• Гений чистой красоты. Идеал женщины в разные эпохи. Стандарты женской красоты эпохи возрождения Как выглядели женщины в эпоху возрождения

    24.01.2024

    Человеческая личность опосредуется в эпоху Возрождения не Богом, а красотой и прежде всего женской красотой. Впервые в истории человечества женщина занимает исключительное место, как Мадонна на троне.

    Женщина эпохи Возрождения - это знатность, красота и образованность. Аньоло Фиренцуола (1493-1543), известный итальянский писатель, в трактате «О красотах женщин» в форме живого диалога ряда лиц занят разработкой вопросов философской эстетики, прежде всего неоплатонизма. Не вообще, а именно к понятию женской красоты он прилагает целую систему категорий, как «гармония», «грация», «изящность», «величие», при этом имеется в виду не просто идея, а самая настоящая физическая, телесная красота.

    Для него высший идеал прекрасного - это прелестная, изящно одетая, украшенная в соответствии со всеми принципами эстетики женщина, в своем роде произведение искусства, какой она может предстать на картине. В ней важна не внешняя правильность, «эстетика пропорций», а гармония, в чем проступает сокровенный тип красоты.

    «Красота и красивые женщины и красивые женщины и красота заслуживают того, - восклицает один из собеседников, - чтобы каждый их восхвалял и ценил их превыше всего потому, что красивая женщина есть самый прекрасный объект, каким только можно любоваться, а красота - величайшее благо, которое господь даровал человеческому роду, ведь через ее свойства мы направляем душу к созерцанию, а через созерцание - к желанию небесных вещей, почему она и была послана в нашу среду в качестве образца и залога...»

    Какими же были они - эти признанные красавицы эпохи Возрождения?

    Симонетта Веспуччи.

    Урождённая Симонетта Каттанео родилась в 1453 году предположительно 28 января, в семье крупных торговцев Каттанео, по одним источникам, в Портовенере близ Генуи — месте рождения богини Венеры (считается, что это поздняя версия, возникшая благодаря поздним «мифотворцам», сравнивавшим Симонетту с Венерой), по другим — собственно в Генуе.
    В апреле 1469 года 15-летняя Симонетта венчалась со своим ровесником Марко Веспуччи, родственником в будущем знаменитого флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи в церкви Сан-Торпете, Генуя, в присутствии дожа и генуэзской знати.


    Молодожены обосновались в родном городе жениха — Флоренции. Их прибытие совпало с периодом, когда Лоренцо Великолепный стал главой республики после кончины своего отца. Лоренцо с братом Джулиано приняли супругов во дворце на Виа Ларга и организовали в их честь роскошный пир на вилле Кареджи. За этим последовал период праздников, приемов и пышной жизни, центром которой был двор Медичи. Марко и Симонетта поселились в семейном доме — Барго д’Оньисанти.
    Её современник Полициано описывает её как «простую и невинную даму, которая никогда не давала повода к ревности или скандалу», и говорит, что «среди других исключительных даров природы она обладала такой милой и привлекательной манерой общения, что все, кто сводил с ней близкое знакомство, или же те, к кому она проявляла хоть малейшее внимание, чувствовали себя объектом её привязанности. Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и все настолько хвалили её, что это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили её без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли её без злобы».

    По ней сходили с ума все знатные мужчины города, её благосклонности добивались правитель города Лоренцо Великолепный и его младший брат Джулиано Медичи. Поскольку Лоренцо занимался государственными делами (и поклонялся другой женщине — Лукреции Донати), у Джулиано было больше времени ухаживать за ней. Как считается, в 1475 году она стала возлюбленной Джулиано (хотя также утверждают, что их связь была платонической, и она была «Прекрасной дамой» для Джулиано, что было вполне в традициях куртуазной жизни флорентийского двора).

    Во Флоренции Симонетту изображали многие известные живописцы, начиная с Боттичелли и заканчивая Пьеро ди Козимо (именно ему принадлежит самый известный подписанный портрет Симонетты в образе Клеопатры со змеёй на шее).

    Считается, что с момента встречи Боттичелли с прекрасной Симонеттой, все его Мадонны и Венеры имеют одно и тоже лицо - лицо Симонетты Веспуччи.
    Боттичелли имел давние взаимоотношения с родом Веспуччи: жил с ними в одном квартале, в 1461-62 гг. именно по совету Джорджио Антонио Веспуччи он был послан в мастерскую Филиппо Липпи, расписывал дворец Веспуччи, а в 1469 году он был представлен им же влиятельному политику и государственному деятелю Томмазо Содерини, который познакомил его со своими племянниками Медичи.
    Изображения Симонетты, дошедшие благодаря кисти её современника Боттичелли, являются наиболее известными: её образ поразил художника, и хотя, как считается, она ни разу не позировала ему для мифологических или религиозных полотен, он повторял её лицо, ставшее воплощением идеала флорентийской красоты, из картины в картину — вероятно, по памяти, и во многих случаях уже после её смерти.

    Симонетта умерла очень рано, в 22 года, от чахотки. Боттичелли завещал, чтобы его похоронили рядом с Симонеттой в церкви Оньиссанти, что и было исполнено через 34 года после её смерти. Одна из стен этой капеллы также украшена его фреской, изображающей св. Августина, рядом с семейным портретом Веспуччи, написанным Гирландайо.

    Беатри́че Портина́ри .

    Эта прекрасная флорентийка (1266-1290) была «музой» и тайной возлюбленной итальянского поэта Данте Алигьери. Была его первой и несчастной любовью, вышла замуж за другого и рано скончалась. О жизни Беатриче известно очень мало, и имеющаяся информация частично оспаривается.

    Беатриче была дочерью уважаемого гражданина Флоренции Фолько ди Портинари, соседа Алигьери. Данте впервые увидел Беатриче, когда ему было 9 лет (ей же было 8). Это было на майском празднике во Флоренции, об этом Данте сообщает в своём первом произведении La Vita nuova . От этой первой встречи и первой любви у Данте остались впечатления на всю жизнь, которые в дальнейшем только усиливались.

    Десять лет спустя Беатриче является ему снова, на этот раз вся в белом. Она идет по улице в сопровождении двух других женщин, поднимает на него взор свой и, благодаря «неизреченной своей милости», кланяется ему так скромно-прелестно, что ему кажется, что он узрел «высшую степень блаженства». Опьяненный восторгом, поэт бежит шума людского, уединяется в своей комнате, чтобы мечтать о возлюбленной, засыпает и видит сон. Проснувшись, он излагает его в стихах. Это — аллегория в форме видения: любовь с сердцем Данте в руках несет в тоже время в объятиях «уснувшую и укутанную вуалем даму».

    «Облеченная в скромность,— говорит поэт,— сияя красотой, шествует она среди похвал, будто ангел, сошедший на землю, чтобы явить миру зрелище своих совершенств. Ее присутствие дает блаженство, разливает отраду в сердцах. Кто ее не видал, не может понять всей сладости ее присутствия». Данте говорит, что, украшенная благодатью любви и веры, Беатриче пробуждает и в других те же добродетели.

    В январе 1287 года она вышла замуж за Сисмон-ди Барди.

