• Политическая культура план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему. "политическая культура" Урок политическая культура ее типы

    31.01.2024

    Дисциплина: Обществознание

    Тема урока: Культура и политика

    Цель урока: в процссе изучния тмы сформировать у обучающихся знания о связи политики и культуры, об особенностях формирования политической культуры молоджи, подвести студентов к пониманию понятия «политичская система»

    Задачи:

    Образовательная: изучить политику как искусство, особенности политического регулированияобщественных отношений, порлитическая система, ее структура и функции. Понятие о политических институтах, нормах, коммуникациях, процессах.

    Развивающая: совершенствовать коммуникативные навыки студентов, делать выводы, формирование практических умений, необходимых для овладения последующими учебными дисциплинами: умения анализировать, составлять схему для объяснения вопросов темы, уметь презентовать свой ответ

    Воспитательная: способствовать развитию мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях, культуру межличностного общения.

    Описание ожидаемого результата:

    Знания: определение политики, ее функции, определение политической системы

    Умения: уметь определять понятия, составлять таблицу по определенным признакам, работать по алгоритму

    Навыки: заниматься элементарной исследовательской деятельностью, развивать навыки групповой работы

    Тип урока:

    1.Урок изучения нового материала 2. Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков 3. Целевое применение полученных знаний, умений и навыков 4. Обобщение и систематизация усвоенного материала 5. Комбинированный 6. Урок учета и оценки знаний и умений

    Методы:

    1.Словесный 2. Наглядный 3. Практический 4. Исследовательский 5. Репродуктивный

    6. Частично-поисковый 7. Обяснительно-иллюстративный 8. Проблемный

    Материалы, учебно-методическая литература, справочная литература

    А. Нысанбаев, М. Изотов, Человек и общество, учебник для 11 класса, Алматы, «Мектеп», 2015г.

    Оборудование, наглядные пособия:

    Учебники, презентация, кластеры, схемы, раздаточный материал

    Межпредметные связи:

    Всемирная история, основы политологии и социологии, основы философии

    Ход урока

    1.Организационно – мотивационный этап

    Приветствие, отметка отсутствующих.

      Дайте определение понятию «политика». Используется стратегия критического мышления «Веер»

      Что входит в политическую систему общества?

    2.Операционно-познавательный этап

    А. Проврка домашнего задания

    1. Политология как наука

    2.Происхождение политологии, основные проблемы политологии и политологические концепции

    3.Структура политологического знания

    4.Значение политологических знаний для сознательного участия в управлении общественной жизнью

    Студенты дают устные ответы по плану. Затем обмениваются составлнными вопросами по стратегии критического мышления «Ромашка Блума»

    Взаимопроврка

    Б. Этап подготовки к активному усвонию знаний

    План:

    1.Политика как искусство

    2.Особенности политического регулирования общественных отношений

    3.Политическая система, ее структура и функции.

    4.Понятие о политических институтах, нормах, коммуникациях, процессах.

    Преподаватель знакомит с планом урока.

    Применение стратгии критического мышления «Знаю. Узнал. Хочу узнать»

    Заполнние таблицы

    В. Этап усвоения новых знаний

    1.Рассказ преподавателя. Беседа

    2.Изучить функции политики и ПСО.

    Работа с учебником индивидуально.

    Студенты составляют конспект

    3. Вопросы

    1.Что включают в себя критерии типологии политических систем?

    2.Как определяют типы политических систем?

    3. Выделите структурные элементы политической системы?

    4.Какие функции выполняет политическая система?

    5.Что относится к политическим институтам?

    Студенты устно отвечают на вопросы

    Г. Этап закрепления новых знаний

    Выполнить задания.

    1 группа - Составить схему политической системы общества с описанием

    2 группа – Особенности политического регулирования общественных отношений

    3 группа - Политические институты, нормы, коммуникации, процессы. Обозначить связи

    4 группа – Сущность политики в современном общстве. Политика как искусство управлния

    Работа в группах. Составление кластера. Защита работ.

    Блиц-опрос

    1.Какие функции выполняет политическая культура?

    2.В чем особенности политической социализации молодежи?

    3. Что Вы узнали о структурных элементах политической культуры?

    3. Рефлексивно-оценочный этап

    А. Домашнее задание

    1.Знать конспект

    2.Проработать термины политическая культура, правовая культура, политическое лидерство, элита. Составить глоссарий

    3.Подготовить интеллект – карту по теме « Культура и политика»

    Б. Итоги урока

    Выводы. Выставление оценок.

    Как связаны политика и культура?

    Как формируется политическая культура граждан?

    открытый урок по обществознанию в 9 классе на тему:

    «Участие граждан в политической жизни страны.»

    Цель :создание условий для развития у учащихся 9-х классов универсальных учебных действий средствами ТРКМ.(технологии развития критического мышления)

    Задачи:

    Обучабщая-научить характеризовать и выделять основные формы участия граждан в политической жизни.

