы не навредить, мы лучше сохраним то, что есть. Социальной базой правых выступает аристократия и высший класс.

    Разумеется сегодня в социальной базой идеологий могут выступать и другие социальные слои. Необходимо отметить, что крайне радикальные формы идеологий существуют и с права. Например, фашизм, нацизм, фундаментализм — крайне правые примеры идеологий.

    Разумеется в этой теме полно нюансов: например, какие партии в России к какому направлению относятся и почему? Кто был основателем тех или иных идеологий? Также надо разбираться с происхождением каждой, чтобы понимать, чем отличается либерализм от неолиберализма, консерватизм от неоконсерватизма? Все эти моменты разобраны в видеокурсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов»

    С уважением, Андрей Пучков

    Слово «идеология» представляет собой свод конкретных ценностей, взглядов и идей, отражающий интересы определенных групп, людей, организаций и целых стран.

    Так что такое идеология? Какие функции она может выполнять?

    Если говорить простым языком, то идеология - это некий внутренний стержень конкретного человека, определенных групп людей, социума и общества. Идеология идентифицирует, объединяет и дает возможность понимать себя и свое место в обществе, позволяет оценить свое окружение, выявить свою причастность к той или иной организации или обществу. В основе идеологии стоит конкретная цель, идея, которая побуждает людей действовать, задает вектор движения, мотивирует развиваться и стремиться к этой идее. Так теперь мы понимаем, что такое идеология - это то, что отвечает на вопросы о том, кто я, кто мы, зачем и куда мы идем.

    В настоящее время популярно отрицание вообще какой-либо идеологии. Чаще слышишь, что у молодых людей развито нежелание занимать конкретную общественную позицию, говоря «мне это надо больше всех что ли?!». Их размытые показывают идеологическую дезориентацию, нежелание заморачиваться и бессилие осознания своего «я» и своего места в обществе. В связи с этим, важно понимать, что национальная идеология - это объединяющая национальная философия. Сегодня это факт, что превалирует потребительская идеология, где материальное богатство, престиж, статус, жизнь без усилий и постоянные удовольствия - это норма жизни определенных кругов общества.

    В советское время общество имело конкретную систему координат во всех сферах жизнедеятельности, начиная от рождения и до последних своих дней. Конечно же, спорен сам вопрос эффективности советской идеологии, но, тем не менее, советский народ знал, против кого борется и к чему стремится, чего не скажешь о сегодняшней современной идеологии. Но основные постулаты, которые должны быть святы для каждой страны - это идеология защиты от всех видов современного оружия и сохранения мира на Земле, какая бы ни шла ожесточенная борьба за ресурсы.

    Что такое идеология в рамках организаций и компаний?

    Если рассмотреть идеологию на примере организации, то можно сказать, если отсутствуют признаки идеологии и единая и идей, то такая компания обречена. Пассивность, безразличие и равнодушие сотрудников - это норма. В рабочее время читают книги не по работе, болтают по телефону, посещают порносайты и полный рабочий день сидят в социальных сетях… Это только короткий список проблемных зон всех руководителей.

    Понятие «корпоративная идеология» уже давно актуально вместе с развитием понятия «эффективное управление предприятием». Особенностью является создание благоприятного психологического климата в организации, нацеленной на получение долговременной прибыли и успеха компании на рынке.

    Все прекрасно знают, что основа успеха компании - это не уникальная продукция и современная технология производства, а человеческий ресурс компании. Корпоративная идеология служит для формирования и закрепления лояльности и приверженности как у сотрудников, так и у клиентов к своей компании. Такое позитивное отношение возможно выработать только при наличии , определенных ценностей и идей, а если их нет, то необходимо их создавать, как цели, золотые правила, так и идеи, традиции и легенды. Это даст обязательный толчок в развитии компании, сотрудники будут получать радость от рабочего процесса, применять творческий подход к работе, стремиться профессионально самосовершенствоваться, радовать сплоченностью и вносить свой небольшой вклад в позиционирование компании на рынке вашего региона.