    Г. Холидей. Данте и Беатриче

    Беатриче ум ерла довольно рано — ей было всего лишь 24 года. Предчувствие смерти Беатриче проходит через весь сборник «Vita nuova» . Уже в первом сонете, в первом видении, короткое веселье Амура превращается в горький плач, Беатриче несут к небу. Потом, когда подругу Беатриче похищает смерть, блаженные духи выражают при этом желание иметь ее скорее в своей среде. Отец ее, Фолько Портинари, умирает. В душе поэта тотчас же роходается мысль, что и она умрет. Немного времени проходит — и его предчувствие сбывается: вскоре после смерти отца и она следует за ним в могилу. Данте увидел ее во сне уже мертвой, когда женщины накрывали ее флером. Беатриче умирает потому, что «эта скучная жизнь недостойна такого прекрасного существа»,— говорит поэт,— и, вернувшись к славе своей на небо, она становится «духовной, великой красотой» или, как Данте выражается в другом месте, «интеллектуальным светом, исполненным любви».

    Маргарита Лути (Форнарина).

    На самой прославленной картине великого Рафаэля Санти (1483-1520) запечатлён образ молодой и очень красивой женщины с огромными чёрными миндалевидными глазами. Прообразом «Сикстинской Мадонны» стала Маргарита Лути — самая сильная и отчаянная любовь прекрасного гения.

    Однажды художник прогуливался по парку и любовался живописными пейзажами дворцового парка. В тени деревьев он неожиданно заметил отдыхающую девушку. Её ангельское личико было столь беспечным и чистым, что Рафаэль пришёл в смятение. Говорят, что художник мгновенно забыл всех девиц, вниманием которых он никогда не был обделён. Девушка затмила всех. Очарованный её неземной красотой, Рафаэль воскликнул: «Я нашёл свою Психею!» Живописец спросил девушку: кто она и откуда? Та, смущаясь, ответила, что живёт неподалёку, а её отец — хлебопёк. Девушке было семнадцать лет, и звали её Маргаритой Лути.

    Рафаэль пригласил Маргариту к себе в мастерскую и попросил, чтобы она позировала ему для портрета. Та, немного смутившись, ответила, что должна спросить разрешения у отца и у своего жениха, деревенского пастуха, за которого вскоре должна была выйти замуж.

    Расставаясь, Рафаэль дал Маргарите золотое колье и попросил принять его в знак благодарности за чудесно проведённый день. Девушка отказалась от подарка. Тогда художник предложил ей маленькую сделку — десять поцелуев за дорогое колье. Сделка состоялась.

    Окрылённый и счастливый Рафаэль едва дождался следующего утра и поспешил к хлебопёку. Отец девушки, получив от художника несколько золотых монет, разрешил дочери позировать для картины.

    Рафаэль писал Маргариту в мастерской. Статный и красивый мужчина с утончёнными чертами лица и тёмными, кудрявыми волосами не мог не понравиться пылкой девушке. Художнику было за тридцать, но он по-прежнему был очень красив. Им восхищались римские красавицы, знатные женщины становились его любовницами, но только «маленькая Форнарина», как прозвал девушку художник, заставила трепетать его сердце.

    Вскоре Рафаэля перестали удовлетворять сеансы позирования. Он стал ревновать Маргариту, не спал ночами, рисуя в воображении картины встреч девушки с её женихом — пастухом Томазо. Наконец, художник не выдержал. Он заплатил отцу Маргариты 3000 золотых и увёз возлюбленную в Рим. Девушка стала любовницей Рафаэля, повелительницей его сердца. Художник выполнял все её желания: покупал ей дорогие наряды и драгоценности, окружал роскошью и богатством, приставлял к ней многочисленных слуг, которые исполняли каждое желание юной красавицы.

    Рафаэль старался закрывать глаза на многочисленные романы любимой, молчал, когда она приходила лишь под утро, будто не знал, что «его маленькая Форнарина», его прекрасная Булочница, стала одной из самых известных куртизанок Рима. И только безмолвные творения его кисти знали о том, какие муки терзали сердце их создателя. Измученное сердце гения остановилось 6 апреля 1520 года, в день его рождения.

    Рафаэля похоронили в Пантеоне, где покоятся останки самых великих людей Италии. Ученики художника обвинили неверную Маргариту в смерти их учителя и поклялись отомстить за то, что чередой бессчётных измен она разбила сердце великого человека.

    Оставленного Рафаэлем наследства хватило бы легкомысленной Форнарине на то, чтобы изменить жизнь и стать порядочной женщиной. Но, почувствовав вкус плотской любви и беспечной жизни, познав самых известных мужчин Рима, она не пожелала что-то менять. До конца дней Маргарита Лути оставалась куртизанкой. Умерла она в монастыре, но причина её смерти неизвестна.

    Живописные творения Рафаэля украшают самые знаменитые музеи мира. Более того, благодаря им, в частности, эти музеи и стали знаменитыми. Миллионы людей ежегодно замирают в восхищении перед образом «Сикстинской Мадонны», давно ставшей главным сокровищем Дрезденской галереи. Они с умилением смотрят на прекрасную, неземную женщину, протягивающую им с небес доверчивого младенца… Но мало кто знает, что земная плоть женщины, изображённой на картине, некогда принадлежала самой сладострастной и распутной куртизанке Италии — той, которая погубила гения в расцвете его сил и таланта.

    Идеалы женской красоты постоянно меняются и то, что считалось эталоном 100, 50 и даже 10 лет тому назад сейчас будет казаться уродством, не говоря уже о переменчивости взглядов на протяжении всей истории. На протяжении всех времён женщины постоянно меняли свою внешность и часто кидались в крайности от чрезмерной полноты до болезненной худобы, чтобы соответствовать идеалу присущему тому или иному периоду времени. Стандарты красоты будут меняться бесконечно, такова уж человеческая природа, и на какую фигуру будет «мода» в следующем десятилетии можно только догадываться.

    Древний Египет

    Начнем с азов. В Древнем Египте царило равноправие полов, общество было раскрепощенным и свободным. Но при этом существовал весьма определенный идеал красоты эпохи - стройное тело с удлиненной талией и узкими плечами, длинные черные волосы, классические строгие черты лица и выразительные глаза, подведенные черной краской.

    Древняя Греция

    Идеал женской красоты мы можем увидеть в сохранившихся древнегреческих скульптурах,в частности, в скульптуре Афродиты. В то время активно продвигалась идея физического совершенства, греки даже рассчитали формулу красоты женского тела,в которой приводится соотношение размера стоп, кистей и других частей тела друг к другу. Лицо греческой красавицы должно было быть симметричным и ровным,с большими глазами, а также прямым носом. Идеальным типом фигуры считалась «груша» с небольшой грудью,но объемными бедрами.

    Идеал красоты Средневековья

    В средние века отношение к внешности по сравнению с античностью сильно поменялось. Красота в этот период считалась греховной. Но некий канон все же существовал. Идеал красоты Средневековья - это девушка с очень бледной, белоснежной кожей, худая и изможденная. Овал удлиненного лица обрамлен светлыми волнистыми волосами. Рот маленький и скромный, глаза - большие и слегка навыкате. Чтобы достичь бледности,девушки не только натирали лицо лимоном, но и делали кровопускания. В Средневековье многие также сбривали брови. Так что портреты красоток тех времен выглядят довольно странно.

    Эпоха Возрождения

    Классический примеры идеала женской красоты в эпоху Возрождения - Мона Лиза, а также Венера Боттичелли. Все та же бледность и высокий лоб, но выражение лица становится загадочнее, а волосы теперь свободно уложены. Пышная фигура становится одной из главных ценностей этого периода. Полные руки, широкие бедра, мягкие и плавные черты - все это ценилось в эпоху Возрождения. Что касается прически, то идеальным вариантом были светлые волнистые волосы.

    Барокко и рококо

    17−18 века диктуют новые правила женской красоты. Одно из основных - это тонкая талия. Наступает эпоха корсетов, некоторые девушки умудряются стянуть свою талию до 33 см. При этом в пару к корсету всегда идет очень глубокое декольте. Красавицы тщательно охраняют себя от солнца, ведь в моде белоснежная кожа. Дамы в кружевных оборках напоминают красивые статуэтки из фарфора.