    Развивающая -отработка универсальных учебных действий:

    Выделять главные идеи и выстраивать их последовательность,

    Умения договариваться,находить общее решение,

    Умение самоконтроля и самооценивания.

    Воспитательная-воспитание толерантности в межличностных отношениях.

    Метод обучения -продуктивно-практический.(по Махмутовой)

    Приёмы:

    Фаза вызова-рефлексивный лист,кластер.

    Фаза осмысления-составление плана, «лови ошибку», «лишний пункт»

    Фаза рефлексии-рефлексивный лист.

    Фаза вызова:

    Учитель:Обществознание,как и история,предметы гуманитарного цикла.Они содержат очень большой объём информации,который необходимо запомнить.особенности человеческой памяти позволяют одним это делать легко и непринужденно,а других ставят в тупик.Скажите, какие приёмы работы с текстом позволяют запомнить информацию?

    Ученики:кластер,план,конспект.

    Учитель:вспомните,

    1.что такое план?(сжатые записи,передающие основные мысли.)

    2.Виды плана?(повествовательный,вопросительный,простой,сложный.)

    3.Алгоритм составления плана.

    4.Какую информацию мы можем оформить в виде плана?(текстовую,схематическую,из таблицы.)

    5.В чём преимущества плана?(раскрывает содержание,позволяет глубже проследить за ходом мысли автора.)

    Учитель:перед вами рефлексивный лист-заполните пожалуйста первые три графы.

    На протяжении нескольких уроков мы работаем по теме -? (Политическая сфера общества.)

    Как вы думаете,какую цель мы с вами должны поставить на сегодняшний урок?(пользуясь раздаточным материалом и проговоренным на уроке.)

    Цель прописываю на доске .(Получить знание понятий-выборы,референдум и отработать умение по составлению плана.)

    Фаза осмысления:

    Работа с кластером.

    Перед вами кластер-проанализируйте его текст.Что вы можете сказать?(признаки,функции,формы государства.)Мы можем каждый блок обозначить другими словами?Какими?(признаки,функции,формы государства)Теперь каждый из вас должен переработать эту схематическую информацию и записать в виде простого плана.Сделайте это в левой части листа.

    Проверяем,что у кого получилось?(ответы).Переработайте простой план в сложный-сделайте это в правой части листа.Проанализируем -у кого,что получилось?

    1.Сколько пунктов?

    2.Вид плана-простой или сложный?

    3.Тип плана-повествовательный или вопросительный?

    4.На сколько точно он передает информацию?

    Работа с текстом.

    Мы продолжаем работу над темой «Политическая сфера общества».Перед вами текст по теме «Выборы».Вам необходимо составить план текста. Каковы будут ваши шаги?(Проговариваем алгоритм-затем открываю запись алгоритма на доске.)

    2.Разделить текст на смысловые части.

    3.Проверить,как они соотносятся между собой.

    4.Определить количество пунктов.(по количеству главных мыслей)

    5.Сформулировать пункты планы.

    Вначале ребята работают самостоятельно,а затем-работа в группе.

    Групповая работа.

    1.Обсудите планы в группе и выберите самый на ваш взгляд правильный.

    2.Перед вами на доске план этого же текста-проанализируйте его и соотнесите с вашим.

    3.Ваши выводы? (найдены ошибки-один пункт лишний,одного не хватает,один стоит расширить.

    4.Исправьте ошибки прямо в тексте.

    На какие две группы можно разделить граждан нашей страны,если в качестве критерия взять участие их вполитической жизни страны?(те кто участвует и не участвует).Основными формами участия являются ВЫБОРЫ и РЕФЕРЕНДУМ.

    Сравните определения понятий- «выборы» и «референдум».Что в них общего и что отличное?

    (выборы-волеизъявление всех граждан государства по вопросу участия в государственном управлении какой-либо партии или человека.

    Референдум- волеизъявление всех граждан государства

    Существует понятие-АБСЕНТЕИЗМ -уклонение от участия в политической жизни страны.

    Фаза рефлексии.

    Какова была наша цель?(умение составлять план,т.е.выделять главное и второстепенное,перерабатывать информацию)

    Проанализируйте свою деятельность на уроке и заполните ещё раз рефлексивную таблицу.

    У кого 100% совпадение?

    У кого все ответы в графе- «умею»?

    У кого есть ответы в графах «затрудняюсь» и «не получается»?

    Попробуйте наметить для себя план дальнейших действий и запишите их в графе № 5.

    Д/З параграф № -составить сложный план и ответ по нему.

    Закончить наш урок я хочу словами М.Твена «Кто не знает куда он направл яется,очень удивится,придя не туда»,которые подтверждают значимость данного умения не только в учебе,но и в жизни.Желаю всем,чтобы все ваши планы сбывались

    Приложения

    №1 рефлекcивная таблица

    №2 текст (по книге К.С.Гаджиева «Политология».М.,2002.С.246-247.)

