• Поурочное планирование по теме. Как составить план урока: пошаговая инструкция. Развитие учебного учреждения

    30.12.2023

    Календарно-тематическое планирование

    по биологии для 7 класса разработано в соответствии со следующими нормативными документами:

      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ.

      Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования.

      Учебный план МБОУ «Леоновская СОШ».

      Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Леоновская СОШ».

      Устав МБОУ «Леоновская СОШ».

      Основная образовательная программа МБОУ «Леоновская СОШ» основного общего образования.

      Сборник программ по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника.

    «Биология. Животные»

    В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М. – Дрофа, 2012г.

    Задание 1. Тематическое и поурочное планирование по теме школьного раздела «Животные»:

    « Тип Членистоногие».

    лабораторных

    работ

    контрольных работ

    Тип Членистоногие

    Класс Насекомые.

    Отряды насекомых: Перепончатокрылые.

    Контрольно-обобщающий урок по темам:

    «Простейшие. Беспозвоночные»

    Итого

    Раздел

    тема

    Тип урока

    Основные виды учебной деятельности. Виды контроля

    Требования к результату обучения

    Использование оборудования, ТСО, компьютерной техники и программного обеспечения

    Дата

    План

    Факт

    Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

    Лабораторная работа «Знакомство с ракообразными»

    КУ

    Фронтальная,

    индивидуальная работа.

    Лабораторная работа

    «Знакомство с

    ракообразными».

    Текущий контроль знаний

    Вопрос 4 на с.62

    Распознавать животных типа Членистоногие.

    Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих.
    Выделять особенности строения членистоногих.

    Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.

    Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека.

    Таблицы. Коллекции. Презентация.

    Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.

    КУ

    Фронтальная работа

    Рассматривание коллекции.

    Упражнение 12-13 на с.32.

    Перечислять роль в природе и жизни человека.

    Доказывать принадлежность паукообразных к типу Членистоногие.

    Характеризовать по плану представителей класса Паукообразные .

    Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания.

    Коллекции.

    Презентация.

    Таблицы.

    Класс Насекомые.

    Лабораторная работа «Изучение представителей отряда насекомых».

    КУ

    Фронтальная работа.

    Работа в парах.

    Лабораторная работа

    «Изучение представителей

    отряда насекомых».

    Текущий контроль знаний –

    письменный.

    Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.

    Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.

    Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи.

    Рисунки.

    Таблицы.

    Презентация.

    Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Поденки.

    КУ

    Фронтальная работа.

    Рассматривание коллекций.

    Текущий контроль знаний –

    опрос.

    Воспроизведение

    Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых.

    Описывать представителей различных отрядов.

    Интеллектуальный уровень

    Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам.

    Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых.

    Объяснять особенности строения в связи с образом жизни .

    Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника.

    Рисунки.

    Таблицы.

    Презентация.

    Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

    КУ

    Фронтальная работа.

    Рассматривание коллекций.

    Текущий контроль знаний –

    опрос.

    Рисунки.

    Таблицы.

    Презентация.

    Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

    КУ

    Фронтальная работа.

    Рассматривание коллекций.

    Сообщения.

    Тест по теме «Членистоногие».

    Рисунки.

    Таблицы.

    Презентация.

    Тестовые задания.

    Контрольно-обобщающий урок по теме:

    «Беспозвоночные»

    УКЗ

    Индивидуальная работа.

    Контрольная работа

    по теме: «Беспозвоночные»

    Показать ЗУН по теме:

    «Беспозвоночные»

    Бланк К.Р.

    Использованы следующие условные обозначения:

    КУ - комбинированный урок;

    УКЗ – урок контроля знаний.

    Тема урока: «Класс Насекомые»

    Тип урока: комбинированный.

    Вид урока: урок-лекция; лабораторный урок.

    Цели урока: расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых, выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразными и паукообразными. Слайд №2

    Задачи:

    Познавательные: выявить особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания; изучить внешнее строение насекомого на примере майского жука (посредством выполнения лабораторной работы).

    Развивающие: продолжить развивать навыки самостоятельности мышления, умения делать выводы и работать в парах.

    Воспитательные: продолжить воспитание у школьников любви и бережного отношения к природе.

    Оборудование: учительский компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, рисунки Членистоногих, таблицы «Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные», коллекции «Майский жук», «Медоносная пчела», «Тутовый шелкопряд».