    19 век

    Приходит время стиля ампир, в котором ценится естественная красота. Девушка должна быть стройной, в легком платье из муслина, с большими глазами и белой кожей. Одновременно с этим в 19 веке было и другое направление - пышные платья с тугими корсетами и сложные укладки. И в том, и другом стиле в моде была так называемая болезненная женственность: бледность, слабость и обмороки.

    20 век

    Эта эпоха подарила нам немало разных идеалов женской красоты. В 20-е годы в моду вошла андрогинная внешность - корсет был забыт, ценились мальчишеские фигуры с небольшой грудью, а также впервые за многие столетия женщины начали носить короткие стрижки.В 30−50-е, в эпоху золотого Голливуда, в моду вернулась женственность. Фигура «песочные» часы с тонкой талией, большой грудью и объемными бедрами, пышные укладки с локонами,длинные ресницы, румянец и алые губы - идеалом красоты эпохи была Мэрилин Монро и другие актрисы.

    В 60-е годы самой популярной моделью была Твигги с ее стройным телом, длинными ногами и маленькой грудью. В 80-е идеал снова стал другим: в моду пришла аэробика, а также супермодели - высокие, спортивные и подтянутые. К 90-м идеал сместился немного в другую сторону, в моду вошла болезненная худоба и бледность.

    21 век

    Современный идеал красоты - понятие довольно сложное. Сегодня ценится здоровье и стройность, но не анорексичная худоба, как в 90-е годы. Плоский живот, большая грудь и упругая попа считаются идеальным вариантом. Который, как мы знаем, практически недостижим. К счастью, все больше людей склоняются к идее естественной красоты во всем ее многообразии. Но для того, чтобы эта идея действительно стала популярной,понадобится еще немало времени.

    | Фев 08 2011

    Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Живя в неимоверно трудных условиях, народ создавал подлинные шедевры, стараясь украсить росписью, вышивкой, резьбой нехитрые предметы своего обихода. Прялки, поставцы, деревянные ложки, рушники, светцы, лукошки, яркая декоративная одежда и многое другое вдохновило не одно поколение художников и сегодня учит нас пониманию прекрасного, умению видеть гармонию и прелесть в окружающей нас природе, в каждой травинке, листке и цветочке, в бесконечном разнообразии форм, красок, линий и ритмов.

    Однако понятие красоты, очень сложное, включающее в себя целый комплекс внешних и внутренних качеств человека, менялось с течением времени. Каждая историческая эпоха рождала свое представление о красоте. Оно складывалось в соответствии с теми или иными климатическими условиями, политическими, экономическими и другими особенностями общественной жизни, с нравственностью, моралью,

    Религией, с характерными приметами быта различных народов, классов я сословий.

    Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного. В частности, Бодлер писал, что она состоит из двух элементов - одного вечного и неизменного, не поддающегося точному определению, а другого относительного и временного, складывающегося из того, что дает данная эпоха, - мода, вкусы, страсти и господствующая мораль. Непременными условиями «вечной и неизменной» красоты были и остаются симметрия; гармония - единство в многообразии; взаимное соответствие всех черт и пропорций; законченный целостный образ; чувство подлинной жизни.

    Изменение эстетического идеала не исключает единого для всех главного качества в самых разных типах красоты - гармонии. Как бы ни отличалась неповторимая египетская царица Нефертити от античной Венеры Милосской, прекрасная флорентийка Симонетта от таитянских красавиц Гогена или великолепные пышнотелые женщины, воспетые Рубенсом, от тренированного, спортивного типа нашей современницы - все они предполагают в своем облике определенную гармонию, такое взаимное соответствие всех черт и пропорций, которое создает законченный и целостный образ.

    Человек не только создавал образы идеальной красоты, которые дошли до нас в творениях великих поэтов и писателей, мастеров живописи и скульптуры, но и в реальной жизни пытался подражать во всем этому, идеалу.

    Каждое поколение определяло свой идеал красоты, и в первую очередь это касалось женщин, так как вопросам красоты мужчин всегда уделялось меньше внимания.

    Естественно, что во все времена ценителями женской красоты были мужчины, и первым из них (по греческой мифологии) был сын троянского царя Парис. Зевс поручил ему рассудить Геру, Афину и Афродиту, спорящих между собой о красоте. «Яблоко раздора» с надписью: «Прекраснейшей» - Парис передал Афродите, которую впоследствии уличили в употреблении пудры и губной помады.

    Так, почти одновременно с появлением человека возникает косметика, сохраняющая красоту, подчеркивающая достоинства и маскирующая недостатки. Уже на самых ранних этапах своего развития человек стремится к чистоте и украшению тела, к избавлению с помощью различных средств от видимых недостатков внешности.

    Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина. Тонкие черты лица с полными губами и огромными миндалевидными глазами, форма которых подчеркивалась специальными контурами, контраст тяжелых причесок с изящной вытянутой фигурой вызывали представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле.

    Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, женщины Египта капали в них сок из растения «сонная одурь», которое затем получило название беладонны.

    Самым красивым цветом глаз считался зеленый, поэтому глаза обводили зеленой краской из углекислой меди (позже ее заменили черной), их удлиняли к вискам подрисовывали толстые длинные, брови. Зеленой краской (из растертого малахита) красили ногти и ступни ног.

    Египтянки изобрели особые белила, придававшие темной коже светло-желтый оттенок. Он символизировал землю, согретую солнцем. Едкий сок ириса употребляли в качестве румян, раздражение кожи этим соком вызывало красноту, сохраняющуюся продолжительное время.

    Известный египтолог Георг Эберс в романе «Уарда» так описывает египтянку: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий и ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым… О чистоте крови говорили также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».

    На выстриженную голову женщины и мужчины надевали парик из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать носила парики большого размера, с длинными, ниспадающими на спину локонами или с многочисленными мелкими косичками. Иногда для создания еще большего объема головы надевали два парика один на другой. Рабам и крестьянам полагалось носить лишь небольшие парики.

    Египтянки славились своим искусством изготавливать всевозможные лаки, притирания, краски и пудры, которые по своему составу близки к современным. Пожилые женщины красили волосы жиром черных быков и вороньими яйцами, а для улучшения роста волос использовали жир льва, тигра, носорога.

    Мужчины брили лицо, но часто носили искусственные бороды из овечьей шерсти, которые покрывали лаком и переплетали металлическими нитями.

    Ассирийцы и вавилоняне чернили брови и ресницы, густо белили и румянили лицо, женщины покрывали свои лица особыми составами, которые, подсыхая, придавали лицу блеск и твердость эмали, красили волосы хной и басмой. Этикет предписывал мужчинам тот же грим, что и женщинам, мужчины носили густые парики, накладные усы и бороды.

    Представители народа майя, населявшие полуостров Юкатан и другие области Центральной Америки, окрашивали тело красной мазью, в которую добавляли очень липкую и пахучую смолу - стирана. Этой смесью смазывали особый брусок, украшенный узорами, и натирали им грудь, руки, плечи, становясь, как им казалось, очень нарядными и приятно надушенными.

    В древнем Китае идеалом красоты была маленькая, хрупкая женщина с крошечными ногами. Чтобы ножка оставалась маленькой, девочкам вскоре после рождения туго бинтовали стопу, добиваясь прекращения: ее роста. Женщины белили лица, румянили щеки, удлиняли брови, красили ногти в красный цвет. Мужчины отращивали длинные волосы и заплетали их в косу.