    В современных условиях для большинства населения основной,а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс.Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного.Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом,вотдельной области определить степень доверия избирателей к той или иной партии,её лидерам.Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны,который в наибольшей степени отвечает их интересам.

    В рамках предвыборной кампании нужно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов.Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании.Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий:кандидат обязуется не допускать фальсификаций,оскорблений своих оппонентов.И,наконец,государственный аппарат в этот период должен сохранять неитралитет,не вмешиваться в ход избирательной кампании.

    В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность.Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз,ценз оседлости,профессиональную пригодность для искомой должности.

    В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право.Вместе с тем в ряде государств голосование не только право,но и обязанность.За её невыполнение предусмотрено наказание,чаще всего-это штраф.

    Технологическая карта урока

    Этапы урока

    задачи

    Методы и приемы

    Формы работы

    Результаты предметные

    Результаты в формировании УУД

    1.Стадия вызова

    1.Актуализация имеющихся у учащихся знаний.

    2. Определение цели и темы урока.

    3.Определение затруднений

    1.Рефлексивный лист.

    2. «побуждающий диалог»

    3. «ставим цель»

    1.Фронтальная.

    2.Индивидуальная

    Актуализация знаний по теме «Политическая сфера общества»

    1.Умение прогнозировать возможные затруднения при работе с текстом.

    2.Умение выделять главные идеи и высраивать их последовательность.

    2.Стадия осмысления

    1.Получение новых знаний.

    2.Отработка имеющихся умений:

    Умение перерабатывать и структурировать текст,

    Умение выделять главные идеи и высраивать их последовательность,

    Умение договариваться и находить общее решение.

    1.Составление плана.

    2. «Кластер»

    3. «Инсерт»

    4. «Лови ошибку»

    5. «Лишний пункт»

    Индивидуальная

    Групповая

    Первичные знания о характеристике выборов,как формы участия граждан в политической жизни страны;знакомство с понятиями:выборы,референдум,абсентеизм.

    1.Умение перерабатывать и структурировать текст,

    2.Умение выделять главные идеи и высраивать их последовательность,

    3.Умение договариваться и находить общее решение.

    3.Стадия рефлексии

    Отработка умения самоконтроля и самооценки.

    1. «Возврат к цели»

    2. Рефлексивный лист

    Индивидуальная

    Сформированные знания о формах участия граждан в политической жизни страны.Знание понятий:выборы,референдум,абсентеизм.

    Умение самоконтроля и самооценки.

    1 слайд

    2 слайд

    Политическая культура – это отношение граждан к политике и политическому устройству общества, политический образ жизни Факторы формирования политической культуры Знания граждан о политической системе Личное участие граждан в функционировании политической системы

    3 слайд

    Понятие политической культуры Узкое значение Представления личности, социальной группы о мире политики, политической системе того или иного общества, их законах и особенностях функционирования Широкое значение Представления личности, социальной группы о мире политики, политической системе того или иного общества, их законах и особенностях функционирования Политические отношения индивидуума, гражданского общества и государства Политические институты общества

    4 слайд

    Структура политической культуры Функционирование политических институтов: избирательный процесс, принятие и реализация политических решений, воспитание и регулирование социально-политических конфликтов Политическое сознание: политические представления и убеждения, политические установки, политические ценности, традиции, обычаи и нормы Политическое поведение: политические действия, политическое участие, политическая деятельность

    5 слайд

    Формы политической культуры Политические знания, убеждения Навыки, умения участвовать в политической жизни Уровни политической культуры Политическая культура общества Политическая культура социальной или национальной группы Политическая культура личности

    6 слайд

    Типы политических культур по Г. Алмонду и В. Вербе (амер. политол.) Патриархальный, или тип общин Подданнический, или тип субъекта Активистский, или тип участника «Культура гражданина» или смешанный тип Отсутствие интереса к политической жизни, политические ориентации неотделимы от религиозных и социальных Присутствует сильная приверженность к существующим в стране политическим институтам и режиму власти, низкая индивидуальная активность Уделяет много внимания политике, гордится политической системой своей страны, стремиться влиять на власть Участие в политике без энтузиазма, интерес к политическим новостям, неучастие в политических организациях

    7 слайд

    Функции (роли) политической культуры Познавательная Воспитательная Регулятивная Это стремление к политическому осмыслению социальных процессов, развитие гражданской ответственности, политической этики Это конечное воздействие граждан на политический процесс – индивидуально и через институты власти и гражданского общества, а в конечном итоге включение самих масс в этот процесс Это повышение политической информированности и компетенции, совершенствование интеллектуальных способностей

