• Контроль за оценочной деятельностью. Об утверждении порядка осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков Контроль за осуществлением оценочной деятельности в рф

    06.01.2024

    Помимо оценщиков в составе СРО присутствуют работники, которые не вправе заниматься оценочной деятельностью. Они-то, входя в контролирующий орган СРО, и проводят плановые и внеплановые проверки оценщиков.

    Плановая проверка не может продолжаться более тридцати дней, а проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год. Предметом плановой проверки в самом общем виде является соблюдение оценщиком законодательства об оценочной деятельности, стандартов, правил оценки, а также правил деловой и профессиональной этики.

    Внеплановая проверка носит более узкий характер, т.к. проводится по мотивированной жалобе, но СРО вправе установить для своих членов и другие основания к проведению проверок этого вида.

    СРО уполномочено на привлечение оценщиков к дисциплинарной ответственности вплоть до исключения из СРО, что означает и прекращение статуса оценщика.

    VI. Оценка в налогообложении

    Вторая часть Налогового кодекса РФ довольно часто упоминает различные виды и методы (порядки) оценки, разработанные для целей налогообложения и применяемые непосредственно налогоплательщиком .

    Разновидности оценки, упоминаемые в НК РФ:

    оценка (имущества, материально-производственных запасов, продукции, работ или услуг, месторождений полезных ископаемых, стоимости долей (паев), требований и обязательств);

    переоценка (имущества, ценных бумаг, основных средств и нематериальных активов, драгоценных камней, драгоценных металлов, сумм амортизации, финансовых инструментов, основных фондов) - в некоторых случаях используется понятие "уценка";

    дооценка (имущества в виде некоторых валютных ценностей; обязательств, выраженных в иностранной валюте).

    Методы оценки, упоминаемые в НК РФ, в целях исчисления налога на прибыль организаций в отношении сырья, материалов и покупных товаров:

    а) оценка по стоимости единицы запаса/товара;

    б) оценка по средней стоимости;

    в) оценка по стоимости первых по времени приобретения;

    г) оценка по стоимости последних по времени приобретения.

    В отношении покупных товаров указанные методы оценки используются и в упрощенной системе налогообложения.

    Порядки оценки, упоминаемые в НК РФ:

    в целях исчисления налога на прибыль организаций - порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных (ст. 319 НК РФ);

    в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых - порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы (ст. 340 НК РФ).



    Виды стоимости, упоминаемые в НК РФ (включая стоимость, определяемую оценщиками):

    Расчетная, таможенная, рыночная, остаточная, первоначальная, восстановительная, суммарная, совокупная, покупная, среднегодовая, инвентаризационная, кадастровая.

    VII. Оценка в бухгалтерском учете и отчетности

    Необходимость денежной оценки.

    В соответствии с Законом "О бухгалтерском учете" объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению в рублях. Это означает, что экономические субъекты, обязанные вести бухгалтерский учет, повседневно сталкиваются с необходимостью денежной оценки:

    Фактов хозяйственной жизни;

    Активов;

    Обязательств;

    Источников финансирования своей деятельности;

    Доходов;

    Расходов;

    Иных объектов, если это установлено федеральными стандартами.

    Виды стоимости в бухгалтерском учете и отчетности:

    Балансовая, себестоимость, справедливая, фактическая, остаточная, специфическая для предприятия, возмещаемая, агрегированная, переоцененная, амортизируемая, номинальная, средневзвешенная, добавленная, историческая, текущая, чистая цена продажи, рыночная, инвентарная, договорная, дополнительная.

    VIII. Оценка в страховании

    Оценка страхового риска.

    Страховщик вправе при заключении договора:

    - страхования имущества

    1) осмотреть это имущество, 2) назначить экспертизу для установления его действительной стоимости;

    - личного страхования - провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья.

    Действительная стоимость.

    Этот термин, равно как термины "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость", не предусмотрены действующими нормативными правовыми актами, регулирующими и стандартизирующими оценочную деятельность. В соответствии с правилом, закрепленным в Законе "Об оценочной деятельности в РФ", в таких случаях определяется рыночная стоимость.

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПРИКАЗ

    Об утверждении Порядка осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков


    Документ с изменениями, внесенными:
    (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 12, 19.03.2012).
    ____________________________________________________________________

    В целях реализации положений статей 19 и 24.5 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3813; 2002, N 4, ст.251; N 12, ст.1093; N 46, ст.4537; 2003, N 2, ст.167; N 9, ст.805; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 2, ст.172; N 31, ст.3456; 2007, N 7, ст.834; N 29, ст.3482; N 31, ст.4016; 2008, N 27, ст.3126; 2009, N 19, ст.2281; N 29, ст.3582, 3618; N 52, ст.6419, 6450; 2010, N 30, ст.3998; 2011, N 1, ст.43)

    приказываю:

    1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.

    2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Васильева С.В.

    Министр
    Э.С.Набиуллина

    Зарегистрировано
    в Министерстве юстиции
    Российской Федерации
    20 июня 2011 года,
    регистрационный N 21069

    Порядок осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков

    Приложение

    1. Настоящий Порядок устанавливает правила осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков (далее - саморегулируемые организации) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков (далее - орган по надзору).

    2. Пункт утратил силу с 30 марта 2012 года - ..

    3. Пункт утратил силу с 30 марта 2012 года - приказ Минэкономразвития России от 7 октября 2011 года N 549 ..

    4. Пункт утратил силу с 30 марта 2012 года - приказ Минэкономразвития России от 7 октября 2011 года N 549 ..

    5. Пункт утратил силу с 30 марта 2012 года - приказ Минэкономразвития России от 7 октября 2011 года N 549 ..

    6. Пункт утратил силу с 30 марта 2012 года - приказ Минэкономразвития России от 7 октября 2011 года N 549 ..

    7. Пункт утратил силу с 30 марта 2012 года - приказ Минэкономразвития России от 7 октября 2011 года N 549 ..

    8. Пункт утратил силу с 30 марта 2012 года - приказ Минэкономразвития России от 7 октября 2011 года N 549 ..

    9. Пункт утратил силу с 30 марта 2012 года - приказ Минэкономразвития России от 7 октября 2011 года N 549 ..