    Особо красивыми считались у мужчин и женщин длинные ногти, это был символ достоинства и богатства. За ногтями тщательно ухаживали и для сохранения ах надевали специальные богато украшенные «наперстки» из драгоценного металла или кости.

    Красавицы Японии густо белили кожу, замазывая все дефекты на лице и груди, лоб по краю роста волос обводили тушью, брови сбривали и вместо них рисовали короткие толстые черные черточки. Замужние женщины в феодальной Японии покрывали зубы черным лаком.

    Идеальным считалось собирать волосы в высокий тяжелый узел, который поддерживался длинной узорчатой палочкой. Чтобы спать с такой прической, под шею подкладывали специальные подушечки на деревянной подставке. Для укрепления волос и придания им блеска волосы смазывали специальными маслами и растительными соками (сок алоэ). Мужчины рисовали или наклеивали фальшивые усы и бакенбарды, выбривали себе лоб и затылок, а на макушке собирали волосы в красивый пучок, который завязывали эффектными шнурами.

    Японцы тщательно ухаживали за своим телом. Они мылись в необыкновенно горячей воде, смазывали тело специальными мазями, применяли паровые ванны.

    Во время раскопок на острове Крит английский археолог Артур Джон Эван нашел и исследовал древний город, существовавший за тысячу лет до расцвета Древней Эллады. Судя по сохранившейся настенной живописи, представительницы прекрасного пола этого острова носили платья с кринолином и низким вырезом. Они любили водные процедуры, ублажали себя морскими купаниями и жаркой баней.

    В Древней Греции огромную роль в воспитании гражданина и человека играла физическая культура и естественным был культ тренированного тела. В основе идеала красоты лежит единство, гармония духа и тела. Греки считали величину, порядок и симметрию символом прекрасного. Идеально красивым был человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании.

    Художники нашли и оставили после себя меру прекрасного - так называемые каноны и модули. Тело должно было иметь мягкие и округлые формы. Эталоном красивого тела у греков стала скульптура Афродиты (Венеры). Эта красота выражалась в цифрах: рост 164 ем, окружность груди 86 см, талии - 69 см, бедер — 93 см. Прекрасным считалось лицо, которое можно было разделить на несколько равных частей (три или четыре). При трех разграничительные линии проходили через кончик носа и верхний надбровный край, при четырех - через край подбородка, по кайме верхней губы, по зрачкам, по верхнему краю лба и по темени.

    По канонам греческой красоты прекрасное лицо сочетало прямой нос, большие глаза с широким межвековым разрезом, дугообразными краями век; расстояние между глазами должно было быть не менее величины одного глаза, а рот в полтора раза больше глаза. Большие выпуклые глаза подчеркивались округлой линией бровей. Красоту лица определяли прямые линии носа, подбородка, невысокий лоб, обрамленный завитками волос с прямым пробором. Эллины большое внимание обращали на прическу. Женщины, как правило, волосы не обрезали, они укладывали их узлом или перевязывали на затылке лентой. «Античный узел» вошел в историю прически и до сих пор находит себе почитательниц.

    Юноши брили лицо и носили длинные завитые локоны, перехваченные обручем. Взрослые мужчины носили короткие волосы, круглую бородку и усы.

    В моде была красота строгая и благородная. Прежде всего ценились голубые глаза, златокудрые волосы и светлая, блестящая кожа. Для придания лицу белизны привилегированные гречанки использовали белила, легкие румяна наносили кармином - красной краской из кошенили, применяли пудру и губную помаду. Для подведения глаз - копоть от сгорания специальной эссенции.

    Женщины из народа, для которых косметические средства были малодоступными, накладывали на ночь маску из ячменного теста с яйцами и приправами.

    В Древнем Риме был культ светлой кожи и белокурых волос. Апулей считал, что вряд ли Вулкан Женился бы на Венере, а Марс влюбился в нее, если бы она не была златокудрой. Жены римских патрициев для ухода за кожей, кроме отбеливающих мазей, средств против сухости кожи, морщин и веснушек, применяли молоко, сливки и молочнокислые продукты. Во время путешествий, помимо свиты, их сопровождали стада ослиц, в молоке которых они купались. Римлянки уже знали секрет обесцвечивания волос. Волосы протирали губкой, смоченной маслом из козьего молока и золой букового дерева, а затем обесцвечивались на солнце.

    Светлые вьющиеся волосы считались идеалом красоты, и римские парикмахеры придумывали самые разнообразные завивки. В моду входили то греческие прически, то египетские а-ля Клеопатра. В период империи их сменяют высокие прически на веерообразных каркасах, с накладками из искусственных волос. У мужчин прямые, начесанные на лоб короткие волосы, лицо бритое или небольшая завитая бородка. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная так по имени римского императора Тита Веспасиана. Косметические средства для повседневного туалета богатых римских дам изготавливались в домашних условиях, а уход за кожей и волосами проводили специально обученные молодые рабыни под надзором более пожилых и опытных женщин.

    Римляне были знатоками гигиены, они широко практиковали массаж и частые купания в банях (термах), где имелась холодная и горячая вода, ванны, парные, комнаты отдыха и гимнастические залы.

    С упадком Рима эпоха воспевания красоты сменилась культом аскетизма, отрешенности от радостей восприятия мира. В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею - недозволенным. Они драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру (ширина одежды к росту составляет 1:3). Под чепчиком полностью прятали волосы, был предан забвению весь арсенал средств для улучшения внешности, которые были так популярны в античные времена.

    Архиепископ кентерберийский Ансельм публично провозгласил блокирование волос нечестивым занятием.

    Идеал женщины олицетворяла пресвятая дева Мария удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот.

    Важным поворотным моментом в восприятии красоты становится рубеж XII-XIII веков, когда культура приобретает более светский характер. Накопление богатств и стремление к роскоши в рыцарской среде породили идеалы, весьма далекие от аскетизма и умерщвления плоти. В XIII веке расцветает поклонение «прекрасной даме». Трубадуры восхваляют королев рыцарских турниров, их тонкий гибкий стан, подобный виноградной лозе, светлые волосы, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, пышные кудри, глаза ясные и веселые, кожу, подобную персику, губы алее, чем вишня или роза летней поры. Женщину сравнивают с розой - она нежна, хрупка, изящна.

    В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки - босы. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу. Грандиозные головные уборы.

    В эпоху раннего Возрождения бледный цвет лица и длинные шелковистые пряди белокурых волос стали канонами красоты женщин Флоренции. Великие поэты Данте, Боккаччо, Петрарка и другие прославляли белоснежную кожу. Идеальными считались стройная «лебединая шея» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки.

    Высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты. Вместо тонких, стройных подвижных фигур торжествуют пышные формы, могучие тела с широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч.

    В моду входит особый, так любимый венецианками золотисто-рыжий цвет волос, - цвет, который позже стали называть «цветом Тициана».

    Монах валламброзаского ордена Аньоло Фиренцуола в трактате «О красоте женщин» дает нам свое представление об идеале красоты в эпоху Ренессанса: «Ценность волос настолько велика, что, если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной… волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же меду, или же горящим лучам солнечным.

    Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна: кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения… Плечи должны быть широкими… На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза.

    Самые красивые ноги - это длинные, стройные, внизу тонкие, с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми…».

    Именно такой тип красоты изображен на полотнах Тициана «Любовь земная и небесная», «Портрет дамы в белом» и портретах многих мастеров венецианской школы XVI века, в творениях Рубенса, Рембрандта, Гальса и других художников этого времени.