    8 слайд

    Функции (роли) политической культуры Защитная Коммуникативная Интегративная Это консолидация всех слоев, классов и наций общества на основе доминирующих общегражданских ценностей, идей, традиций, норм и принципов политического общежития Это передача политической культуры общества через СМИ новым поколением, обмен политической информацией Это нацеливание на защиту экономической, социально-политической, духовной и экологической сфер общества

    9 слайд

    Особенности политической культуры современной России Слаборазвитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на политическое участие Предрасположен-ность к конформизму, легковерности и подвижности политических принципов Подданническое отношение к любому центру реальной власти Правовой нигилизм Заидеологизирован-ность мышления, непримиримость к любым нетрадиционным взглядам Низкая компетентность в управлении делами общества и государства Неразвитость гражданских позиций

    10 слайд

    Проблема. Все ли в политической деятельности и ее результатах является политической культурой? Можно ли говорить о политической культуре гитлеровского фашизма или сталинской диктатуры? Оценочный подход (ценностный подход) Не вся политическая деятельность и ее результаты являются политической культурой (т.к. культура по определению – ценности, созданные человеком) Описательный подход (деятельностный подход) Вся политическая деятельность и ее результаты являются политической культурой (т.е. культура по определению – все созданное человеком)

    12 слайд

    Различия правовой и политической культур Правовая культура в большей мере, чем политическая, подразумевает четкое знание нормативной стороны дела Политическая культура больше подразумевает знание принципов и концепций политической жизни Политическая культура учащегося Желание и умение самостоятельно осмысливать политическую информацию, в том числе о деятельности правительства Способность и готовность к политическому диалогу Проявление нравственной убежденности и гражданской позиции Политическая культура является неотъемлемым компонентом профессионализма любого человека, какой бы деятельностью он ни занимался

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Культура и политика

    1. Понятие культуры

    Слово«культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о его многозначности, чем об изученности и осмысленности скрывающихся за ним значений. Многообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений и свидетельствует прежде всего о многообразии самого феномена культуры. Мы привыкли говорить о духовной и материальной культуре и прекрасно понимаем, что в одном случае речь идет о музыке, театре, религии, в другом - о земледелии и садоводчестве, компьютерном обеспечении производства. Но, классифицируя, в соответствии со сложившимся словоупотреблением, различные области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельством, чтокультура - это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.

    Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то одно адекватное определение, полученное с помощью формально-логической процедуры причисления к роду или выделения совокупности признаков. Поэтому определения культуры выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры. Можно выделить ряд достаточно разработанных в зарубежной и отечественной науке подходов к осмыслению феномена культуры (1, С. 147).

    Аксиологический (ценностный) подход заключается в выделении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к этому миру, с точки зрения сторонников данной концепции, и применимо понятие культуры. Она выступает своего рода итогом всего многообразия деятельности человека, как совокупность материальных и духовных ценностей, как сложная иерархия идеалов и смыслов, значимых для конкретного общественного организма. Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека. Этот подход выступает как реализация субъектно-объективных отношении. Его главные проблемы -- понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость (3,С. 69).

    В деятельном подходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности. Культура рассматривается как диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов. Поиски содержательного определения культуры приводят, таким образом, к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно -- к человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой природы.

    Реализующееся в деятельности единство субъективного и объективного позволяет понять культуру как «систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе». Тем самым культура есть способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития общества, она понимается как «технология производства и воспроизводства человека и общества», своего рода «ген» жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека, механизм адаптации и самодетерминации личности в обществе (5, С. 78). Такой подход тяготеет к технологической трактовке культуры, что вытекает из специфики человеческой деятельности, в которой люди руководствуются внебиологическими выработанными и социально закрепленными средствами и механизмами, образующими культуру. С этой точки зрения она и выступает как своего рода «технология» человеческой деятельности.

    При семиотическом подходе культура фиксируется в качестве ее сущностной характеристики: внебиологический знаковый механизм передачи опыта через так называемый социокод, как знаково закрепленную совокупность деятельностных схем, обеспечивающих социальное наследование. Здесь подчеркивается, что, поскольку культура является общественным образованием, принципиально важно для ее понимания рассмотрения роли знаковых систем. Кроме того, символы, знаки являются теми средствами реализации ценностей и смыслов культуры, которые наиболее доступны для изучения. Тем самым культура имеет символически коммуникационную природу (6, С. 17).

    При структуралистском подходе культура рассматривается как совокупность социальных элементов, «культурных образцов» -- носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятельность (брак, семья, обычаи, тексты, символы и т. п.), но без учета личного фактора.

    При социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Здесь в значительной мере отождествляется функционирование общественных институтов и подсистем культуры (материальной, политической, духовной). Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе (5,С. 98).