    Так все-таки, что такое идеология в рамках корпоративного управления? Поверьте, организация корпоративных мероприятий, таких как день компании, корпоративная корпоративные праздники, обойдется вам дешевле, нежели постоянная и нездоровая атмосфера в коллективе.

    В последнее время в России всё чаще звучат голоса о необходимости разработки собственной идеологии, которая бы отражала взгляды и идеи, в которых осознаются и оцениваются отношения российского общества к действительности и самому себе, которая бы выражала интересы государства и общества, которая была бы основана на общечеловеческих идеалах, нормах и ценностях, воспринимаемых большинством. После краха коммунистической идеологии и последовавшего за ним развала Советского Союза в России непрерывно ведётся поиск официальной идеологии, который, как показало время, результатов пока не дал.

    Идеологические изыскания осуществляются на фоне неутихающих споров о том, нужна ли официальная идеология или нет. Примерно треть населения считает, что России официальная идеология не нужна, тогда как с 1991 года страна живёт в условиях доминирования капитализма (общественная идеология), проявляющего себя в совокупности демократии (политическая идеология), либерализма (экономическая идеология) и консерватизма (организационная или корпоративная идеология). Идеология капитализма, суть которой – власть денег, моментально заместила господствовавшую в советский период коммунистическую идеологию с её экономико-политической основой, в качестве которой выступал марксизм-ленинизм.

    Первый и последний Президент СССР Горбачёв М.С., положивший начало ликвидации принципа верховенства идеологической власти над государственной, тем самым разрушил саму суть идеократического общества. А завершил его Президент России Ельцин Б.Н., который своим указом о запрете КПСС закрепил вхождение России в западную цивилизацию, в которой отсутствует идеократические общества, где идеологическая власть подчинена государственной власти. Роль главного идеолога в данном случае формально принадлежит Президенту страны, выступающему в качестве ответственного проводника влияния внешнего управления, осуществляемого Западом на основе либерально-демократического воздействия идеологического характера на управляемое общество.

    Попытка западного мира наложить либерально-демократические ценности на специфику России, осуществлённая руками российских демократов-реформаторов привела к формированию уродливого явления под названием «российский капитализм», результаты функционирования входят в явное противоречие с цивилизационной спецификой России. Специфика русской цивилизации, в отличие от западной (атлантической), основанной на либерально-демократических ценностях, крайнем индивидуализме и потребительстве, и восточной с регулирующей ролью религии и её абсолютным преобладанием над государством, заключена в:

    Жизни ради реализации Божьего замысла;

    Вере как главной опоре русского народа;

    Верности традициям и истории;

    Социальной справедливости;

    Целостности общественной и государственной жизни;

    Жертвенности;

    Духовности;

    Самокритичности и готовности к самораскаянию;

    Державности.

    Отсюда и явная нестыковка внедрённой западной идеологии с сознанием русского человека. Данное несоответствие чрезвычайно опасно для России. Ведь именно идеология лежит в основе возникновения и функционирования любого государства. Несоответствие подобного рода означает только одно: существование государства теряет свой смысл и предназначение, а, значит, самоликвидируется. Фактически под механизм российской государственности заложена бомба замедленного действия в виде западной либеральной идеологии, под воздействием которой государство перестаёт играть общественно значимую роль – формирование благоприятных условий для самореализации общества, а начинает выполнять функцию обеспечения роста социального благосостояния западного общества за счёт всех имеющихся у государства ресурсов и в ущерб социальному благосостоянию собственного общества. Такое положение неизбежно приводит к социальным протестам, на волне которых при активном содействии стран Запада к власти приходит лояльный им режим, и страна в виде колонии со всеми её ресурсами переходит под полный контроль Запада.

    Следует отметить, что разрушение коммунистической идеологии проходило под лозунгом деидеологизации вначале советского, а затем и российского общества, что, собственно, и привело к формированию мнения определённой части российского общества о том, что в России после краха советской идеологической системы сформировалось безидеологическое общество.

    Разрушив идеологические основы государственности России, Ельцин Б.Н. под влиянием своего помощника по идеологическим вопросам Илюшина В.В. в 1996 году заявил о необходимости разработки официальной идеологии России.