    В конце XVI столетия (эпоха рококо) идеал красоты как выражение вкусов высшей аристократии отходит от строгих классических форм: прическа становится нарочито увеличенной формы, волосы для этой цели взбивались тупеем, а в случае необходимости дополнялись фальшивыми. В моду входят парики, причем не только для женщин, они становятся обязательными и для мужчин. Для создания причесок использовали различные приспособления - проволочные каркасы, обручи, ленты, волосы густо обсыпали пудрой. Такие чудеса парикмахерского искусства были очень дорогими, на их создание уходило много времени, так что дамы пытались их как можно дольше сохранить, неделями не причесывались и не мыли голову, лицо и руки лишь смачивали одеколоном. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. О французском короле Людовике XIV было известно, что он моется только весной.

    Главными признаками красоты считали белизну кожи и нежный румянец. Однако в связи с эпидемией оспы почти не было женщин, которые не имели бы каких-либо дефектов кожи. Для того чтобы скрыть эти дефекты и еще больше оттенить белизну лица, распространился обычай украшать лицо маленькими круглыми пластырьками-мушками.

    Нарочитая сложность извилистых форм, присущая стилю рококо подчеркивалась во всем и в прическе, и в декоративной косметике, и в одежде. В моду вошли огромные, иногда до метра высотой, головные уборы; декольте смело открывало грудь, которая поддерживалась с помощью корсета. Платья на кринолинах перегружали мехами, лентами, кружевами, длинными шлейфами. Этикет двора Людовика XIV определял размеры шлейфов: у королевы - 11 ярдов (1 ярд равен 119 сантиметрам), у дочерей короля - 9 ярдов, внучек короля - 7 ярдов, у принцесс королевской крови- 5 ярдов, у прочих принцесс и герцогинь - только 3 ярда.

    Один из хронистов XVI столетия приводит свою, довольно оригинальную и совершенно нестандартную, формулу женской красоты, кратную числу три.

    По его мнению, у красивой женщины должны быть:

    Три белые — кожа, зубы, руки

    Три черные — глаза, брови, ресницы.

    Три красные — губы, щеки, ногти.

    Три длинные — тело, волосы и руки.

    Три широкие — грудная клетка, лоб, расстояние между бровями.

    Три узкие — рот, плечо, ступня.

    Три тонкие — пальцы, волосы, губы.

    Три округлые — руки, торс, бедра

    Три маленькие — груди, нос и ноги.

    18 век был веком расцвета женских причесок и париков. Придворный парикмахер французской королевы Марии Антуанетты, знаменитый Леонар Боляр, был создателем причесок, составляющих единое целое с головным убором. В них находили отражение даже международные события. Им была изобретена прическа «а-ля фрегат», посвященная победе французского фрегата «Ля Бэль Пуль» над англичанами в 1778 году.

    В конце XVIII столетия складывается новый стиль, эстетические идеалы которого заимствованы из античного мира (стиль ампир). Одежда и прическа повторяют элементы античности, выходят из моды парики, румяна, мушки. Декоративная косметика приближается к естественным тонам и не становится самоцелью.

    Не раз менялся идеал красоты в XIX веке. В самом его начале в моду входит одежда с сильно завышенной талией (под грудью), сшитая из тонких, полупрозрачных тканей, мягко обволакивающих фигуру. Затем, к 30-40-м годам талия опускается на свое обычное место, туго затягивается корсетом, а юбки становятся пышными, широкими. В 80-е годы в моду входят турнюры - объемные драпировки и банты сзади, к низу от талии. Силуэт фигуры в профиль приобретает необычайно женственную S-образную изогнутость. Но в целом мода XIX века тяготела к искусственности. Все естественное, натуральное казалось грубым, примитивным. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело были признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность.

    Императрица Евгения, жена Наполеона III, была блондинкой. Чтобы доказать свою преданность императору, француженки подражали ей во всем, даже в цвете волос. И тогда парижский парикмахер Гуго нашел простой способ обесцвечивания волос перекисью водорода. Вскоре в высшем обществе не осталось ни одной темноволосой дамы.

    В течение столетий те или иные изменения идеалов красоты, формы и кроя одежды отражали эстетические требования элиты - небольшой привилегированной части общества, Характер одежды строго соответствовал сословным различиям. Дворяне, купцы, ремесленники, крестьяне - для каждого сословия существовали определенные формы и виды одежды, тканей и украшений.

    Развивались физкультура и спорт. На парадах женщины выступали наравне с мужчинами. Теннис, велосипед, плавание, волейбол стали массовыми видами спорта. Если раньше идеалом женственности были изящество и утонченность, нежная округлость форм, то теперь модным эталоном стала худощавая, спортивная женская фигура с широкими плечами, небольшой грудью, узкими бедрами я длинными ногами, то ее фигура, похожая на мужскую. Женские платья, блузы и жакеты стали прямыми. Одежда укоротилась настолько, что лишь немного прикрывала колени. Талия не подчеркивалась вовсе. А самые отчаянные модницы бинтовали грудь, чтобы oна была как можно более плоской.

    Конечно, такая одежда украшала очень немногих. Поэтому не было ничего удивительного в том, что в 30-е годы мода вернулась к приталенным формам, которые гораздо больше соответствовали естественным пропорциям женской фигуры и в какой-то степени возвращали привычный женский образ.

    Эталоном красоты становится романтическая женщина с кукольным лицом, маленьким, пухлым, ярким ртом, с мелкой завивкой - перманентом. И по-прежнему в моде высокая, худощавая фигура с довольно широкими плечами, тонкой талией и узкими бедрами. (Именно такой стала идеальная фигура манекенщицы, такой она остается и теперь.)

    Надвигалась вторая мировая война. В женской одежде стали появляться подплечники, благодаря которым она приобретала более четкие очертания, отдаленно напоминающие военную форму. А потом началась война, в которой женщины принимали самое активное участие. И вполне естественно, что модная женская одежда стала еще больше походить на военную форму - широкие приподнятые плечи (теперь уже с массивными плечевыми прокладками), затянутая талия. Короткие юбки как бы по контрасту подчеркивали женственную округлость ног. Такая одежда, дополненная туфлями на высоких каблуках и толстой подошве «танкетке» (само название было сугубо военным), сохранялась в моде вплоть до 1947 года.

    В это время женщины почти не пользуются макияжем, лишь иногда подкрашивают ресницы тушью и красят губы. В моду входят короткие стрижки по типу мужских.

    Но война прошла, и возникло естественное желание забыть об ужасах и лишениях. Хотелось спокойной, тихой, мирной жизни. И мода провозгласила новый образ. Его творцом стал известнейший французский модельер Кристиан Диор. Это была своего рода революция. Диор упразднил плечевые прокладки, которые в течение нескольких предшествующих лет были неотъемлемой принадлежностью всех без исключения женских платьев, блузок, жакетов и пальто. Плечи теперь стали плавно покатыми. Втачные рукава все чаще заменялись цельнокроенными и регланом. Шею обрамляли изящные маленькие воротники. Напуск на талии сменился мягким облеганием, красиво обрисовывающим стан. Юбки резко удлинились, закрыв икры ног, обутых в «туфли-тапочки» (их еще ласково называли «галошками»). Обувь на плоской подошве делала походку более плавной и свободной. Появились нижние юбки и прозрачные капроновые блузки.

    Женщины опять начинают проявлять интерес к декоративной косметике. Особое внимание они уделяют глазам, Верхние веки подводят цветными тенями, с четко удлиняющим глаза контуром по ресничному краю. В моду входят объемные прически (начесы).