    При гуманитарном подходе внимание акцентируется на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. В неогуманистических концепциях культура рассматривается как процесс, включающий все виды человеческого творчества и регулируемый человеком как членом коллектива. Выступая в качестве проявления человеческой сущности, культура охватывает все стороны жизни человека, предстает как процесс воспроизводства человека во всем богатстве его свойств и потребностей, универсальности. Культура, таким образом, есть процесс созидания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в человеке.

    Все эти подходы заслуживают внимания, так как в каждой из них обращено внимание на существенную сторону культуры.Они взаимодополняют друг друга, способствуют выработке более полного и глубокого представления о ней.

    2.Культура и сферы человеческой деятельности

    Человеческий мир огромен, пестр и разнообразен - политика, экономика, религия, наука, искусство и т. д. Все эти сферы человеческой деятельности переплетены и влияют друг на друга. Каждая сфера является отражением других. Можно, конечно, рассматривать человека «по частям» в рамках политической или иной сферы. Например, политическая культура будет включать в себя наилучшие способы политического выбора и действия, ценности и идеалы политического переустройства общества, оптимальные формы социальных взаимоотношений людей в ходе взаимосогласования их интересов и т. д.

    В нравственной культуре фиксируется достигнутый обществом уровень представления о добре, зле, чести, справедливости, долге и т. д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей, характеризуют социальные явления. Усваивая нравственные воззрения и принципы, индивид превращает их в нравственные качества и убеждения.

    Эстетическая культура общества включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, трагическое и т. д.), способы их создания и потребления. Специфика эстетического восприятия заключается в том, что люди, их поступки, продукты деятельности, явления природы, воспринимаются, прежде всего, чувственно,в их внешней выразительности.

    Сейчас важнейшее значение приобретает экологическая культура. Драматическая ситуация, которую переживает современное общество, во многом обусловлена катастрофическими изменениями, происходящими в природном мире в результате человеческой деятельности. Экологическая культура содержит новые ценности и способы производственной, политической и иной деятельности, направленные на сохранение Земли как уникальной экосистемы (1,С. 153).

    Существует множество различных видов культуры (экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая и т. д.), отражающих многообразие форм деятельности общественного человека.

    Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя - человека.

    Индивид усваивает ее через язык, воспитание, живое общение. Картина мира, оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание личности традициейи, незаметно для индивида, изменяются в процессе общественной практики. Биологически человеку дается только организм, обладающий лишь определенными задатками, потенциальными возможностями. Овладевая существующими в обществе нормами, обычаями, приемами и способами деятельности, индивид осваивает и изменяет культуру. Степень его приобщения к культуре определяет меру его общественного развития, меру человеческого в человеке (3, С. 69).

    Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традиционные и даже подсознательные моменты. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

    Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер.Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество.

    Таким образом, культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость в культуре -- это традиция: элементы культурного наследия -- идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т. д.-- сохраняются и передаются от поколения к поколению. Традиции существуют во всех формах духовной культуры. Система традиций отражает целостность, устойчивость общественного организма. В нее нельзя грубо вмешиваться, так как могут быть нарушены тонкие и сложные механизмы культуры. Не следует «улучшать» духовную жизнь общества, тотально разрушая старые духовные ценности, историческую память (2, С. 34).

    Но культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Единство традиции и обновления - универсальная характеристика любой культуры.

    Из исторического опыта развития общества и культуры известно, что человечество всегда ставило перед собой только те задачи, которые могло разрешить. Будем надеяться, что, столкнувшись с глобальными проблемами, оно в очередной раз преодолеет препятствия, возникшие в ходе исторического процесса.

    культура политика общество

    3. Культура и политика. Влияние культуры на политику

    Культура сопутствует человечеству на всем протяжении его исторического пути. С исторической точки зрения, политика - явление более позднего периода общественного развития.

    В разные времена отношения между культурой и политикой складывались по-разному.

    Пожалуй, лишь в марксистской доктрине делается наиболее рельефный прогноз отношений между политикой и культурой. Согласно ей, пространство политики будет, постоянно видоизменяясь, сворачиваться, - в связи с исчезновением при коммунизме государства как института, - а пространство культуры непрерывно расширяться, заменяя своими специфическими способами регулирования социальных отношений способы чисто политические. Под такого рода специфическими способами регулирования понимаются знания, нормы, ценности, воспроизводимые в обществе через систему образования, музеи, театры, кинематограф, книги, средства массовой коммуникации, праздники, язык и т.д. в отличие от политических способов, реализуемых с помощью партий, госаппарата, суда, полиции, службу безопасности, армию, тюрьмы и пр. (1,С. 183)

    В каком-то смысле получается, что Человек Культуры, Человек Будущего стоит вне политики по определению. Конкретно - исторически, конечно, преждевременно говорить об актуальности постановки проблемы в таком аспекте в силу существующей социально-экономической дифференциации, как всего человечества, так и отдельных типов общества.