    1.Организационный момент

    ( 1 мин.)

    Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

    Вот звенит для нас звонок.

    Начинается урок.

    Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

    Тихо сели, настраиваемся на урок.

    Фронтальная

    2.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

    (2– 3мин.)

    Мы продолжаем знакомство с типом «Членистоногие».

    Ребята, прослушав стихотворение С. Маршака, вы поймете о каком классе «Членистоногих» сегодня на уроке пойдет речь:

    Бродят в траве золотые букашки.

    Вся голубая, как бирюза,

    Села, качаясь на венчик ромашки,

    Словно цветной самолет, стрекоза.

    Вот тёмно-красная божья коровка,

    Спинку свою, разделив пополам,

    Вскинула крылья прозрачные ловко

    И полетела по важным делам.

    Вот в одинаковых платьях, как сёстры

    Бабочки сели в траву отдыхать.

    То закрываются книжечкой пёстрой,

    То, раскрываясь, несутся опять.

    Правильно. О насекомых.

    Для каждого любителя природы насекомые - это праздник души.

    Малыш, начинающий делать первые шаги, и седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее.

    Вот и мы с вами сегодня на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты, классом Насекомые.

    Запишем тему урока в тетрадь.

    Какие задачи мы на сегодняшнем уроке ставим перед собой? ( лучшие задачи, выдвинутые учениками записать на доске)

    Фронтальная.

    (Класс Насекомые).

    Запись в тетрадь.

    Индивидуальная деятельность учащихся.

    Учащиеся отвечают на вопросы.

    (Изучить особенности строения, образ жизни, ареалы обитания насекомых).

    3. Проверка знаний.

    (4- 5 мин.)

    Класс Насекомые относится к типу Членистоногие. Какие ещё классы относятся к данному типу? Слайд №3

    Давайте вспомним характерные признаки типа Членистоногих, выполнив тест.

    У каждого из вас на парте имеется лист с тестовыми вопросами. Внимательно посмотрите: вам необходимо правильные ответы обвести кружочком.

    Тест Общая характеристика членистоногих

    1.Тело членистоногих покрыто

    А. Роговой кожей

    Б. Раковиной из углекислого кальция

    В. Хитиновым покровом

    2. У всех членистоногих имеются

    А. Конечности в виде параподий

    Б. Членистые конечности

    В. Ножковидные выросты тела

    3. Предками всего типа членистоногих были

    А. Водные животные

    Б. Сухопутные животные

    В. Как почвенные обитатели, так и водные

    4. Членистоногие произошли от группы

    А. Плоских червей

    Б.Моллюсков

    В. Кольчатых червей

    5. Полость тела у членистоногих

    А. Первичная

    Б. Смешанная

    В. Вторичная

    6. Кровеносная система у членистоногих

    А. Незамкнутая

    Б. Замкнутая

    В. Отсутствует

    7. Органы чувств членистоногих

    А. Развиты плохо

    Б. Развито только осязание и равновесие

    В. Развиты хорошо

    8. Членистоногие

    А. Преимущественно водные формы

    Б. Преимущественно наземно-воздушные обитатели

    В. Освоили все среды обитания

    9. Членистоногие

    А. Вымирающая группа организмов

    Б. Самый многочисленный тип

    В. Имеют небольшую численность

    10. Для членистоногих характерно:

    А. Только половое размножение

    Б. Бесполое размножение

    В. Вегетативное размножение

    Теперь обменяйтесь с соседом по парте листочком и проверьте правильность выполнения задания. Неправильные ответы перечеркните. Воспользуйтесь ключом правильных ответов (Слайд №4).

    (критерии оценки теста: 10-9 заданий –«5», 8-7 –«4»; 6-4 заданий –«3»). (Слайд №5)

    Классы: Ракообразные, Паукообразные.

    Индивидуальная.

    1В, 2Б, 3А, 4В, 5Б, 6А, 7В, 8В, 9Б, 10А.

    Работа в парах.

    4.Изучение нового материала

    (25 мин.)

    Несмотря на сходство с другими представителями членистоногих, насекомые имеют принципиальные отличия. Эти отличия касаются как строения, так и процессов жизнедеятельности.