    10. При проведении проверки в форме документарной проверки используются сведения, содержащиеся в документах саморегулируемой организации, определяющих ее организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении ее деятельности и связанные с исполнением требований, установленных , Федеральным законом о саморегулируемых организациях , другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2011 года N 549 .

    Саморегулируемая организация обязана направить в орган по надзору в течение десяти календарных дней со дня получения требования (запроса) органа по надзору о представлении сведений и документов, относящихся к предмету документарной проверки, запрошенные сведения и документы способом, обеспечивающим получение органом по надзору таких сведений и документов в течение пяти календарных дней с момента их направления.
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 30 марта 2012 года приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2011 года N 549 .

    11. Все запрашиваемые органом по надзору в ходе проведения документарных проверок документы, сведения и информация представляются саморегулируемой организацией в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя саморегулируемой организации или лица, его замещающего, или в форме электронных документов.

    приказ Минэкономразвития России от 7 октября 2011 года N 549 ..

    12. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных саморегулируемой организацией документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа по надзору документах, информация об этом направляется в саморегулируемую организацию с требованием представить в течение десяти календарных дней необходимые пояснения. В этом случае саморегулируемая организация представляет дополнительные документы и сведения, подтверждающие достоверность ранее представленных документов, способом, обеспечивающим получение органом по надзору таких документов и сведений в течение пяти календарных дней с момента их направления.

    13. Пункт утратил силу с 30 марта 2012 года - приказ Минэкономразвития России от 7 октября 2011 года N 549 ..

    14. При осуществлении надзора за соблюдением саморегулируемой организацией федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих ее деятельность, орган по надзору проверяет:

    а) соответствие организационной структуры саморегулируемой организации требованиям , , других федеральных законов;

    б) учредительные документы саморегулируемой организации, стандарты и правила оценочной деятельности, правила деловой и профессиональной этики и иные документы саморегулируемой организации и соответствие перечисленных документов законодательству Российской Федерации;

    в) наличие установленного Федеральным законом об оценочной деятельности числа оценщиков и их соответствие требованиям, определенным Федеральным законом об оценочной деятельности ;

    г) ведение саморегулируемой организацией реестра оценщиков, достоверность указанных в нем сведений и своевременность внесения в него изменений;

    д) наличие компенсационного фонда, а также соответствие условий и порядка размещения и расходования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

    е) осуществление саморегулируемой организацией контроля за соблюдением своими членами требований Федерального закона об оценочной деятельности , других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

    ж) применение в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных Федеральным законом об оценочной деятельности и внутренними документами саморегулируемой организации;

    з) соблюдение саморегулируемой организацией требований Федерального закона об оценочной деятельности , Федерального закона о саморегулируемых организациях по обеспечению информационной открытости своей деятельности и деятельности своих членов;

    и) выполнение саморегулируемой организацией функций по представлению интересов своих членов в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также международными профессиональными организациями оценщиков;

    к) организацию саморегулируемой организацией информационного и методического обеспечения своих членов;

    л) организацию проведения профессиональной переподготовки оценщиков;

    м) осуществление саморегулируемой организацией иных установленных Федеральным законом об оценочной деятельности , иными федеральными законами функций.

    15. При осуществлении систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа поступивших в орган по надзору документов и сведений и (или) размещенной на официальном сайте саморегулируемой организации в сети Интернет информации о ее деятельности орган по надзору:

    проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших в орган по надзору документов и сведений в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности , другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    анализирует размещенную на официальном сайте саморегулируемой организации в сети Интернет информацию о ее деятельности и деятельности членов саморегулируемой организации.

    Результаты систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа используются при проведении органом по надзору плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций.

    16. При проведении органом по надзору проверки деятельности саморегулируемой организации руководитель саморегулируемой организации или лицо, его замещающее, обеспечивает:

    свободный доступ в административные здания и служебные помещения саморегулируемой организации в течение рабочего дня;

    предоставление документов, справок, при необходимости их копий, а также дачу письменных объяснений по вопросам, относящимся к предмету проверки.

    17. Пункт утратил силу с 30 марта 2012 года - приказ Минэкономразвития России от 7 октября 2011 года N 549 ..

    18. По результатам проверки составляется акт проверки.

    Абзац исключен с 30 марта 2012 года - приказ Минэкономразвития России от 7 октября 2011 года N 549 ..

    19. При проведении проверки соответствия организационной структуры саморегулируемой организации требованиям Федерального закона об оценочной деятельности , других федеральных законов органом по надзору в акте проверки в сведениях о результатах проверки указывается следующая информация:
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 30 марта 2012 года приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2011 года N 549 .

    соблюдение порядка формирования органов управления и специализированных органов саморегулируемой организацией;

    соответствие структуры (в том числе количественного и персонального состава) и компетенции органов управления и иных органов саморегулируемой организации (структурного подразделения, осуществляющего контроль за оценочной деятельностью членов саморегулируемой организации, дисциплинарного комитета, экспертного совета, иных определенных внутренними документами саморегулируемой организации органов и структурных подразделений) требованиям Федерального закона об оценочной деятельности и других федеральных законов.

    20. При проведении проверки учредительных документов саморегулируемой организации, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики и иных документов на их соответствие законодательству Российской Федерации органом по надзору в акте проверки в сведениях о результатах проверки указывается следующая информация:
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 30 марта 2012 года приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2011 года N 549 .

    наличие изменений, внесенных в учредительные документы, стандарты и правила оценочной деятельности и иные документы саморегулируемой организации, своевременность и полнота предоставленных в орган по надзору сведений о таких изменениях;

    наличие стандартов и правил оценочной деятельности и соответствие их федеральным стандартам оценки;

    наличие правил деловой и профессиональной этики, правил и условий приема в члены саморегулируемой организации, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации, установленного размера членских взносов и порядка их внесения;

    наличие положений о раскрытии информации саморегулируемой организации, о членстве в саморегулируемой организации, о порядке осуществления контроля за оценочной деятельностью членов саморегулируемой организации, об органах управления, дисциплинарном комитете, экспертном совете, структурном подразделении, осуществляющем контроль за оценочной деятельностью членов саморегулируемой организации;

    наличие порядка предоставления членами саморегулируемой организации необходимой для проведения его проверки информации по запросу саморегулируемой организации, а также порядка рассмотрения жалоб и дел о нарушении членами саморегулируемой организации требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики.