    Вместе с тем политологи сегодня уже не могут игнорировать культурологического аспекта функционирования общества в целом и политической сферы жизни в частности. И дело не в том, что очень часто упрощенно понимают политику как "дело грязное", замешанное на насильственных методах, а культуру как нечто "сеющее разумное, доброе, светлое" (5, С. 56).

    Заблуждение, кроящееся в формулировании оппозиции "культура-политика" на таком основании, базируется на недопонимании того, что и культура, в свою очередь, может заключать в себе репрессивное начало, если она складывается как монополия знаний, норм и ценностей, обслуживающей существующий истэблишмент. Такая ситуация характерна, например, для тоталитарных режимов, жестко регулирующих информационные и межкультурные потоки. Чрезмерная монополизация системы социальной регуляции может возникать и в рамках демократических режимов. То есть характер самого политического режима не является гарантом культурного плюрализма, а лишь указывает на масштабы его границ и динамику поступательного развития общества.

    Культура и политика взаимодействуют между собой как регуляторы жизнедеятельности общества. Политика может прибегать и к силовым, репрессивным методам по отношению к культуре: столкновение христианства и язычества, колонизаторский опыт ассимиляции, большевистская политика 20-х годов, ставящая в жесткие идеологические рамки деятелей культуры и т.д.

    Культура, в свою очередь, не оставаясь "беззубой", воздействует на политику через критику, духовные принципы, мировоззренческие представления, ценности, традиции. Политики, не учитывающие культурологический аспект в своей деятельности, обречены.

    Выбор пути, политической системы, стоящий перед обществом, непосредственно связан также скультурной и цивилизационнойсамоидентификацией (самоопределением).

    Россия в конце XX столетия решает ту же проблему: каким путем идти, какие политические механизмы использовать для достижения целей модернизации? "Взять все лучшее" у Запада и применить к своей ситуации не удастся в силу социокультурных особенностей российского образа мысли, традиций русской культуры. Каждый народ должен пройти свой путь с учетом культурных традиций. Баланс мирового опыта развития и особенностей национально-культурных традиций определяет, в конечном итоге, успешность процесса модернизации общественной жизни.

    Религиозная культура, религиозные традиции непосредственно результируют в политической сфере общественной жизни. Говоря об "исламском факторе", мы вспоминаем иранскую революцию с ее лидером аятоллой Хомейни, события в Афганистане, пакистанско-индийский конфликт, Югославию, Чечню. Ислам становится одним из мобилизующих факторов нации, народа в культурной самоидентификации в контексте претензий на политическое самовыражение (5, С. 58).

    Европа стала свидетельницей религиозных войн. Походы крестоносцев, Варфоломеевская ночь - эти страницы истории хорошо знакомы.

    В условиях идеологического вакуума, идеологического плюрализма может усиливаться роль религиозного фактора как мобилизующего и столь необходимого политикам для реализации своих программ или даже просто для улучшения своего имиджа. Так, позиция Ватикана, скажем, по вопросу об абортах, не может игнорироваться политическими лидерами Италии, если они не хотят лишиться поддержки изрядной доли электората.

    Культурные традиции зачастую самым парадоксальным образом опосредуются политикой. В 70-е годы в Заире членом Народной партии вслед за отцом, матерью, братьями и сестрами становился каждый новорожденный, исходя из живучих традиций родоплеменной организации общественной жизни этой африканской страны: если ты из нашего племени - значит ты член этой партии. Каждый получал значок с изображением своего вождя, т.е. лидера партии. В политической картине Африки, истоках многих возникающих там кровопролитных столкновений, трудно разобраться без учета действия данного фактора.

    Столкновение различных культурных систем может принимать межгосударственную или внутригосударственную окраску, может глобализироваться или иметь локальный характер. Таким образом, заявляет о себе ислам, являясь политикообразующим фактором или в рамках одного государства или в межгосударственных отношениях. Примером другого рода являются отношения Восток-Запад, как отношения цивилизационных систем во многом с не совпадающими основополагающими культурными ценностями. Развивающийся капитализм XIX столетия в своей колонизаторской практике зачастую исходил из представлений о местном населении как о варварах, дикарях, которых необходимо "окультуривать". Навязывание стандартов и ценностей чужого образа жизни не могло не встретить сопротивления, со временем политизированного в виде национально-освободительных движений и революций.

    Этнографы, социологи (Н.Миклухо-Маклай, Дж. Фрезер, М. Мид и др.) своей исследовательской работой по изучению культуры первобытных народов, аборигенов внесли огромный вклад в просвещение самих "просветителей", и в формирование общественного мнения. Гуманистический пафос их трудов состоит в указании на самоценность любой, даже самой небольшой, культурной системы как частички разноликого человечества, понимании того, что мировая культура существует благодаря такому разнообразию, недопустимости их унификации в угоду политической конъюнктуры (4,С. 97).