    Насекомые – самая обширная группа не только среди членистоногих, но и среди животных вообще.

    Насекомые составляют 2/3 от всех организмов Земли. Слайд №6

    Ребята, а вы знаете, кого относят к насекомым?

    В настоящее время известно 1,5- 2 миллиона видов. Но это не окончательная цифра. Ежегодно описываются тысячи новых видов.

    Наука – изучающая насекомых называется энтомология. Немало ученых посвятили свою жизнь, изучению этих животных. Это К. Линней, Фабр Жан Анри, Аристотель и др.

    1. История названия класса

    Вопрос . За что они получили такое название?

    Свое название они получили за характерные насечки на брюшке.

    2. Условия жизни.

    Кто может ответить, какие среды жизни освоили насекомые?

    Насекомые устойчивы к неблагоприятным условиям среды: температурный интервал от –30 до +50 0 С.

    3. Типы ротового аппарата.

    Пища насекомых очень разнообразна. У видов, приспособленных к питанию определенной пищей, ротовой аппарат имеет определенное строение. Он может быть сосущим, как у бабочек, лижущим, как у мух, грызущим, как у жуков и кузнечиков, колюще-сосущим, как у комаров и клопов. Слайд №10

    4.Образ жизни представителей класса.

    Есть насекомые, предпочитающие жить в одиночку (хищные жуки, наездники и др.). Слайд №11

    Есть насекомые общественные, живущие большими семьями (муравьи, термиты, пчелы). Слайд №125.

    Строение тела насекомого.

    Рассмотрим особенности внешнего строения насекомого на примере майского жука посредством выполнения лабораторной работы. Слайды №13-15

    Лабораторная работа “ Изучение представителей

    отряда насекомых ”.

    Цель : изучить особенности внешнего строения членистоногих на примере майского жука ; познакомиться с многообразием членистоногих.

    Оборудование: майский жук, ванночка, препаровальный нож, лупа или рисунки членистоногих разных классов, коллекции членистоногих.

    Ход работы

    I . Изучить особенности внешнего строения типа членистоногих на примере класса насекомых, майского жука.

      Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску тела.

      На расчлененном жуке найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко.

      Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики - органы осязания, обоняния, глаза - органы зрения и ротовые органы.

      Установите особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.

      На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару - перепончатые крылья.

      Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помо щью лупы дыхальца.

      Зарисуйте майского жука.

    Физкультминутка.

    Вы, наверное, устали?

    А теперь ребята встали!

    Быстро руки вверх подняли,

    В стороны, вперед, назад,

    Повернулись вправо, влево,

    Тихо сели, вновь за дело.

    Фронтальная

    Учащиеся отвечают на вопрос:

    К ним относят, например, жуков, мух, комаров, бабочек, пчел, муравьев .

    Проблемно – поисковая деятельность учащихся.

    Учащиеся отвечают на вопрос:

    Насекомые освоили все среды жизни - наземную, воздушную, водную, почвенную.

    Рассматривание коллекций, таблиц, презентации.

    Самостоятельная практическая деятельность учащихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков.

    Анализ, сравнение, вывод.

    Проблемно – поисковая деятельность учащихся.

    Индивидуальная.

    Работа с коллекциями насекомых, плакатами, учебником (с. 65)

    Учащиеся зарисовывают майского жука (индивидуальная работа)

    Фронтальная.

    5.Закрепление

      мин.)

    Задание 1 . (Слайд №16)

    Выявите особенности насекомых, позволившие им стать процветающей группой животных.

    Разнообразное строение ротовых органов.

    Возможность использовать разнообразной пищи.

    4. Ориентация в окружающей среде.

    Способность находить пищу, обнаруживать врагов.

    5. Размеры тела.

    Небольшие размеры.

    6. Способ дыхания.

    Потребление для дыхания атмосферного кислорода.

    Развитие головного мозга, наличие брюшной нервной цепочки.

    Наличие более сложных рефлексов.

    Задание 2. (Слайд №17)

    Итак, давайте попробуем выделить общие признаки насекомых.

    Фронтальная.

    Работа с таблицей.

    Ответы учеников:

      разделение тела на голову, грудь и брюшко;

      наличие одной пары усиков (сяжек), 1 пары сложных глаз,

      наличие ротового аппарата различного типа,

      наличие крыльев, трех пар конечностей,

      наличие трахейной системы.