    21. При проведении проверки наличия установленного Федеральным законом об оценочной деятельности числа оценщиков - членов саморегулируемой организации, их соответствия требованиям, определенным Федеральным законом об оценочной деятельности , а также ведения саморегулируемой организацией реестра оценщиков и достоверности указанных в нем сведений органом по надзору в акте проверки в сведениях о результатах проверки указывается следующая информация:
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 30 марта 2012 года приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2011 года N 549 .

    соответствие количества членов саморегулируемой организации требованиям Федерального закона об оценочной деятельности ;

    соответствие членов саморегулируемой организации требованиям, установленным Федеральным законом об оценочной деятельности , и условиям членства в саморегулируемой организации, утвержденным саморегулируемой организацией;

    соблюдение порядка и сроков приема физических лиц в члены саморегулируемой организации;

    соблюдение порядка ведения реестра членов саморегулируемой организации, утвержденного уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности;

    наличие отказов в приеме в члены саморегулируемой организации и их обоснованность;

    соблюдение порядка прекращения членства в саморегулируемой организации, наличие учета лиц, членство которых в саморегулируемой организации прекращено;

    соблюдение порядка выдачи документов, подтверждающих членство в саморегулируемой организации, наличие учета таких документов.

    22. При проведении проверки наличия компенсационного фонда, соответствия условий и порядка размещения и расходования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, органом по надзору в акте проверки в сведениях о результатах проверки указывается следующая информация:
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 30 марта 2012 года приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2011 года N 549 .

    соответствие размера денежной оценки компенсационного фонда саморегулируемой организации требованиям Федерального закона об оценочной деятельности ;

    соблюдение требований Федерального закона об оценочной деятельности о формировании, размещении и расходовании средств компенсационного фонда, в том числе соблюдение требования о зачислении в компенсационный фонд денежных средств, полученных в результате наложения на члена саморегулируемой организации штрафа в качестве меры дисциплинарного взыскания, запрета на возврат из компенсационного фонда внесенного в него взноса при прекращении членства в саморегулируемой организации.

    23. При проведении проверки осуществления саморегулируемой организацией контроля за соблюдением ее членами требований Федерального закона об оценочной деятельности , других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, а также применения к членам саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных Федеральным законом об оценочной деятельности и внутренними документами саморегулируемой организации, органом по надзору в акте проверки в сведениях о результатах проверки указывается следующая информация:
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 30 марта 2012 года приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2011 года N 549 .

    наличие и исполнение плана проверок соблюдения членами саморегулируемой организации требований Федерального закона об оценочной деятельности , других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики;

    соблюдение срока и периодичности проведения плановых проверок членов саморегулируемой организации;

    наличие учета поступающих в саморегулируемую организацию обращений (жалоб) в отношении действий членов саморегулируемой организации и соблюдение процедуры их рассмотрения (приглашение на заседания дисциплинарного комитета лиц, направивших жалобы, членов саморегулируемой организации, в отношении которых рассматриваются дела о применении дисциплинарных взысканий и т.д.);

    проведение внеплановых проверок деятельности членов саморегулируемой организации;

    наличие актов по проведенным проверкам деятельности членов саморегулируемой организации и решений, принятых по результатам проверок;

    наличие решений дисциплинарного комитета по представленным материалам проверок, своевременность направления копий таких решений членам саморегулируемой организации и лицам, направившим жалобы, по которым приняты решения;

    наличие контроля саморегулируемой организации за исполнением ее членами принятых по результатам проверок решений о применении к ним мер дисциплинарного воздействия;

    проведение саморегулируемой организацией анализа деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утвержденным решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

    обеспечение контроля за осуществлением членами саморегулируемой организации обязательного страхования своей профессиональной ответственности.

    24. При проведении проверки обеспечения саморегулируемой организацией информационной открытости своей деятельности и деятельности своих членов, а также выполнения саморегулируемой организацией функций по представлению интересов своих членов в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, международными профессиональными организациями оценщиков в соответствии с требованиями Федерального закона об оценочной деятельности , Федерального закона о саморегулируемых организациях органом по надзору в акте проверки в сведениях о результатах проверки указывается следующая информация:
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 30 марта 2012 года приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2011 года N 549 .

    наличие фактов представления саморегулируемой организацией интересов своих членов в их отношениях с органами государственной власти всех уровней, а также международными профессиональными организациями оценщиков;

    своевременность предоставления заинтересованным лицам содержащейся в реестре оценщиков информации в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и наличие учета выданной информации;

    своевременность направления установленным Федеральным законом об оценочной деятельности лицам информации о прекращении членства в саморегулируемой организации;

    наличие, полнота и доступность для заинтересованных лиц информации, размещенной на официальном сайте саморегулируемой организации в сети Интернет;

    представление в орган по надзору сведений о запланированных и проведенных саморегулируемой организацией проверках деятельности своих членов и о результатах этих проверок.

    25. При проведении проверки организации саморегулируемой организацией информационного и методического обеспечения своих членов, а также проведения профессиональной переподготовки оценщиков органом по надзору в акте проверки в сведениях о результатах проверки указывается следующая информация:
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 30 марта 2012 года приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2011 года N 549 .

    наличие документов, свидетельствующих об ознакомлении членов саморегулируемой организации с документами, подготовленными и принятыми саморегулируемой организацией;

    оказание методической помощи оценщикам;

    организация для членов саморегулируемой организации семинаров, конференций и иных обучающих мероприятий.

    26. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) саморегулируемой организацией обязанностей по содействию в проведении проверки, а также отказа руководителя саморегулируемой организации или лица, его замещающего, от получения уведомления о проведении проверки (оказание противодействия проверке) в срок, не превышающий одного дня, составляется акт о противодействии проведению проверки.

    Акт о противодействии проведению проверки составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, подписывается должностным лицом органа по надзору, прошивается с решением органа по надзору о проведении проверки и вручается руководителю саморегулируемой организации или лицу, его замещающему, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом о противодействии проведению проверки.

    Акт о противодействии проведению проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта о противодействии проведению проверки, хранящемуся в деле органа по надзору, или иным способом, обеспечивающим подтверждение получения саморегулируемой организацией указанного акта не позднее пяти календарных дней с момента его направления:

    при проведении документарной проверки;

    в случае отсутствия руководителя саморегулируемой организации или лица, его замещающего;

    в случае отказа руководителя саморегулируемой организации или лица, его замещающего, дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом о противодействии проведению проверки.