    Идея эпохи Просвещения о благородном политике, "просвещенном монархе" в XX веке начала осуществляться в виде системы специальной подготовки образования будущей политической элиты. Впервые в истории человечества общество стало целенаправленно прилагать усилия в подготовке политических лидеров, учить политической деятельности. Культура через систему образования напрямую начинает оказывать влияние на кадровую политику, систему продвижения политических лидеров, цивилизованность политических отношений. Образовательный ценз сегодня во многом является определяющим профессиональную пригодность к политической деятельности того или иного кандидата в глазах электората, гражданского общества в целом.

    Одним из знаменательных итогов XX столетия является то обстоятельство, что в современном мире культурная политика составляет неотъемлемый атрибут политики любого государства.

    Еще в XVIII веке государство не имело регулярной полиции, армии, базировалось на исключительном праве мужчин участвовать в выборах. В XIX в. государство не имело в своей собственности фабрик, заводов, не содержало университетской системы образования, не отвечало за национальную экономическую политику или за качество системы снабжения.

    Сегодня мы наблюдаем процесс, как культура из прерогативы отдельного индивида становится предметом, за состояние дел которого публичную ответственность несет и государство.

    По-разному в разных странах решались и решаются эти задачи. Большевистская культурная политика 20-х годов, идеи Мао-Цзедуна, известные как культурная революция (перестройка системы производства, распространения и использования культурных ценностей, изменение функций, содержания и форм культуры, обусловленное революцией в экономической и политической системе), - являют собой пример жесткой политизированности культуры в целях "революционного преобразования" общества.

    Декрет Совета народных комиссаров "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", подписанный Лениным 26 декабря 1919 г., излагал сначала цель: "предоставление всему народу возможности сознательного участия в политической жизни страны", а затем и средства: "Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет,не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте..." Параграф 8 декрета предупреждал: "Уклоняющиеся от установленных повинностей... привлекаются к уголовной ответственности".(2, С. 61)

    "Восстание парижского пролетариата с захватом власти произошло 18 марта 1871, а пала Парижская Коммуна 22 мая того же года. Как долго просуществовала она?" Автор методики добавляет: "Естественно, что в этом случае арифметика перестает служить оружием в руках буржуазных идеологов". Досталось даже Бабе-Яге, "хозяйке леса и зверей", изображавшейся как настоящий эксплуататор, угнетающий своих слуг-зверей.

    Вся мировая культура рассматривалась через идеологическую призму с определенной классовой позиции. Политически оформлялось "закрытое общество", ориентированное на мировую революцию.

    Ни в Китае, ни в России эта политическая доктрина не выдержала испытания временем. Культура, следуя своим законам, вновь заставила вернуться к поиску механизмов, отвечающих законам разнообразия в единстве, динамики через взаимодействие и взаимообогащение.

    "Когда я слышу слово "культура", моя рука тянется к пистолету", - говорил И. Геббельс, министр информации и пропаганды в гитлеровской Германии. За словами последовали дела: жгли книги И. Гете, Г. Гейне, Ф. Шиллера Вызов, брошенный фашизмом Культуре, Человечество огромной ценой преодолело, отстояв право каждого Человека на движение к Свободе через Красоту.

    Идеологизированность отношений политики и культуры в годы "холодной войны" (40-е - 60-е гг. XX в.) не способствовала развитию межгосударственных, межкультурных отношений.

    Увлечение молодежью музыкой Биттлз политизировано рассматривалось тогда как "влияние буржуазной пропаганды", а гастроли Большого театра за рубежом, - в свою очередь как "демонстрация достижений советского образа жизни".

    В исламских государствах очень жестко регулируются процессы потребления и воспроизводства культурных ценностей. В Иране, например, к таким вопросам относится даже женская мода (длина юбки, ношение чадры, допустимая степень обнаженности тела и пр.). Западная рок-музыка здесь расценивается с позиций тлетворного влияния на молодежь и не поощряется духовными руководителями этой страны.

    Современный мир в культурном отношении становится более интегрированным, менее разобщенным не в последнюю очередь под воздействием средств массовой коммуникации и информации, а также процессу демократизации образования. Знакомство с культурами других народов, понимание особенностей их образа мышления помогает осознать единство человеческого рода во всем многообразии его проявлений как особо значимую ценность планетарного масштаба.

    Культура показывает свою самодостаточность в отношении государства, определяя действие интегрирующих или дезинтегрирующих тенденций в рамках его границ. Разнородность культур явилась фактором распада Османской империи, Британской империи, Югославии, Чехословакии, СССР. Напротив, в Италии и Германии XIX в., Германии XX в. культура выступила интегрирующим основанием для национального воссоединения.