      наличие мальпигиевых сосудов – органов выделения, развитие метаморфозом.

    6.Рефлексия

    (1 мин.)

    Подведение итогов урока:

    Ребята, что мы с вами сегодня изучали на уроке?

    Ребята, мы выполнили задачу урока?

    Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?

    (методика цветопись Лутошкина):

    Вспомните, как мы работали. Как лично вы работали. Какие чувства испытывали.

    Перед вами цветок, на котором лепестки трёх разных цветов,

    каждый цвет отвечает за определённое настроение. Прикрепите божьих коровок, которые лежат у вас на столе, к лепестку того цвета, который соответствует вашему отношению к сегодняшнему уроку. (Слайд №19)

    Фронтальная.

    Анализ и оценка деятельности на уроке.

    Индивидуальная.

    7.Домашнее задание

    (1 мин.)

    Домашнее задание: параграф №15, ответить на вопросы №1-3 после параграфа устно.

    Вот и всё. Благодарю вас за работу.

    До свидания!

    Индивидуальная.

    Список используемой литературы.

      И.Ф. Ишкина «Поурочное планирование «Биология. 7 класс»

      Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл.: Метод. Пособие.- М.: Дрофа, 1996.-160с. ил.

      Латюшин В.В., Шапкин В.А. «Биология. Животные. 7 класс» М.: Дрофа, 2013г

      Латюшин В. В., Уфимцева Т. А. «Тематическое и поурочное планирование» - зоология 7 класс.

      Лутошкин А. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. – 128 с.

      Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М. «Программа основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные».


    Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно-воспитательного процесса; учащихся – по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в соответствии с учебной программой. Составление поурочного планирования регламентируется школьным Положением о поурочном планировании, утверждённым приказом директора школы от 02 апреля 2010 г. 65




    Основные задачи поурочного плана: определение места урока в изучаемой теме; определение триединой цели урока; отбор содержания урока в соответствии с целями и задачами урока; группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения; отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.


    Основные компоненты поурочного плана целевой: постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы; коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом; содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.; технологический: выбор форм, методов и приемов обучения; контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.


    Этапы планирования урока: определение цели и типа урока, разработка его структуры; отбор оптимального содержания учебного материала; выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке; подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии с целью и типом урока; выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм организации и оптимального объема их самостоятельной работы; определение списка учеников, ЗУН которых будут проверяться; продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии; определение форм и объема домашнего задания; оформление поурочного плана.


    Правила, обеспечивающие успешное проведение планируемого урока: Учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом. Подборка разнообразных учебных заданий. Дифференциация учебных заданий. Определение способов развития познавательного интереса учащихся. Продумывание приемов педагогической техники.


    Оформление поурочного плана Формальная часть конспекта: номер урока; дата и тема урока; триединая цель урока; оборудование. Содержательная часть конспекта: описание этапов урока, названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета.


    Традиционный перечень этапов урока: Повторение опорных знаний (определение понятий, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; самостоятельная работа учащихся, ее объем, формы; формы контроля за работой класса, отдельных учащихся) Усвоение новых знаний (новые понятия и способы их усвоения; определение познавательных учебных задач урока, т.е. что должны узнать и освоить ученики; самостоятельная работа и ее содержание; проблемные и информационные вопросы; варианты решения проблемы; варианты закрепления изученного материала) Формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки; виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; способы «обратной» связи с учащимися; фамилии учащихся, которые будут опрошены) Домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объем и сроки выполнения домашнего задания)

    Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

    Что такое конспект урока?

    Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект - это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

    Для чего нужно составлять план урока?

    В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

    Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

    Основные требования

    Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:


    На что еще стоит обратить внимание?

    Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

    Как правильно оформить конспект?

    Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма - в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

    Пример составления краткого плана-конспекта

    Краткий план урока. 5 класс

    Предмет: русский язык.

    Тема: имя прилагательное.

    Тип урока: комбинированный.

    Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

    Основные задачи:

    • развивать речевые навыки и умения;
    • отработать умение согласовывать слова.

    Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

    Ход урока:

    • организационный момент;
    • проверка домашнего задания;
    • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
    • повторение изученного материала;
    • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
    • домашнее задание.

    Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

    Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

    Приведем пример еще одного конспекта.

    План урока английского языка, 7 класс

    Тема : повторение пройденного грамматического материала.

    Тип урока: комбинированный.

    Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

    Основные задачи:

    • развивать коммуникативные умения;
    • развивать способность работать в команде;
    • формировать умение выделять главное в изученном материале.

    Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

    Ход урока:

    • организационный момент;
    • фонетическая разминка;
    • лексическая разминка;
    • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
    • проверка домашнего задания;
    • подведение итогов урока;
    • домашнее задание.

    Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное - не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

    Подводя итоги

    Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

    1. Предмет/класс.
    2. Типа урока.
    3. Тема занятия.
    4. Цель.
    5. Основные задачи.
    6. Оборудование.
    7. Ход урока:
    • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
    • проверка домашнего задания;
    • введение нового материала, его отработка;
    • закрепление пройденного, повторение.

    8. Подведение итогов.

    Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

    Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 - не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения - не имеет значения! Возьмите за правило - перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.

    Тематическое планирование – перспективный рабочий план учителя, который может подвергаться корректировке в течение учебного года по объективным и субъективным причинам: праздники, болезнь учителя и т.д. Но этот план должен быть выполнен по окончании учебного года.

    В поурочном планировании отражается тема урока и класс, в котором он проводится; цель урока с конкретизацией его дидактических задач; краткое содержание материала, изучаемого на уроке; определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тематическое и поурочное планирование.

    Тематическое планирование – перспективный рабочий план учителя, который может подвергаться корректировке в течение учебного года по объективным и субъективным причинам: праздники, болезнь учителя и т.д. Но этот план должен быть выполнен по окончании учебного года.

    Для чего нужно ТП :На основе ТП учитель разрабатывает поурочные планы, администрация отслеживает прохождение программы и выполнение требований к уровню подготовки учащихся на каждом этапе обучения. Перед таблицей с ТП необходимо указать УМК, перечислить дополнительные пособия с указанием автора, издательства и года издания.

    Параметры ТП:

    · Номер блока/урока

    · Количество часов, отведенное на блок/урок

    · Тема/учебная ситуация

    · Виды РД: чтение, аудирование, письмо, говорение

    · Аспекты урока: фонетика, лексика, грамматика

    · Социокультурный аспект (выделить отдельно)

    · Контроль (выделить отдельно). Указать объекты контроля, сроки проведения тематических и рубежных (четвертных) контрольных работ

    · Средства обучения (УМК, ТСО и т.д.)

    Графы виды РД и аспекты языка могут содержать языковой и речевой материал, подлежащий усвоению для использования в устной и письменной речи, а могут содержать ссылку на книгу для учителя, в которой они перечислены.

    · Биболетова: темы, сроки, коммуникативные задачи, речевые и языковые средства.

    · Бим: тема, примерное количество уроков, основное содержание темы, что способствует реализации целей и задач уроков, основные практические задачи, языковой и речевой материал, объекты контроля.

    Планирование урока - конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определено основное содержание и направленность урока. Составляется оно на основе тематического плана, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки. В планировании урока и разработке технологии его проведения выделяются две взаимосвязанные части:

    · 1) обдумывание цели урока, каждого его шага;

    · 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока.

    В поурочном планировании отражается тема урока и класс, в котором он проводится; цель урока с конкретизацией его дидактических задач; краткое содержание материала, изучаемого на уроке; определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.

    Подготовка учителя к уроку охватывает не только тщательный анализ учебного материала, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих учащихся в ходе работы с этим. Чем тщательнее проведен такой анализ, тем меньше вероятности встретиться с совершенно неожиданными ситуациями в процессе проведения урока.

    После такого тщательного анализа, обдумывания композиции урока учитель осуществляет запись плана-конспекта урока. План урока является только руководством к действию, и когда на уроке требуется внести те или иные изменения по ходу урока, учитель не только вправе, а он обязан отступить от плана для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность урока. Но эти коррективы являются не стихийными, а соотносятся с неожиданно возникшей новой ситуацией и ранее запланированными видами работы и приобретают характер планомерного внесения изменений в структуру урока и в содержание деятельности учителя и учащихся в соответствии с ранее запланированными целями и дидактическими задачами урока.


    Похожие статьи