    27. Саморегулируемые организации обязаны вести журнал учета проверок.

    Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью саморегулируемой организации.

    28. Пункт утратил силу с 30 марта 2012 года - приказ Минэкономразвития России от 7 октября 2011 года N 549 ..

    29. Саморегулируемая организация, проверка которой проводилась, в случае несогласия с изложенными в акте проверки фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати календарных дней с даты получения акта проверки вправе представить в орган по надзору в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений с приложением документов (их заверенных копий), подтверждающих обоснованность таких возражений.
    ..

    34. Саморегулируемая организация в установленный в предписании срок устраняет выявленные проверкой нарушения и направляет в орган по надзору отчет об устранении нарушений с приложением подтверждающих документов способом, обеспечивающим получение органом по надзору указанного отчета не позднее пяти календарных дней с момента его направления.

    35. Предписание уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, об устранении выявленных нарушений может быть обжаловано саморегулируемой организацией оценщиков в арбитражный суд.
    ________________..

    38. В случае, если саморегулируемая организация самостоятельно выявила свое несоответствие требованиям части третьей статьи 22 Федерального закона об оценочной деятельности и направила в орган по надзору в письменной форме заявление о выявленном несоответствии с его описанием, указанием сведений о дате его возникновения и о принимаемых и (или) планируемых мерах по его устранению, то орган по надзору в течение двух месяцев после его получения не вправе подавать в суд заявление об исключении сведений о саморегулируемой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков по основанию, указанному в заявлении.

    Непредставление саморегулируемой организацией по истечении указанного срока в орган по надзору доказательств устранения выявленного несоответствия является основанием для обращения органа по надзору в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о саморегулируемой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО "Кодекс"

    Утверждено
    решением общего собрания членов
    саморегулируемой организации
    "__________________________"
    Протокол N _____ от "__"___________ ____ г.

    Положение 1 о структурном подразделении, осуществляющем контроль за оценочной деятельностью членов саморегулируемой организации оценщиков "__________________________"

    1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Уставом саморегулируемой организации оценщиков "_______________" (далее - Организации) и устанавливает порядок образования и осуществления деятельности структурного подразделения, осуществляющего контроль за оценочной деятельностью членов Организации (далее - Подразделение по контролю).

    2. Настоящее Положение является внутренним документом Организации.

    3. Подразделение по контролю создается в целях обеспечения контроля за осуществлением оценочной деятельности членами Организации.

    4. Подразделение по контролю состоит из руководителя Подразделения по контролю и инспектора(ов) Подразделения по контролю.

    Число инспекторов Подразделения по контролю определяется Коллегиальным органом Организации с учетом необходимости эффективного и достаточного контроля за осуществлением оценочной деятельности всеми членами Организации - оценщиками, но должно быть не менее одного.

    5. Сотрудники Подразделения по контролю должны соответствовать следующим требованиям:

    Не должны быть членами Организации;

    Не должны входить в состав органов Организации;

    Должны соответствовать квалификационным требованиям и требованиям независимости, установленным внутренними документами Организации.

    6. Сотрудники в состав Подразделения по контролю принимаются на работу в структурное Подразделение по контролю Организации. С такими лицами заключаются трудовые договоры в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

    7. Полномочия работников Подразделения по контролю прекращаются в случаях прекращения заключенных с ними трудовых договоров, в том числе в случаях их расторжения, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде.

    8. Деятельность Подразделения по контролю состоит в проведении контроля за осуществлением оценочной деятельности членов Организации на предмет соблюдения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности оценщиков при осуществлении оценочной деятельности.

    9. Подразделение по контролю осуществляет контроль путем проведения плановых и внеплановых проверок.

    Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год на основании плана проведения проверок, утвержденного руководителем Подразделения по контролю.

    Основанием для проведения Организацией внеплановой проверки может являться направленная в Организацию мотивированная жалоба на нарушение оценщиком требований Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики, а также иные основания, предусмотренные внутренними документами Организации.

    10. В ходе проведения внеплановой проверки исследованию подлежат только факты, указанные в жалобе, или факты, подлежащие проверке, назначенной по иным основаниям.

    Оценщик обязан предоставить для проведения проверки необходимую информацию по запросу Организации в порядке, определяемом внутренними документами Организации.

    11. В случае выявления нарушения материалы проверки передаются в дисциплинарный комитет.

    12. Саморегулируемая организация оценщиков, а также ее работники и должностные лица, принимающие участие в проведении проверки, отвечают за неразглашение и нераспространение сведений, полученных в ходе ее проведения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    13. Все изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся решением Коллегиального органа управления Организации и становятся обязательными с момента принятия такого решения.

    1 Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 22.3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" саморегулируемая организация оценщиков обязана разместить на официальном сайте саморегулируемой организации оценщиков в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в том числе положение о структурном подразделении, осуществляющем контроль за оценочной деятельностью членов саморегулируемой организации оценщиков.

    Похожие документы

    Новая редакция утверждена
    Протокол № 22 от 28 августа 2014 года

    Изменения утверждены
    Решением Совета НП СРОО «СПО»
    Протокол № 33 от 18 декабря 2014 года

    Изменения утверждены
    Решением Совета НП СРОО «СПО»
    Протокол № 26 от 30 сентября 2015 года

    Изменения утверждены
    Протокол №46 от 19 декабря 2017 года

    Изменения утверждены
    Решением Совета СРО Ассоциации оценщиков «СПО»
    Протокол №60 от 6 декабря 2018 года

    Положение об Отделе по контролю
    Саморегулируемой организации Ассоциации оценщиков «Сообщество профессионалов оценки»

    Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»), иными нормативными актами действующего законодательства Российской Федерации и Уставом Саморегулируемой организации Ассоциации оценщиков «Сообщество профессионалов оценки» (далее - Ассоциация) и определяет статус, порядок формирования и деятельности специализированного органа Ассоциации - отдела по контролю за осуществлением оценочной деятельности членами СРО Ассоциации оценщиков «СПО» (далее - Отдел по контролю).

    Настоящее Положение об Отделе по контролю включает разделы:

    Статус, структура и порядок формирования Оотдела по контролю;

    Функции Отдела по контролю;

    Полномочия начальника Отдела по контролю;

    Заключительные положения.