    Но, как показало время, создание идеологии оказалось делом весьма сложным. Разработка идеологии требует глубокого понимания сущности процессов устойчивого развития, которое невозможно без знаний особенностей взаимодействия культуры, экономики и общества, в основе которого положена взаимосвязь между управлением, государственным регулированием экономики и экономической деятельностью общества. По причине отсутствия соответствующих знаний разработчики официальной идеологии России быстро охладели к проблеме её создания. Но самое главное состоит в том, что разработчики так и не смогли определить, какую именно идеологию необходимо разрабатывать: неоконсервативную, неолиберальную, социал-демократическую или ещё какую-либо идеологию. Это обстоятельство и привело разработчиков к их отказу от создания официальной идеологии России. В результате тщетных изысканий было принято удивительное по своей некомпетентности решение о том, что идеология сформируется сама по себе в общественном сознании российского общества.

    Немалую роль в отказе от разработки официальной идеологии России сыграли Гайдар Е.Т. и другие радикальные реформаторы, которые отвергали необходимость разработки идеологии, признавая её формой ложного сознания. Они, соглашаясь с мнением западного философа Пайпа К., утверждавшего, что государство должно быть нейтральным по отношению к идеологии, что государственная идеология несовместима с демократическими устоями, а стремление к демократическому обществу предполагает плюрализм идеологий. И это всё происходило на фоне активного утверждения западной идеологической доктрины в сознание российского общества, что только усугубило положение страны и прочно поставило российское государство на путь самоуничтожения.

    После неудачной попытки создания новой идеологии в России неоднократно предпринимались попытки вброса в общественное сознание лозунгов о создании идеологии. Так, до 2006 г. имел место лозунг создания объединяющей идеологии, затем в 2006 г. была выдвинута идея создания патриотической идеологии. В 2007 г. была попытка внедрения идеи о создании консервативной идеологии с российской спецификой, основанной на российских православных ценностях и традициях.

    В настоящее время происходит активизация неоконсервативных ценностей, закамуфлированных под так называемую модернистскую идеологию. Наряду с модернистской идеологией в России продолжает разрабатываться и русская консервативная идеология, которая была обозначена ещё на предшествующем этапе эволюции идеологических преобразований российского общества. В результате возникло взаимодействие между русской консервативной идеологией евразийского толка и модернистской идеологией. Но всё же идеологическое будущее России не связано с этими идеологическими конструкциями, ибо при всей кажущейся на данный момент привлекательности данные идеологии не могут обеспечить баланс интересов различных слоёв общества, продуцируют социальное иждивенчество, абсолютизируют экономический принцип. По этой причине они не могут быть восприняты российским обществом как естественные, отражающие глубинную сущность, характер русского человека и специфику русской цивилизации.

    Проблема разработки официальной идеологии России может быть решена посредством применения нестандартного междисциплинароного подхода и новаторских решений, современных знаний о структуре идеологии и сути механизма её влияния на общественное сознание.

    Прежде всего, предстоит дать ответ на вопрос, почему именно идеология необходима для формирования успешного общества и какова содержательная структура официальной идеологии России.

    Успех любого общества неразрывно связан с официальной идеологией и сознанием самого общества. Идеология – это, прежде всего, информация. Информация представляет собой универсальное свойство предметов, явлений, процессов, заключающееся в способности воспринимать внутреннее состояние и воздействие окружающей среды, преобразовывать полученные сведения и передавать результаты обработки другим предметам, явлениям, процессам. Идеология имеет трёхмерную структуру, включающую в себя идеалы, нормы и ценности. Идеология прямо связана с общественным сознанием. Согласно современным научным взглядам, общественное сознание следует понимать как единое человеческое начало, являющееся частью вселенского начала, как высшую форму развития информации – творящую информацию.

    Имея одинаковую информационную природу, идеология и сознание являются неразрывными сущностями. Это единство обусловлено ещё и тем, что человек (а это, прежде всего, кибернетическая система) имеет акупунктурную систему, способную воспринимать сигналы извне и затем трансформировать их в соответствующие формы внутренней активности. Именно поэтому идеология всегда направлена на общественное сознание, посредством которого формируется и существует реальность особого рода – общество, осуществляется его экономическая деятельность и реализуется устойчивое развитие.