    Однако к концу 50-х - началу 60-х годов юбки снова стали укорачиваться, во многих случаях превращаясь в «бочонки». И вскоре произошел еще один переворот. Появились «платья-рубашки» - прямые, свободные, не отрезные в талии. Казалось бы, что тут особенного? Просто очередное изменение формы. В 20-е годы уже носили нечто аналогичное. Какая разница?

    Разница была, и очень существенная. Раньше прямую, не приталенную одежду носили все женщины. Модный силуэт был одинаковым для всех. А теперь прямые платья можно было носить по-разному- с поясом, четко обозначающим талию, с поясом на бедpax или вообще без пояса. Как кому идет. То есть это была первая заявка на свободу выбора. Мода переставала покорно служить избранным. Она вынуждена была прислушаться к реальным требованиям большинства. И если поначалу она избавилась только от корсетов, излишней длины и множества ненужных деталей, чтобы стать удобной, простой и доступной всем, то теперь она сделала новый, хотя еще и робкий, шаг навстречу большинству. Художники стремились создать одежду, соответствующую духу времени - лаконичную, четкую, выразительную по форме, не загроможденную «фасончиками» и позволяющую каждому носить ее по-своему. Однако до настоящей свободы было еще далеко.

    По существу одна и та же форма, одни и те же пропорции предлагались всем подряд и не на один год. Начались поиски разных форм, силуэтов, пропорций, с тем, чтобы каждая женщина могла выбрать то, что ей больше подходит.

    В этом направлений был сделан еще один решительный шаг - в моду вошли женские брюки, причем в качестве полноправной одежды, такой же, как юбки. Одновременно стали стремительно укорачиваться платья и юбки. С наступлением каждого нового сезона они казались слишком длинными, как будто в прошлый раз от них не было отрезано по 5-7 см. Началось триумфальное шествие мини-длины, сначала, как обычно, встреченной в штыки, а затем укоренившейся повсеместно.

    Почему возникла эта мода? Ведь практической необходимости в такой короткой одежде не было, особенно если вспомнить, что коротким было все. Исключения не составили даже зимние пальто. Нужен был вызов общепринятым нормам. Это было необходимо чисто психологически. Дело в том, что изменения моды возникают под влиянием различных обстоятельств. С одной стороны, это практические, социальные требования, связанные с изменениями условий жизни, а с другой - всегда свойственная человеку потребность обновления, смены впечатлений. Очень хорошо сказал об этом французский модельер Поль Пуаре: «…человек, единственный из всех животных, изобрел одежду и, расплачиваясь за это, обязан ее изменять, никогда не останавливаясь на одной и той же форме».

    Таким образом, возможности выбора расширились еще больше. Мы могли носить прямую одежду, приталенную или полуприлегающую. Если нам не хотелось привлекать внимание к своим ногам, мы могли заменить мини-юбку брюками. И все же полная свобода выбора не наступила. Рамки моды раздвинулись, но оставались достаточно жесткими. Брюки были одинакового покроя, юбки одной длины.

    Нужен был еще один резкий сдвиг, еще одно ниспровержение принятых норм и традиций. Нужно было раз и навсегда покончить с элитарностью моды и решительнее повернуть ее в сторону реальной жизни подавляющего большинства людей, жизни трудовой, напряженной, с ее все ускоряющимся ритмом и все более сложными проблемами.

    Именно это и произошло в середине 70-х годов, когда ключевые позиции в моде занял джинсовый стиль, самый демократичный и популярный из всех, когда-либо приходящих в моду. Его популярность возрастала в геометрической прогрессии, и это привело бы к унылому синему однообразию, если бы вдогонку не, пришло такое же массовое увлечение фольклорными мотивами. На джинсовых куртках и юбках появились яркие вышитые букетики, потертые джинсовые брюки стали надевать со светлыми, вышитыми крестиком, блузками, извлеченными из бабушкиного, сундука.

    Тогда впервые возник интерес к старине. Юноши доставали с антресолей кожаные «комиссарские» куртки и пальто своих дедов. Мы перестали легкомысленно выбрасывать старые, уникальные вещи - мебель, посуду, подсвечники, чернильные приборы, ступки и тому подобную милую, уютную мелочь. Чем быстрее становился ритм нашей жизни, чем стремительнее человечество завоевывало все новые и новые рубежи технического прогресса, тем естественнее становилось желание не потерять корней, найти моральную опору в прошлом, воспротивиться стандартности окружающей среды, внести в свой быт нечто индивидуальное, своеобразное, сохранить какие-то предметы, пусть даже не слишком нужные и практичные, но согретые теплом живых человеческих рук, трудившихся когда-то над их созданием. Этим отчасти было подготовлено и последуюищие изменение моды. В ее развитии есть одна закономерность.

    Чем популярнее становится стиль одежды, те или иные ее формы, тем скорее им на смену должно прийти что-то другое. И вот, отодвинув на второй план джинсовую одежду, на рубеже 1978-1979 годов в моду вошел совершенно иной по характеру стиль одежды.

    Это был стиль ретро, отличительной чертой которого стало обращение к мотивам прошлых лет, а именно 40-х и 50-х годов. Дело в том, что джинсовая мода с ее непритязательностью, с решительным отказом от традиционных представлений об элегантности создала для нас массу удобств. В джинсах, можно было ходить везде и всюду, с утра и до вечера. Их носили все - взрослые и дети, мужчины и женщины, главным образом, конечно, молодые.

    Но, привыкнув к свободе и непринужденности, женщины стали забывать о своей женственности, об изяществе походки и осанки. Да и мужчины очень скоро привыкли относиться к ним как к приятелям, которых можно запросто похлопать по плечу и которых уж вовсе не обязательно пропускать вперед, не говоря уж о том, чтобы уступать место в транспорте, и о прочих «предрассудках». Одежда оказывает гораздо большее влияние на наше поведение, манеры и взаимоотношения, чем это принято считать. Разумеется, все это происходит бессознательно, но мода и относится к области бессознательного. Это потом, по прошествии времени, мы начинаем понимать, чем были продиктованы те или иные ее повороты. Ничего нам не объясняя, она поражает нас своей новизной, точно, безошибочно, как перелетные птицы, угадывая направление своего пути. Вот и теперь, предложив ретро-стиль, она предоставила нам прекрасную возможность попытаться вернуть утерянную женственность.

    Причем этот стиль, возродивший классические формы и виды одежды, казалось бы, больше подходил взрослым, солидным людям. Но он был для них не интересен. Они такую одежду, пусть не точно такую, но очень похожую, носили в молодости. Надетая теперь, после «мини» и «джинсовки», она их беспощадно старила. А вот для молодых ретро-стиль таил в себе необычайную прелесть. Перед ними раскрывалась чудесная возможность перевоплощения. Девчонки, только что носившие джинсы, в которых они, можно сказать, выросли, которые стали для них буквально второй кожей, преображались на глазах, надев удлиненные юбки, классические костюмы, платья с женственными, романтичными отделками.

    Однако на то и существует мода, чтобы постоянно меняться и заставлять нас пересматривать свое отношение к одежде. Стиль ретро, в общем то мало практичный, оказался слишком обязывающим, в какой-то степени претенциозным, а потому годился не для всех и не всегда. Этот стиль сохранился в моде для нарядной, а также для сугубо официальной одежды (в классических вариантах). Что же касалось обычной, повседневной, универсальной одежды, то здесь требовалось нечто иное.