    1. Статус, структура и порядок формирования Отдела по контролю

    1.1. Отдел по контролю является специализированным органом Ассоциации, реализующим контроль за осуществлением членами Ассоциации оценочной деятельности в части соблюдения ими требований ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики.

    1.2. Отдел по контролю является структурным подразделением Ассоциации и формируется директором Ассоциации в соответствии со штатным расписанием, согласованным с Советом Ассоциации. Количественный состав Отдела определяется директором Ассоциации. Сотрудники Отдела должны иметь высшее образование и соответствовать обязательным требованиям, установленным законодательством об оценочной деятельности (если такие требования установлены).

    1.3. Отдел по контролю осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Дисциплинарным комитетом и органами управления Ассоциации.

    1.4. Руководство Отделом по контролю осуществляется начальником Отдела по контролю, подотчетным директору Ассоциации.

    1.5. Начальник Отдела по контролю назначается на должность и освобождается от должности соответствующими приказами директора Ассоциации по согласованию с Советом Ассоциации и осуществляет свои функции в соответствии с настоящим Положением.

    1.6. В состав Отдела по контролю кроме начальника Отдела входят штатные сотрудники, которые назначаются и освобождаются от должности приказами директора Ассоциации, подчиняются начальнику Отдела по контролю и осуществляют свои функции в соответствии с настоящим Положением.

    2. Функции Отдела по контролю

    2.1. Отдел по контролю обязан:

    Проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения членами Ассоциации требований ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

    Контролировать осуществление членами Ассоциации оценочной деятельности в части соблюдения ими требований ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», других нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, Федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики Ассоциации.

    Контролировать осуществление членами Ассоциации обязательного страхования ответственности, выполнение дополнительных не противоречащих законодательству Российской Федерации требований к договорам обязательного страхования ответственности, заключаемым членами Ассоциации;

    Осуществлять контроль за соблюдением обязательных условий членства в Ассоциации, требований к порядку обеспечения имущественной ответственности членов Ассоциации при осуществлении оценочной деятельности;

    Осуществлять контроль за недопущением членами Ассоциации действий в ущерб иным субъектам оценочной деятельности, действий недобросовестной конкуренции, действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям услуг членов Ассоциации, действий, наносящих ущерб деловой репутации членов Ассоциации или деловой репутации Ассоциации;

    2.2. Отдел по контролю осуществляет:

    Сбор Ежеквартальных отчетов о профессиональной деятельности членов Ассоциации и предоставление ежеквартального отчета о результатах проверки деятельности членов Ассоциации для размещения на официальном сайте Ассоциации;

    Разработку и представление на утверждение Совету Ассоциации ежегодного плана проверок профессиональной деятельности членов Ассоциации;

    Размещение плана проверок на официальном сайте Ассоциации;

    Направление уведомлений о проведении проверки с приложением перечня документов, подлежащих проверке, и указанием сроков их предоставления;

    Проведение плановых и внеплановых проверок;

    Составление Акта проверки и предоставление его на утверждение директору Ассоциации, направление уведомления о результатах проверки члену Ассоциации и иным заинтересованным лицам и, в случае выявления нарушений, передачу материалов проверки в Дисциплинарный комитет;

    Осуществление контроля за выполнением решений Дисциплинарного комитета;

    Передачу копии решения Дисциплинарного комитета в Совет Ассоциации в случае принятия Дисциплинарным комитетом решения о применении меры дисциплинарного воздействия, требующей рассмотрения и утверждения или отклонения Советом Ассоциации или Общим собранием членов Ассоциации;

    Подготовку информации о лицах, в отношении которых принято решение о прекращении членства в Ассоциации, приостановлении деятельности эксперта, и направление копий соответствующих решений Совета Ассоциации физическим и юридическим лицам, в порядке, установленном действующим законодательством об оценочной деятельности, Уставом и внутренними документами, регламентирующими деятельность Ассоциации;

    Представление на рассмотрение членов Совета Ассоциации предложений по совершенствованию внутренних документов Ассоциации в рамках своей компетенции;

    Ответственное хранение и архивирование документации Отдела по контролю в соответствии с установленным порядком;

    Иные полномочия в соответствии с действующим законодательством, Уставом Ассоциации, настоящим Положением и иными внутренними документами, регламентирующими деятельность Ассоциации.

    2.3. Отдел по контролю имеет право:

    Истребовать у органов управления Ассоциации, структурных подразделений Ассоциации, членов Ассоциации и третьих лиц необходимую для осуществления своих функций информацию и документы;

    Доступа к документам и материалам, на основании которых проводилась оценка членом Ассоциации, за исключением информации, составляющей коммерческую тайну юридического лица или заказчика либо иной конфиденциальной информации;

    Пользоваться базами данных Ассоциации исключительно для целей обеспечения деятельности Отдела по контролю и Ассоциации;

    Использовать принадлежащие Ассоциации средства связи и коммуникации, оргтехнику и помещение.

    3. Полномочия начальника Отдела по контролю

    3.1. Начальник Отдела по контролю:

    Организует работу Отдела по контролю, контролирует работу сотрудников Отдела по контролю и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Отдел по контролю функций;

    Представляет Отдел по контролю на заседании Совета Ассоциации и во взаимоотношениях с другими органами Ассоциации, организациями, гражданами;

    Обеспечивает оформление и хранение документации Отдела по контролю;

    Информирует органы Ассоциации и членов Ассоциации о деятельности Отдела по контролю;

    Подписывает решения Отдела по контролю;

    Направляет директору Ассоциации и органам Ассоциации в соответствии с их компетенцией принятые Отделом по контролю решения, заявления, ходатайства и иные обращения;

    Имеет иные права и исполняет иные обязанности в соответствии с действующим законодательством, Уставом Ассоциации, настоящим положением и иными внутренними документами, регламентирующими деятельность Ассоциации.

    4. Заключительные положения

    4.1.Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Советом Ассоциации и вступают в силу на следующий рабочий день с момента их утверждения Советом Ассоциации.

    4.2. Иные условия и порядок деятельности Отдела по контролю, не урегулированные настоящим Положением, определяются Уставом Ассоциации и действующим законодательством Российской Федерации.