    Сознание выступает в качестве посредника, объединяющего, с одной стороны, все виды экономической деятельности, а с другой стороны – все составные элементы идеологии. Но сознание способно на большее. Сознание создает мыслеформы – некоторые устойчивые образования, несущие определенную информацию. Оно способно не только создавать мыслеформы, но и объективизировать их по своему желанию из виртуальных частиц. Из этого следует, что мысль, возникшая у человека под влиянием идеологии, представляет собой универсальную энергетическую субстанцию, способную трансформироваться в любые виды экономической деятельности, в процессе реализации которой человек и общество в целом получают импульс в своём развитии.

    Так что же происходит, когда в общественное сознание поступает идеологическая установка в виде совокупности идеалов, норм и ценностей? На уровне отдельного человека происходит спиновая поляризация частиц мозга. Так как между отделами головного мозга, а также между головным мозгом и остальными системами организма существует связь, эта идеологическая установка может быть легко преобразована в биохимические рефлексы организма в целом. В частности, установочные рефлексы коры головного мозга преобразуются в нейрохимические и гормональные процессы, проходя через гипоталамус (главная нервная структура, поддерживающая гомеостаз – динамическое равновесие организма), отвечающий за многие системы организма, включая и иммунную систему.

    Среди химических систем, регулируемых гипоталамусом, имеется большое число нейропептидов, включая хорошо известные сегодня эндорфины (гормоны радости и удовольствия), имеющие совершенно сходное с опиумом успокаивающее и обезболивающее действие. Нейропептиды обладают дуализмом: иногда ведут себя как гормоны (химические вещества, вызывающие изменения в функционировании организма), а иногда – как нейропередатчики (химические вещества, вызывающие изменения в функционировании головного мозга).

    Действуя как нейропередатчики в головном мозге, нейропептиды обеспечивают открытие новых нейронных дорожек, сетей и рефлексов. Это означает, что большая доза нейропептидов оказывает на мозг такое же влияние, как и большая доза любого психоделического вещества, давая возможность воспринимать мир по-новому.

    Иными словами, происходит существенное увеличение количества информации, обрабатываемой за единицу времени. Чем больше новых цепей образуется в мозге, тем больше информации мозг способен уловить в самых простых и обыденных предметах и событиях. Большой выброс нейропептидов может восприниматься как озарение или «видение всего мира».

    Таким образом, идеологическая установка как информация активизирует мыслительный процесс в том или ином направлении. Мысли – это самоорганизующие образования, которые мы ощущаем как образы и идеи. И здесь определяющим является качество и направленность идей, то есть от содержания идеологии зависит уровень мышления как отдельного человека, так и типичный способ мышления, склад ума, мировосприятия, умонастроения всего общества или общественный менталитет.

    Влияя через общественное сознание и мышление на мировоззрение и менталитет, идеология способна разрушить общественные устои, внести хаос в общественные отношения, способствует деградации человеческой личности вплоть до уровня психической аномалии (именно этим объясняется неадекватность, граничащая с психическими отклонениями, рассуждений западных и украинских политиков о сути происходящего сегодня в мире, что определяет антиобщественный и зачастую откровенно преступный характер их действий) или же наоборот, может обеспечить благоприятные возможности для достижения социального успеха и всестороннего развития человеческой личности. Идеология по своей сути является самым мощным оружием в современной войне, которым уже давно пользуется Запад в своих интересах.

    Внедряя по всему миру либерально-демократические ценности, западные страны проводят неоколониальную политику, которая даёт им шанс на выживание в современных условиях жизни. Страны, попавшие под влияние западных ценностей, превращаются в стремительно деградирующие территории, находящиеся под полным контролем Запада.

    Отсюда возникает проблема противодействия цивилизационной экспансии западного мира, которая в последние десятилетия приобрела угрожающие размеры для всего человечества. Не является исключением и Россия, находящаяся в положении колонии по отношению к западному миру.