    В отличие от государства, культура не нуждается в границах, политической независимости. Многие народы по политическим причинам оказываются разбросанными по всему миру, но они организуются через землячества, национальные школы, диаспоры, поддерживают связи с соотечественниками, не желая терять культурной самоидентификации,

    Список использованной литературы

    Кин Ц. Политика и культура: уроки истории // Вопросы литературы.- 1991. - №1. С. 146-191.

    Культурология. Учебное пособие. / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1996.

    Плиев А. Политика и художественная культура. // Вопросы литературы.- 1989. - №10. С. 67-87.

    Политическая социология: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

    Сморгунов Л. Политология. - СПб.: Питер, 1995.

    Ширяев Л.А. Политика и судьбы отечественной культуры // Диалог. - 1998. - №7. С. 16-18.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Взаимосвязь культуры и общества. Анализ основных подходов к пониманию культуры и ее функций. Социальные функции культуры. Совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. Культурные различия и взаимопонимание между людьми.

      реферат , добавлен 18.02.2010

      Понятие о культурных процессах (прогресс, кризис, застой, регресс). Культурные процессы - изменение во времени состояния культурных систем и объектов. Наука в системе культуры. Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации.

      контрольная работа , добавлен 03.02.2009

      Понятие культуры. Социализация - функция культуры. Отбор культурных форм. Общие черты различных культур. Этноцентризм и культурный релятивизм при изучении культуры. Культура как основа общества. Структура культуры. Роль языка в культуре и жизни общества.

      реферат , добавлен 12.11.2003

      Культура как одно из древнейших явлений человеческой жизни. Этапы становления древнейшей культуры, характерные особенности искусства на самых ранних стадиях человеческой цивилизации. Материальная культура первобытных людей, анализ архаичной культуры.

      контрольная работа , добавлен 18.06.2010

      Общая характеристика этрусской цивилизации. Анализ развития письменности, религии, скульптуры, живописи. Описание достижений древнегреческой культуры. Выявление областей этрусской культуры, на которые древнегреческая культура оказала наибольшее влияние.

      реферат , добавлен 12.05.2014

      Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Ранние и поздние исторические слои этноса. Структура национальной и мировой культуры, ее социальное влияние на человека и общество.

      реферат , добавлен 17.05.2011

      творческая работа , добавлен 01.05.2009

      Происхождение и смысл термина культура. Культура как необходимое условие человеческой жизни. Характеристика пранародов, культурных народов. Методы постижения смысла истории. Многообразие локальных цивилизаций. Возможности будущего славянской культуры.

      реферат , добавлен 10.11.2010

      Культурные нормы и их соблюдение. Функции, классификация, основные виды культурных норм. Привычки и манеры, этикет, обычаи, традиции и обряды, церемония и ритуал, нравы и запреты, закон и право, верования, знания и мифы. Нормативная система культуры.

      реферат , добавлен 06.09.2015

      Духовная жизнь общества. Различные сферы духовной культуры и их влияние на развитие человека. Влияние науки на духовное развитие человека. Искусство и религия – как часть духовной культуры. Культура как сумма всех видов деятельности, обычаев, верований.

    Политическая культура. Функции и типы политической культуры.

    учитель истории и обществознания высшей категории.

    Новосибирск, МБОУ СОШ №7


    План презентации:

    • 1) определение понятия

    «политическая культура»;

    • 2) структура политической культуры;
    • 3) функции политической культуры;
    • 4) типы политических культур.

    1. Политическая культура.

    • Политическая культура – это уровень развития в данном обществе политических отношений, системы демократии и политического просвещения.

    2. Структура политической культуры:

    • знания и представления о политике;
    • политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения);
    • политическое сознание;
    • способы практических политических действий;
    • политическое поведение.

    3. Функции политической культуры:

    • Идентификация - раскрывает потребность человека в понимании своей групповой принадлежности, в стремлении определить приемлемые для себя способы участия в политике.
    • Ориентация - стремление человека к смысловому отображению политических явлений.
    • Адаптация - выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической жизни.
    • Интеграция - обеспечивает различным группам возможность сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства и общества.
    • Коммуникация - связана с взаимодействием всех субъектов и институтов власти на базе использования символов, стереотипов и других средств информации и языка общения

    • а) Патриархальный тип.

    1. Ценностные отношения к политике основаны на ценностях клана, племени, рода, узкой социальной группы.

    2. Человек маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя).

    3. Свойственен для молодых независимых государств, отстающих в своем политическом развитии.


    4. Типы политических культур:

    • б) Подданнический тип.

    1. Человек ориентируется на официальные государственные ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ.

    2. Человек пассивен и отстраненно относится к политической системе.


    4. Типы политических культур:

    • в) Активистский тип.

    1. Человек хорошо знаком с государственными органами власти, партиями и т. п.

    2. Человек стремится влиять на политику страны с помощью законных средств (выборы, демонстрации и т. д.).

    3. Человек активно, сознательно участвует в политических процессах в обществе.


    Абсентеизм -


    Похожие статьи