    1). Назначение оценки, направления и специализация оценочной деятельности


    Оценочная деятельность - профессиональная деятельность по установлению стоимости материальных и нематериальных объектов с учётом прав на них и интересов в отношении них субъектов гражданских прав. В зависимости от цели проводимой оценки различают следующие виды стоимости: рыночная, инвестиционная, залоговая, ликвидационная и другие. Оценочной деятельностью занимаются профессиональные оценщики - физические или юридические лица, получившие в установленном порядке лицензию. При оценке используются специальные правила и методики. К деятельности профессиональных оценщиков предъявляют следующие требования. Оценщик - физическое лицо должен соответствовать одной или нескольким установленным квалификационным характеристикам. В составе оценщика - юридического лица должно работать определённое количество оценщиков - физических лиц. Оценщики в обязательном порядке страхуют свою профессиональную ответственность. Оценочная деятельность регулируется государством, а также в значительной степени саморегулируемыми организациями. Национальный совет по оценочной деятельности, созданный в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» выполняет следующие функции: Формирование единых подходов к осуществлению оценочной деятельности, Координация деятельности оценщиков, Разработка федеральных стандартов и правил оценки.


    2). Основные области применения результатов оценки

    ). Необходимость и возможность применения стоимостной оценки в финансово-кредитной сфере

    ). Основные этапы развития оценочной деятельности в РФ


    Зарождение российской оценки датируется XV веком, когда появились поместья как специфическая разновидность частнофеодальной условной земельной собственности. Главной отличительной особенностью оценки земельной собственности вплоть до середины ХIХ века была оценка земли с прикрепленным к ней зависимым крестьянином. Оценка земли проводилась по определенным правилам и инструкциям, первая из которых датируется 1754 годом. В 1864 год оценочная деятельность была отнесена к компетенции земских губернских и уездных учреждений, т.е. по современной терминологии, передана с федерального на местный уровень. Под руководством земств в 1860-1880 гг. были осуществлены массовые оценочные работы в сфере недвижимости по всей территории Российской Империи. С началом земской оценочной деятельности было связано зарождение оценочной статистики, включавшей работы по обследованию и оценке земель сельского хозяйства в целях налогообложения. В это время петербуржские профессора выезжали в губернии и читали курсы лекций для губернских и уездных оценочных комиссий по теории и практике оценки. В 1870 году право оценивать недвижимость было предоставлено городской управе, по правилам, разработанным городской думой. В них определялся состав комиссии по оценке, ее права, обязанности, определялись цель и порядок проведения оценочных работ, было установлено, что основанием для оценки городской недвижимости является ее доходность. 8 июня 1893 года был издан первый закон об оценке недвижимого имущества.

    Огромная роль в становлении российской оценки принадлежит великому российскому государственному деятелю Сергею Юльевичу Витте. В бытность его министром финансов Российской Империи по его инициативе были приняты «Правила оценки недвижимых имуществ» 1893г. и Инструкция по разъяснению Закона об оценке недвижимого имущества 1894г., а в 1899 - новый Закон об оценке недвижимого имущества. Теория же оценки изложена в его знаменитом «Конспекте лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных Его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 годах». На тот период времени эта теория и практика занимали ведущее место в мире. Удивителен, красив и содержателен российский экономический язык того периода. Например, «За выделом из хозяйственного дохода частей, причитающихся на долю труда, капитала и на уплату ренты, получается остаток, составляющий предпринимательский барыш или чистый доход от предприятия. Отличительная черта барыша предпринимателя заключается в полной его неопределенности в противоположность ренте, заработной плате и проценту за пользование капиталом, которые представляют собой величины, определенные заранее, еще до начала производства. Вместе с тем барыш предпринимателя характеризуется элементами риска величина этого дохода очень во многом зависит от степени правильности первоначальных расчетов. (Стр. 350)»3.В советское время потребности в независимой оценке не было, так как существовал только один собственник - государство, и оно само устанавливало цены на имущество. Передовая теория и практика оценки за советский период были безвозвратно потеряны. В то же время в мире происходили глобальные изменения, которые выдвигали на первый план необходимость согласованных процедур оценки имущества.В условиях ускоряющихся темпов глобализации инвестиционных рынков в 70-тых годах появилась потребность в разработке признанных на международном уровне стандартов для определения стоимости имущества. Стало очевидным, что в отсутствии международных стандартов оценки существует значительный потенциал для возникновения недоразумений. Различия точек зрения среди национальных организаций, занимающихся оценкой, приводили к отсутствию взаимопонимания. В ответ на эту ситуацию члены технического комитета Королевского института чартерных сервейеров (RICS), имеющих право проводить оценки в Великобритании, и представители организаций по оценке США начали диалог в конце 1970 гг., который привел в 1981 г. к основанию Международного комитета по стандартам оценки активов (МКСОА - TIAVSC). В 1994 г. Комитет изменил свое название и сейчас известен как Международный комитет по стандартам оценки (МКСО).МКСО периодически пересматривает Международные стандарты оценки. Эти редакции были опубликованы в 1985, 1994/97, 2000, 2001, 2003, 2005гг. Эволюция этих стандартов свидетельствует о признании МКСО того, что изменения неизбежны и происходят непрерывно даже тогда, когда этот процесс происходит постепенно и не поддается легкому обнаружению. Сначала возрождения российской оценки она пошла собственным путем, как на институциональном, так и на методологическом уровне. В оценку пришли высокообразованные специалисты из фундаментальной науки и ВПК, которые активно начали изучать зарубежный опыт и создавать собственные методики оценки. Контроль же за рынком оценки и выработку российских стандартов оценки взяло на себя государство. Сегодня стало очевидным, что этот «особый путь» оказался тупиковым и что пора возвращаться на международный путь развития оценочной деятельности.


    ). Особенности современного этапа развития оценочной деятельности в РФ


    на современном этапе развития оценочной деятельности наметились негативные явления, ведущие к принижению роли и значения оценки и превращению ее в обслуживающую структуру рыночных агентов, уже принявших определенные решения по стоимости активов. Отчасти, это проявление высокоадаптивных свойств системы (русской управленческой модели).

    В то же время вина здесь во многом лежит на органе, уполномоченном законодательством осуществлять регулирование оценочной деятельности. Но главным образом, причина кроется в отсутствии сформировавшегося профессионально и нравственно кластера оценщиков, не идущих на поводу у заказчиков оценки и не занимающихся примитивной подгонкой. Сегодня никого не удивляет профессиональная деятельность без соблюдения этических норм (Кодекса поведения) оценщика.