    Необходимость формирования официальной российской идеологии связана ещё и с тем, что её позитивное определение будет способствовать решению проблемы общественной консолидации и государственной целостности России, вызванной потрясением основ российского общества в 90-е годы прошлого столетия и обострившейся в последние годы в связи с движением России в направлении государственного суверенитета.

    Несмотря на качественное изменение государственной политики России и явные успеха избранного курса, до настоящего времени остаётся нерешённой проблема официальной идеологии Российской Федерации. А без наличия идейного ядра развития русской цивилизации достаточно сложно противодействовать идеологической агрессии западного мира, которая подчинила своему влиянию большую часть мирового сообщества. Пока Россия практически в одиночку борется с Западом, преодолевая исключительно силовыми методами гегемонию Запада. А вот в идеологическом плане пока противопоставить практически нечего. Сегодня в условиях ожесточения конкурентной борьбы в условиях стремительных глобализационных изменений становится всё более очевидным тот факт, что именно с официальной идеологией связан социальный успех России и будущее не только русской цивилизации, но мировой цивилизации в целом.

    Официальная идеология представляет собой совокупность идей, норм и ценностей, утверждаемых на общегосударственном уровне, реализация которых прямо влияет на общественное сознание, создавая тем самым предпосылки для роста уровня общественной культуры и устойчивого развития общества.

    Основное назначение официальной идеологии – обслуживать взаимоувязанные интересы данного государства и общества. Сформированная по принципу «снизу-вверх», освещённая авторитетом государства и общества, идеология способствует мобилизации всех находящихся в распоряжении государства средств для осуществления устойчивого развития общества. Ценностный смысл идеологии состоит в следующем.

    Во-первых, она даёт представление обществу о направлении его устойчивого развития, о роли государства в этом процессе. В этом смысле идеология становится движущей силой устойчивого развития общества, выступает как инструмент общественной мобилизации и лежит в основе политики государственного управления.

    Во-вторых, идеология, воздействуя на общественное сознание и мышление, обеспечивает стабильный рост уровня общественной культуры, формирование адекватного мировоззрения и менталитета, самодостаточности личности, что является основным условием общественной консолидации и единения государства и общества в ходе решения задач по обеспечению устойчивого развития;

    В-третьих, официальная идеология связана с легальностью власти. Идеи и ценности, находящие поддержку у общества, повышают её легитимность, усиливают государственную власть и повышают уровень эффективности общественной и государственной трансформации.

    В-четвёртых, идеология определяет ценностную ориентацию общества и его линию поведения. Её отсутствие ведёт к утрате координат, позволяющих человеку ориентироваться в динамично меняющейся жизненной реальности, и, как следствие, реальность для некоторой части общества оказывается лишённой смысла, а будущее выглядит неопределённо. Такие люди очень легко попадают под влияние чужеродной идеологии, пополняя ряды «пятой колонны», выступающей против государственных и общественных устоев на территории своего проживания;

    В-пятых, идеология должна иметь духовную основу, образующую стержень русской цивилизации. Логика Триединства (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой), лежащая в основе взаимосвязи и взаимозависимости идеалов, норм и ценностей официальной идеологии, отражает сущность духовных скрепов русской цивилизации, которые включают в себя всё то, что объединяет русских людей: нравственные основы, положительные черты народного характера, историческая память, достижения страны, общие традиции, язык и культура. Именно этим официальная идеология России выгодно отличается от западной и восточной цивилизации.

    Официальная идеология по своему характеру – это комплексное понятие в силу того, что она представляет собой идейную основу политики государственного управления, на базе которой осуществляется взаимодействие трёх сущностей – государства, общества и управления, каждая из которых несёт в себе определённое смысловое или идейное содержание. По этой причине структура официальной идеологии формируется с учётом принципа триединства – единства трёх взаимосвязанных и взаимозависимых идеологий – государственной, общественной и управленческой. Триединство отражает логику взаимодействия трёх личностей одного Бога и информационного процесса как движущей силы этого взаимодействия, что позволяет говорить о наличии духовного основания у формируемой официальной идеологии России (табл. 1).