    Поэтому, несмотря на всю свою привлекательность, ретро-стиль продержался всего полтора сезона. В 1980 году решительно и спокойно, как человек, абсолютно уверенный в своей правоте и незаменимости, в моду вошел спортивный стиль. Именно тогда появились стеганые куртки и пальто, такие же брюки и комбинезоны, а также кроссовки - словом, все то, что раньше считалось сугубо спортивным. Уютная, свободная, практичная, лишенная какой бы то ни было манерности, претенциозности, эта одежда прекрасно сидела на любой фигуре, создавая ощущение спокойной уверенности в себе, бодрости, ловкости и, если так можно выразиться, физической полноценности.

    Одежда спортивного стиля сразу же нашла горячих приверженцев среди молодежи, но затем довольно скоро перекочевала в гардероб взрослых людей, которые оценили ее удобство, практичность и то, что она помогала выглядеть моложе.

    Казалось бы, наконец-то найден оптимальный вариант, устраивающий всех и наиболее точно отвечающий жестким реалиям нашей напряженной жизни. Но… мода перестала бы быть модой, предложив нечто стабильное, пригодное на все времена. Люди постарше знают, что всякое новшество вначале слегка шокирует нас своей неожиданностью, а потом мы входим во вкус, привыкаем, и нам кажется, что только такая одежда красива, удобна, разумна, практична и что только так мы теперь и будем одеваться. Затем мода меняется, и все повторяется сначала.

    Так вот, по прошествии некоторого времени выяснилось, что уютный, спокойный, демократичный спортивный стиль удивительно однообразен по настроению. Ведь одежда не просто сочетание форм, линий, складок, пуговиц, карманов и т. п. В ней всегда присутствует какое-то настроение. Она бывает серьезная и кокетливая, скучная и веселая, строгая и небрежная. Фасон, детали, цвет и рисунок ткани — это то, из чего складывается настроение. Например, легкие оборки, воланы, кружево, особенно в нежных светлых тонах, создают чистый, поэтический образ, а классическая белая блузка с глухой застежкой, дополненная галстуком или маленьким черным бантиком, создает ощущение строгости.

    В развитии моды, тем более в последние десять лет, такие понятия, как образ, настроение, стиль, стали играть гораздо большую роль, чем раньше. Привычные характеристики моды - длина одежды, форма воротника или покрой рукава - важны лишь постольку, поскольку с их помощью создается какой-то образ. Если образа нет, одежда скучна, невыразительна.

    Одежде спортивного стиля свойственна некоторая схематичность, как бы заданность решений - известная система оформления застежки, карманов, характерный покрой, фурнитура (молнии, кнопки и т. п.), строчка, закрепляющая края деталей, то есть некоторая ограниченность в использовании тканей и декоративных приемов, приводящая к однообразию.

    Естественно, возникла потребность в новых образах. Вместе с тем с практической точки зрения спортивный стиль был очень хорош и потому оказал влияние на дальнейшее развитие моды. Характерные для него приемы кроя, свободные формы, четкая технология, карманы, молнии и кнопки, отделочная строчка стали широко применяться даже в традиционных классических вещах, вплоть до нарядных, вечерних платьев. Мы настолько привыкли к удобству и свободе обращения с одеждой, что теперь известная французская поговорка «Чтобы быть красивой, надо страдать» вызывает у нас улыбку.

    Но для того чтобы наша практичная, в высшей степени функциональная одежда наполнилась новым стилевым содержанием, мода обратилась к поиску новых образных решений, которые могли ассоциироваться с историческим костюмом, причем не вообще, а с одеждой конкретных исторических, литературных персонажей и киногероев, с фольклорными образами и т, п.

    Конечно, наиболее яркое выражение все это нашло в молодежной моде. Тут были и мушкетеры, и первые авиаторы, и Том Сойер, и чеховские, диккенсовские образы, и решения, навеянные различными стилями в искусстве, такими, как готика, ренессанс, барокко, и карнавальные, театральные образы. И одновременно с этим вновь появился интерес к классическому стилю и резко увеличившихся (еще с момента появления «Дутых» спортивных курток) объемах то и дело звучали мотивы моды 50-х годов. В новых пропорциях и благодаря новой манере одеваться и носить как сами вещи, так и дополнения, украшения, более смело и живописно строить весь ансамбль одежды эти мотивы звучали свежо, современно и очень забавно. Мода не давала нам терять связь с прошлым, гарантировала максимум комфорта и непринужденности и вдобавок ко всему предоставила полную свободу выбора не только форм и силуэтов, но и стиля одежды в соответствии с индивидуальностью каждого. И это стало еще одним, пожалуй, самым важным завоеванием. Мода окончательно утратила свою элитарность.

    Длина, объем, пропорции, образное, стилевое решение - все теперь стало зависеть от фантазии, вкуса, характера, внешних данных каждого из нас.

    Конечно, в тот или иной период времени какой-то стиль, какие-то формы становятся в моде главными, ведущими. Другие на время как бы уходят в тень, но мода от них не отказывается. Так, в 1987 году после всеобщего увлечения большими объемами все большую привлекательность стали приобретать приталенные, женственные формы. Но это не означало, что, надевая свободную, объемную одежду, мы рисковали выглядеть смешными и старомодными. Или вновь вошедшая в моду длина «мини» вовсе не обязывала всех женщин укорачивать свои платья, юбки и пальто так, как это было когда-то. Наряду с короткими художники предлагали модели любой другой длины.

    Если проследить развитие моды приблизительно за последние четверть века, то мы увидим, что ни одно из сменившихся за это время направлений не уходило бесследно. От каждого оставалась и остается какая-то интересная находка, какое-то рациональное зерно, то, что позволяет использовать это направление в дальнейшем. Так было с джинсовой одеждой, которая за это время, казалось бы, могла уже давно выйти из употребления, но тем не менее жива и по сей день. Сама жизнь не дает ей исчезнуть. И, понимая это, художники постоянно придумывают варианты обновления «джинсовой темы». Тут было все - и спортивный стиль, и «корсетный», и клеши, и «бананы», и с вельветом, и с искусственным мехом, и с кожей, и с вышивками, и с кружевами. И цвета были разные - от густого синего индиго до пресловутой «варенки».

    Или, несмотря на то что спортивный стиль ушел с передовых позиций, уступив место более интересным и разнообразным трактовкам, мы по-прежнему с удовольствием носим удобные, ладные стеганые куртки и другие аналогичные вещи. А «платья-рубашки», пришедшие в моду в конце 50-х - начале 60-х годов и благополучно здравствующие и поныне? А широкие юбки в фольклорном стиле, короткие и длинные, с оборками и нижними юбками, в разнообразнейших комбинациях тканей? А изящные, женственные нарядные платья в стиле ретро разных периодов XX века? А строгие классические костюмы, жакеты, приталенные или в стиле мужского пиджака, которые мы не перестаем носить в самых разных вариантах ансамбля? Наконец, те же брюки, ставшие неотъемлемой частью женского гардероба. Подвергшиеся стольким изменениям, даже в какой-то момент совершенно вытеснившие из обихода юбки платья они вошли в моду так давно и, надо полагать еше надолго останутся в нашем обиходе.

    Вместе с тем для современной моды очень характерно смешение стилей. Это может быть заметно не только в фасоне какого-то конкретного изделия, но и в том, как мы сочетаем друг с другом отдельные предметы одежды, обувь, украшения, сумки, перчатки, шапки и т. д. В дальнейшем мы остановимся на этом подробнее, постараемся привести как можно больше конкретных примеров, показать на них, из чего складывается тот или иной стиль одежды.