    ). Основные направления государственного регулирования оценочной деятельности


    Система государственного регулирования оценочной деятельности включает: лицензирование оценщиков и контроль за соблюдением ими лицензионных требований и условий; установление требований к профессиональной подготовке специалистов в области оценки стоимости; формирование методологической базы оценочной деятельности. В соответствии с названным законом, проведение оценки является обязательным в следующих случаях. 1. Определение стоимости объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.В случае приватизации государственного или муниципального имущества начальная цена приватизируемого имущества устанавливается на основании отчета об оценке имущества, составленного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Использование объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога. Залогодателем вещи может быть ее собственник (в нашем случае - государство или муниципальное образование) либо лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения, но только в случае согласия собственника имущества. Залог права аренды или иного права на чужую вещь не допускается без согласия ее собственника или лица, имеющего на нее право хозяйственного ведения, если законом или договором запрещено отчуждение этого права без согласия указанных лиц.

    В договоре о залоге указываются предмет залога и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом, а также указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество.3. Продажа или иное отчуждение объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям. 4. Переуступка долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям. Передача объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки.5. Национализация имущества - обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, производящейся на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков, а также выкуп или иное законное изъятие имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд.


    ). Цели и задачи национального совета по оценочной деятельности


    Основными целями Национально совета по оценочной деятельности является представление интересов профессионального сообщества оценщиков в органах государственной власти, разработка методологии и стандартов оценочной деятельности, а также актуализация и утверждение тарифов на оценочную деятельность в Российской Федерации. Основными функциями НСОД являются:

    ) обсуждение вопросов государственной политики в области оценочной деятельности;

    ) представление интересов СРОО в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;

    ) формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области оценочной деятельности;

    ) формирование предложений о совершенствовании правового и экономического регулирования оценочной деятельности;

    ) защита прав и законных интересов СРОО;

    ) разработка федеральных стандартов оценки и т.д.


    ). Саморегулируемые организации оценщиков и их функции


    Основные функции, права и обязанности саморегулируемой организации предусмотрены в ст. 6 Федерального закона "О саморегулируемых организациях". Причем саморегулируемая организация наряду со своими основными функциями вправе осуществлять иные предусмотренные федеральными законами и уставом некоммерческой организации функции.

    Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

    Поскольку саморегулируемая организация оценщиков создается в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, ее функции предопределены указанными целями.

    Функции саморегулируемой организации оценщиков включают в себя:

    разработку и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики;

    разработку и утверждение правил и условий приема в члены саморегулируемой организации оценщиков, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении оценочной деятельности, установление размера членских взносов и порядка их внесения;

    представление интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями оценщиков;

    прием в члены и исключение из членов саморегулируемой организации оценщиков по основаниям, предусмотренным законом и внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков;

    контроль за осуществлением своими членами оценочной деятельности в части соблюдения ими требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

    ведение реестра членов саморегулируемой организации оценщиков и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности;

    организацию информационного и методического обеспечения своих членов.

    Следует отметить, что указанный перечень функций СРОО не является исчерпывающим, поскольку предусмотрено осуществление СРОО иных установленных комментируемым Федеральным законом функций.

    Важнейшей функцией саморегулируемой организации оценщиков является разработка и утверждение:

    стандартов и правил оценочной деятельности;

    правил деловой и профессиональной этики.

    О стандартах и правилах оценочной деятельности см. ст. 20 комментируемого Закона.

    Саморегулируемые организации оценщиков разрабатывают и утверждают стандарты и правила оценочной деятельности, правила деловой и профессиональной этики.

    Стандарты и правила оценочной деятельности, разрабатываемые и утверждаемые саморегулируемой организацией, обязательны к исполнению для членов этой организации только в части, не противоречащей федеральным стандартам оценки и принятым нормативно-правовым актам. Таким образом, саморегулируемая организация лишена возможности корректировать на уровне собственных стандартов недоработки, зачастую возникающие в утвержденных федеральных законопроектах.

    Для правил деловой и профессиональной этики, принимаемой саморегулируемой организацией оценщиков, Закон не предусматривает никаких ограничений или условий. При этом в соответствии со ст. 22.2 комментируемого Закона их нарушение может повлечь исключение оценщика из членов саморегулируемой организации.


    ). Международные и федеральные стандарты оценки

    ). Характеристики объектов оценки и параметры среды их функционирования

    ). Субъекты оценочной деятельности


    К субъектам оценочной деятельности можно отнести: органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; оценщиков, являющихся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами; профессиональные объединения оценщиков; заказчиков оценщиков - юридических и физических лиц, по инициативе которых на основании заключенного между ними и оценщиком в письменной форме договора проводится оценка того или иного объекта; потребителей оценочных услуг юридических или физических лиц, а так же органов исполнительной власти, использующих информацию, содержащуюся в отчете об оценки. Вместе с тем, действующим сегодня законом об оценочной деятельности регулируются взаимоотношения только между непосредственными участниками процесса оценки - тем, кто оценивает и тем, кто заказывает оценку. Оценивать объекты могут физические лица - оценщики, которые являются либо индивидуальными предпринимателями, либо работниками оценочных компаний. В последнем случае, именно оценочная компания заключает с заказчиком договор на оценку объекта оценки. В Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в ст. 4 субъектами оценочной деятельности признаются с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики). Таким образом, оценщики и заказчики - это субъекты оценки «первого уровня», всех остальных можно отнести к субъектам «второго уровня». Органы власти участвуют в формировании порядка и определении требований и условий для осуществления оценочной деятельности посредством разработки, принятия нормативных правовых актов и их реализации исполнительными органами власти, осуществляющими также и контроль за деятельностью оценщиков. Во избежание зарегулированности оценочной деятельности и в целях более точного отражения существующих реалий экономической жизни в нормативных правовых актах органов власти предполагается целесообразным активное участие в процессе нормотворчества самих оценщиков. Что касается потребителей оценки, то ими не обязательно являются заказчики. Потребителем оценки, может быть любой участник оценочной деятельности, в том числе и органы власти (выступающие в роли собственника государственного или муниципального имущества, например, при приватизации последнего). Интересы заказчика оценки и потребителя результатов оценки могут в таком случае не совпадать.