    Наличие духовного фундамента официальной идеологии не просто дань русской традиции государственности. Духовный стержень официальной идеологии России – это, прежде всего основа государственной целостности страны, угроза потери которой сохраняется до сих пор.

    Принятие Русью христианства обусловило ситуацию выбора цивилизационной альтернативы, стоявшего перед государством. Ведь вера, как духовная основа единства общества, определяет общее направление развития культуры, особенности политического и экономического строя, условия развития науки, идеологии, философской и духовно-политической мысли. В христианском мировоззрении народ составляет одну большую общину. У него появляется общая цель – борьба за спасение после смерти, воссоединение с Богом. Человек любой национальности начинает ощущать себя частью единого русского народа, проживающего на территории России, что нисколько не умаляет его принадлежности к той или иной национальности. Более того, национальное многообразие лишь обогащает русскую культуру, делает её более колоритной, а, значит, более привлекательной для окружающего мира.


    Таблица 1

    Логика структурной взаимосвязи элементов официальной идеологии России, информационного процесса и духовности


    Общечеловеческий характер идеалов, норм и ценностей официальной идеологии России легко воспринимается и понимается любым обществом. Это значит, что она вполне конкурентоспособна и способна противостоять либерально-демократической идеологической доктрине западного мира, которая насаждается по всему миру с помощью оружия, экономического шантажа и подкупа властной верхушки стран, стремительно приближая тем самым мир к неизбежной катастрофе.

    Даже сами страны Западной Европы несвободны от проявлений колониальной политики США. Так, бывший начальник военной контрразведки Бундесвера генерал Камоса опубликовал книгу «Секретные игры тайных служб», где прямо пишет, что согласно послевоенным германо-американским соглашениям каждый новый канцлер Германии, приходящий к управлению страной, должен сразу после выборов приехать в США и подписаться под документом под названием «Канцлер-акт». Срок окончания «Канцлер-акта» – 2099 год.

    Наличие духовного основания по сути превращает официальную идеологию России в главный инструмент влияния на сознание и культуру в мировом масштабе, обеспечивая тем самым достижение желаемого результата – глобальной социальной гармонии и устойчивого развития страны.

    В основе структурного замысла официальной идеологии положена совокупность идеалов (духовная основа), норм (организационная основа) и ценностей (регулирующая основа). Поэтому каждая из названных идеологий выступает в качестве носителя той или иной основы официальной идеологии (рис. 1).

    Движущей силой, определяющей внедрение и развитие официальной идеологии, является государство. Органы государственной власти в лице государственных служащих являются носителями идеологии, что закрепляется в соответствующих должностных инструкциях, положения которой подлежат обязательному выполнению и тщательно контролируются на всех уровнях управленческой иерархии. В этом заложено основное условие эффективного функционирования государственной системы. Игнорирование установленных в должностных инструкция требований является основанием для замены недобросовестного чиновника на более состоятельного в этом плане работника.

    Тем самым система отторгает любого, кто не вписывается в правила её функционирования, обеспечивая тем самым гарантию эффективности своего функционирования. Ничего личного – только работа и выполнение своих прямых обязанностей.

    Базовым элементом официальной идеологии России, определяющей её эффективность, является государственная идеология, выступающая в качестве программирующей основы всей идеологической конструкции официальной идеологии. Государственная идеология базируется, в свою очередь, на идеалах новаторства, интенсификации производства, экономического роста, сбалансированности, социальной стабильности, социального успеха, роста уровня жизни. При этом сбалансированность является стержневым принципом, вокруг которого концентрируется вся идеологическая конструкция российского государства.

    Новаторство – это проявление нового в созидательной деятельности людей, выражение творческих способностей человека в труде. Официальная идеология России в данном виде открывает большие возможности для свободного проявления творческих способностей и талантов человека для массового новаторства. Трудовое новаторство является неиссякаемым источником роста производительности труда, ускорения научно-технического прогресса. Особую значимость новаторство играет в укреплении связей науки и производства, обеспечивая тем самым его интенсификацию.


    Рис. 1. Логическая схема официальной идеологии России


    Интенсификация производства основана на более эффективных средствах производства и его организации в отличие от экстенсивного за счёт расширения производства при сохраняющемся уровне технологии и качества ресурсов. Интенсификация предполагает увеличение затрат на производство, однако эти затраты окупаются более эффективным и экономичным использованием всех применяемых ресурсов. Интенсификация обеспечивает ускорение экономического развития. Одним из наиболее значимых результатов интенсификации является рост производительности труда, то есть увеличивается количество продукции, выпущенной за единицу времени. Без роста производительности труда невозможен рост заработной платы, которая является основным источником благосостояния общества и непременным условием экономического роста.

    Экономический рост проявляется в увеличении реального ВВП за определённый период времени. Однако сам по себе экономический рост бесполезен, если он не соответствует росту уровня жизни населения. В этом случае он приносит выгоды исключительно владельцам средств производства, ущемляя интересы наёмных работников и обостряя социальные противоречия. Поэтому динамика экономического роста должна быть положительной и стабильной во времени и обязательно сбалансирована с динамикой роста жизненного уровня. Сбалансированность, то есть обеспечение взаимосвязи и взаимозависимости уровня зарплаты, производительности труда и экономического роста в данном случае достигается посредством реализации общественной идеологии.

    Общественная идеология представляет собой совокупность идеалов, норм и ценностей, направленных на положительное изменение общественного сознания на основе стремления к общественным идеалам: свобода личности, свобода самореализации, причастность к обществу, духовность, равенство перед законом, социальная справедливость и социальное благополучие. Общественная идеология выполняет организующую роль в структуре официальной идеологии, обеспечивая тем самым создание организационных предпосылок для реализации государственной идеологии посредством активизации внутреннего побуждения членов общества к исполнению ряда норм:

    1. Корпоративные нормы. Они представляют собой правила поведения, регулирующие общественное отношения внутри отдельных организаций, трудовых коллективов, учебных заведениях, предпринимательских союзах и т.д.

    2. Нормы права. Это признаваемые и обеспечиваемые государством общеобязательное правила, из которых вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призваны регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения

    3. Нормы морали (нравственности). Они представляют собой совокупность всех типов взаимоотношений между людьми, возникающих в процессе совместного проживания. Главными факторами морально допустимого поведения являются моральные убеждения личности, уровень её культурного развития и волевой настрой.

    4. Нормы обычаев. Это правила внешнего поведения, которые рассматриваются членами социального объединения как обязательные либо на основании непосредственных условий общественной жизни, либо на основании какого-либо общественного авторитета.

    Следствием реализации организационной роли общественной идеологии является создание комфортной для органов государственной власти (внутренне не напряженной) ситуации «мыслящего участника». Реализуя общественную идеологию, государство становится способным устанавливать социальным консенсус и осуществлять управление, в основе которого лежит идеологическое воздействие управленческого характера, то есть управленческая идеология.

    Управленческая идеология представляет собой совокупность идей по управлению (единоначалие, коллегиальность, гласность, делегирование полномочий, мотивация, экономичность и эффективность), задаёт цели и определяет форму их достижения. Она выступает в системе официальной идеологии своеобразным регулятором направленности общественного сознания, действие которого позволяет обозначать значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений. Субъективное отражение в общественном сознании соответствующих ценностей необходимо для формирования единых ценностных ориентиров на уровне общества, государства и государственного управления. К таким ценностям относятся:

    1. Личная независимость. Желание быть независимым от обстоятельств и других людей – это одна из главных причин, заставляющих общество стремиться к тому, чтобы сконцентрировать свои усилия для достижения социального успеха. Вместе с тем следует отметить, что достижение полной независимости, даже относительной, практически невозможно. К ней необходимо стремиться, максимально близко приближаясь к её возможному уровню.

    2. Трудолюбие. Под трудолюбием понимается черта характера человека, который положительно относится к процессу труда в любом его отношении. Кроме того, трудолюбие – это ещё и способность отдавать большое количество времени и собственных сил труду. Трудолюбие помогает:

    Достичь высоких результатов в работе;

    Обеспечивает человека положительной энергией и уверенностью в положительных результатах своей деятельности;

    Подталкивает его к профессиональному самосовершенствованию и повышает уровень ответственности.