    ). Права и обязанности оценщиков и заказчиков


    Согласно ст. 14-16 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», оценщик имеет право: 1) применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки; 2) требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки; 3) получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки 4) запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной в случае если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта, оценщик указать это в отчете 5) привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта иных оценщиков либо других специалистов; 6) отказаться от проведения оценки объекта в случаях если заказчик нарушил условия договора не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы; 7) требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта по определению суда, арбитражного суда или третейского суда. Оценщик обязан: 1) соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, а также принятых на его основе нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; 2) сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки объекта; 3) обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта; 4) предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства РФ об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации, на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете; 5) предоставлять по требованию заказчика лицензию на осуществление оценочной деятельности, страховой полис и документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности; 6) не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 7) хранить копии составленных отчетов в течение 3 лет; 8) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию.


    ). Система принципов оценки различных объектов собственности


    Принципы оценки имущества (собственности) могут быть структурированы и объединены в три группы. В первую группу принципов оценки имущества входят принципы оценки имущества, основанные на представлениях пользователя (собственника) имущества. Вторая группа содержит принципы оценки имущества, связанные с эксплуатацией собственности, основанные на представлениях производителя имущества, на требованиях, предъявляемых к имуществу. Третья группа принципов оценки имущества объединяет принципы оценки имущества, связанные с рыночной средой. Отдельно выделяется принцип наилучшего (наиболее эффективного) использования собственности (имущества) как основополагающий принцип оценки имущества.


    14). Доходный подход к оценке объектов собственности и его методы


    Это совокупности методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. Доходный подход используется только для оценки доходной недвижимости, то есть такой недвижимости, единственной целью которой является получение дохода, и в его основе лежат следующие принципы оценки недвижимости: - принцип ожидания (стоимость объекта, приносящего доход, определяется текущей стоимостью будущих доходов, которые этот объект принесет); -принцип замещения (стоимость объекта недвижимости имеет тенденцию устанавливаться на уровне величины эффективного капиталовложения, необходимого для приобретения сопоставимого, замещающего объекта, приносящего желаемую прибыль). Сущность доходного подхода состоит в оценке текущей (сегодняшней) стоимости будущих выгод, которые как ожидается, принесут эксплуатация и возможная продажа в дальнейшем недвижимого имущества, т. е. путем капитализации дохода. Капитализация дохода - это процесс перерасчета потока будущих доходов в конечную величину, равную сумме их текущих стоимостей. Эти величины учитывают: -сумму будущего дохода; -время, когда должен быть получен доход;- продолжительность получения дохода. Определение рыночной стоимости недвижимости доходным подходом происходит в два этапа: -прогнозирование будущих доходов; -капитализация будущих доходов в настоящую стоимость.

    Прогнозирование будущих доходов основано на использовании финансовых отчетов собственника: -упрощенного баланса; -отчета о движении денежных средств, реконструируемый оценщиком для задач экономического анализа статей доходов и расходов.

    стоимостной оценка кредитный специализация


    15). Сравнительный подход к оценке объектов собственности и его методы


    Это совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами аналогами объекта оценки. Метод компании-аналога или метод рынка капитала основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций. Метод сделок или метод продаж ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода - оценка 100%-го капитала, либо контрольного пакета акций. Метод отраслевых коэффициентов или метод отраслевых соотношений основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами.

    Отраслевые коэффициенты обычно рассчитываются специальными аналитическими организациями на основе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями. На основе анализа накопленной информации и обобщения результатов были разработаны достаточно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия.


    ). Затратный подход к оценке объектов собственности и его методы


    Это совокупность методов оценки стоимость объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа. Применение затратного подхода к оценке недвижимости состоит из следующих этапов: -оценка рыночной стоимости земельного участка; -оценка восстановительной стоимости (стоимости замещения) оцениваемого здания, в том числе оценка величины предпринимательской прибыли; -расчет выявленных видов износа; -расчет итоговой стоимости объекта оценки путем корректировки восстановительной стоимости на износ с последующим увеличением полученной величины на стоимость земельного участка. Определение стоимости участка земли, входящего в состав оцениваемой затратным методом недвижимости, основано на предположении его наилучшего и наиболее эффективного использования как свободного от застройки. Для оценки рыночной стоимости земли применяют следующие методы:- метод сравнения продаж; -метод распределения; -метод выделения; -метод разбивки на участки; -техника остатка для земли; -капитализации чистой земельной ренты. Метод сравнения продаж при наличии необходимой информации является наиболее предпочтительным и общеприменимым. Основными элементами сравнения для земли являются: -права собственности; -условия финансирования; -условия продажи; -условия рынка; -месторасположение; -физические характеристики; -доступные коммунальные услуги; -условия зонирования; -наилучшее и наиболее эффективное использование. При оценке земли можно использовать несколько единиц сравнения, корректируя цену каждой из них и получая в конце несколько значений стоимости, определяющих диапазон стоимости. Метод распределения основан на положении о том, что для каждого типа недвижимости существует нормальное соотношение между стоимостью земли и стоимостью построек. Такое соотношение наиболее достоверно для новых улучшений, которые отражают наилучшее и наиболее эффективное использование земли.


    ). Основные этапы стоимостной оценки


    заключение договора, на проведение оценки, включающего задание на оценку.

    сбор и анализ информации необходимой для проведения оценки

    применение подходов к оценке включая выбор методов оценки и осуществление необходимых расчетов

    согласование результатов применения подходов к оценке и определение итоговой величины стоимости объекта оценки

    составление отчета об оценке


    ). Отчет об оценке стоимости различных объектов собственности


    При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости); отчет об оценке не должен содержать информацию, не использующуюся при проведении оценки при определении промежуточных и итоговых результатов, если она не является обязательной согласно требованиям федеральных стандартов оценки и стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией, членом которой является оценщик, подготовивший отчет (принцип достаточности). Копия отчета об оценке должна храниться оценщиком с даты составления отчета в течение общего срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.

    Отчет об оценке должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика, осуществляющего оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, или печатью и подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

    Требования к составлению отчета об оценке, проводимой для специальных целей и отдельных видов объектов оценки, могут дополнять требования настоящего федерального стандарта оценки и устанавливаются соответствующими федеральными стандартами оценки отдельных видов объектов оценки либо оценки для специальных целей.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Похожие статьи