    3. Ориентация на прошлое, настоящее и будущее. Временная перспектива – это один из самых значимых факторов, определяющих поведение человека и определяющих результаты работы как отдельного человека, так и коллектива, в котором он работает. Временная перспектива связана с тем, как человек распределяет поток жизненного опыта по определённым временным рамкам или временным зонам. На формирование временной перспективы человека значимое влияние оказывает ряд факторов:

    Географическое положение и климат;

    Уровень общественной культуры;

    Социальный класс;

    Уровень образования;

    Политическая и экономическая стабильность;

    Внешнее окружение (семья, друзья, общество).

    Недопустимой является ориентация исключительно на прошлое, настоящее или будущее. Временная перспектива должна быть сбалансированной и исходить из степени понимания конкретной ситуации. Оптимальный баланс: иметь высокий уровень ориентации на положительное прошлое, достаточно высокий уровень ориентации на будущее и средний уровень ориентации на гедонистическое настоящее. Приобретение навыков достижения оптимальной временной перспективы является одним из результатов образования.

    4. Профессионализм. Под профессионализмом понимается совокупность качеств, выражающих моральную и социальную ответственность за содержание и результаты профессиональной деятельности. Профессиональный человек – это не только отражение профессиональной компетентности, но и демонстрация компетентности и в других областях: умение вести коммуникации, самоорганизация, управление стрессом, навыки работы в коллективе, лидерские навыки, умение достигать результатов разными способами, стремление к саморазвитию и новаторству в работе, высокая обучаемость, гибкое мышление, инициативность и т.д.

    5. Стремление к достижениям. Стремление к достижениям целесообразно рассматривать как стремление к достижению положительных целей своей профессиональной деятельности обладанию новых профессиональных качеств более высокого порядка, нежели до этого. Данное стремление зависит не только от целеустремленности, настойчивого труда ради достижения успеха, предприимчивости, но и эффективности системы мотиваций, функционирующей в той или иной среде.

    Ориентация общества, государства и государственного управления на единые ценности обеспечивает равенство в понимании и постановке общих целей устойчивого развития. Это способствует установлению социальной стабильности, которая представляет собой устойчивое состояние общества, позволяющее ему эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя свою структуру и качественные параметры. Механизмами, поддерживающими социальную стабильность, являются социальные институты государства и общества.

    Социальная стабильность является залогом социального успеха, который отражает определённый уровень социальных достижений, признаваемый достойным в данной стране. Социальный успех достигается через обретение обществом внутренней свободы и его самореализацию при расширении сферы взаимодействия. Пределом социального успеха является абсолютная власть общества над государством, которая проявляет себя не в тотальном доминировании общества над государственными институтами, а в свободе контроля со стороны общества, осуществляемого в отношении государственных структур с целью обеспечения прозрачности их деятельности и подотчётности государства обществу.

    Социальный успех способствует установлению доверительных отношений между государством и обществом и укрепляет их сотрудничество в процессе производства общественно значимого продукта.

    В процессе обеспечения социального успеха общественное сознание, знания и мышление получают толчок в развитии, то есть имеет место рост уровня общественной культуры. Так как при этом наблюдается повышение уровня удовлетворения общественных потребностей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени, то есть все основания утверждать, что имеет место рост уровня жизни населения, что указывает на устойчивое развитие общества.

    Реализация официальной идеологии России в предложенном виде позволит государству стать эффективным лидером социальных преобразований, обоснованные и целесообразные действия которого будут генерировать доверие со стороны общества к государственным институтам, формировать общенациональную консолидацию и в полной мере способствовать социальному успеху и росту жизненного уровня населения России. Это укрепит конкурентную позицию России на глобальном уровне, поднимет её авторитет в международном сообществе, сделает страну привлекательной для проживания территорией и обеспечит ренессанс русской цивилизации.

    Владимир Подгорный


    Похожие статьи