    Мода постоянно меняется, хотя многое из того, что она предлагает сегодня, может быть использовано и в дальнейшем. Тем не менее мы сочли себя вправе дать лишь общую характеристику современной моды показать основную направленность в ее развитии. Что касается практических советов, рекомендации о том, как научиться красиво одеваться, как выбирать себе одежду, здесь мы исходили из того, что есть какие-то подходы, принципы, которые сохраняются долго и не теряют своего значения, как бы ни менялась мода. Питання про час і місце виникнення астрології складний, оскільки достовірних відомостей про ранніх етапах становлення астрологічних навчань недостатньо. Деякі дослідники відносять виникнення астрології до періоду мустьєрської епохи (близько 40-100 тис. років тому), коли відбувалися фіксації […]... Несколько советов по правильному питанию Женщины любят комплименты по поводу их привлекательности, необыкновенности, нового платья и конечно же возраста. И какое это счастье - услышать, что на вид ей не более… Женщины, которые хорошо выглядят, […]...

  • Многочисленные исследования свидетельствуют: без регулярных занятий физической культурой деятельность функциональных систем организма начинает ухудшаться уже с 13 (!) лет. А наши дети стали недопустимо мало двигаться. Сидят в школе, за приготовлением уроков, у телевизора… Движение, […]...
  • Научившись делать общий массаж, мы без труда освоим и точечный. Он ограничивается малым участком кожи, точкой, называемой рефлексогенной зоной. Заболевание только начинается, а зоны уже меняют свою чувствительность, сигналя нам об опасности. В этот период […]...
  • Правила поведения в обществе существуют с незапамятных времен. Однако мы зачастую мало используем могущество этикета, путаемся в его многочисленных предписаниях. Утром мы входим, точнее, протискиваемся в автобус. Кого-то при этом случайно задеваем. В ответ нас […]...
  • Если сравнить уход за лицом с работой художника над картиной, то наложение макияжа является тем самым завершающим этапом, когда новое творение предстает перед миром. Действительно, процесс макияжа представляет собой своего рода волшебное действо, залог успеха […]...
  • Дарить цветы – традиция, которая пришла к нам из Франции XVI столетия. На тот момент, правда, цветочные композиции использовались исключительно в целях ароматизации помещения, да и композиций как таковых не было – правила составления букетов […]...
  • Нельзя точно сказать откуда произошло удивительное название камня. Одни говорят, что он назван в честь Сибирской реки Чары, другие утверждают, будто камень получил своё имя из-за умения очаровывать своей красотой и загадочностью. На сегодняшний день […]...
  • С возрастом (условно после 30 лет) нежная, гладкая и эластичная кожа начинает постепенно стареть: уменьшается выделение кожного сала, ослабевает гидратация кожи, в ней замедляются обменные процессы. Кожа становится более сухой, тонкой, теряет упругость, и на […]...
  • Чем полезен бег? Существует мнение, что человек бегает не столько ногами, сколько легкими и сердцем. И это совершенно справедливо. Чтобы обеспечить потребность организма в кислороде, сердцу и легким приходится значительно усиливать свою работу. Ведь если […]...
  • Вряд ли кому неизвестно состояние укачивания, сопровождающееся головокружением, тошнотой, потливостью, шумом в ушах. Укачиванию - в автомобиле, в самолете, на пароходе- прежде всего подвержены люди с повышенной возбудимостью вестибулярного аппарата. Но укачать может и здорового […]...
  • Начиная заниматься ритмической гимнастикой, каждая девочка ставит перед собой цель стать здоровее, стройнее, научиться красиво двигаться. Но отнюдь не каждая ее достигает. Не хватает дисциплинированности, упорства, осознанного отношения к занятиям. Поэтому всем, кто начал заниматься […]... Коррекция формы лица при помощи очков. Давно уже прошли те времена, когда над людьми с проблемами зрения подшучивали, считая их менее привлекательными, и сейчас уже никого не удивишь очками в повседневной носке, однако по-прежнему создается […]...
  • Выбор украшений чаще всего зависит от тех обстоятельств, в которых мы их надеваем. Так, можно смело предположить, что те украшения, которые соответствуют образу деловой женщины, будут несовместимы с таковыми, которые стоит надеть на вечеринку. Также […]...
  • Традиционно считается, что рыжим более всего к лицу зеленый цвет – и это действительно так! Трудно вообразить себе цвет, который так же хорошо подчеркивал бы все сильные стороны вашей внешности. Цвета бутылочного стекла, мха, молодой […]...
  • С приходом осени самое время задуматься о выборе перчаток – ведь они не только являются стильным дополнением вашего образа, но еще и сохраняют в тепле и уберегают от негативных погодных воздействий чувствительную кожу рук. Перчатки […]...
  • Если раньше бижутерия была скорее показателем низкого финансового достатка, то нынче никого не удивишь смелыми, веселыми и забавными серьгами, браслетами и бусами, выполненными из самых разнообразных неблагородных материалов. Однако вместе с появлением большого количества украшений […]...
  • История коктейльного платья, занявшего нынче прочные позиции в женском гардеробе, насчитывает почти сотню лет, что не так уж и много в сравнении с другими нарядами. Платье «облегченного фасона», не вечернее, но и не повседневное, появилось […]...
  • Средства для укладки (муссы, гели, пенки) часто обладают защитными свойствами, и их применяют в непогоду. Работать с ними следует осторожно, т. к. в некоторых случаях они могут стать причиной появления перхоти. Поэтому очень важно правильно […]...
  • Сначала о летнем отпуске, которого мы ждем с таким нетерпением. Отпуск - это своего рода праздник, когда можно отключиться от всех забот, выспаться, загореть, стать красивой, привлекательной. Готовясь к нему, многие женщины специально шьют нарядные […]...
  • Аромат духов прежде всегда был неотступным спутником яркого женского образа – и «приживался» в нем настолько, что дамы очень редко изменяли ему с другими парфюмерными новинками. Сейчас ситуация во многом изменилась, аромат теперь можно выбирать […]...
  • Такой аксессуар, как женская сумочка, может стать как отличным дополнением к существующему яркому образу, так и привести к полному фиаско, казалось бы, тщательно подобранного наряда. Останавливая свой выбор на той или иной модели, девушки обыкновенно […]...
  • Со скольких лет следует начинать пользоваться декоративной косметикой – и действительно ли от нее бывает порой больше вреда, чем пользы? Ведь бытует мнение о том, что на молодом симпатичном личике все и так в полном […]...
  • По своей переменчивости мода проигрывает только погоде, хотя это вопрос спорный. Более того, меняется мода не только на одежду, стили или аксессуары, но и на женскую красоту. Признанная красавица одной эпохи, через полвека может считаться дурнушкой (но мы-то с вами знаем, что некрасивых женщин не бывает). Во все времена на капризы мод очень чутко реагировали художник, поскольку всегда стремились изображать самых красивых женщин своей эпохи.

    Древняя Греция и Рим

    К сожалению, о женских идеалах Античности приходится судить по фрескам и скульптурам, полноценных живописных произведений не сохранилось. В Древней Греции эталоном женской красоты считались богиня Афродита, дама пышных форм с длинными густыми рыжими волосами. Именно такой она изображена на картине Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», правда созданной уже в 1485 году. В Древнем Риме больше всего ценили красоту женского лица, а пышность форм была на втором месте. Например, с таким прицелом создана картина «Прозерпина» (1874) Данте Россетти.

    Средневековье

    В Средние века за воспевание женской красоты можно было отправится на костер, поэтому каких-то художественных свидетельств не осталось. Демонстрировать женскую фигуру строжайше запрещалось. Одежда должна была полностью скрывать тело, а волосы прятали под головные уборы. Эталоном женской красоты были святые женщины, которые отдавали себя служению Богу.

    Эпоха возрождения

    Эпоха Возрождения носит такое название благодаря возрождению интереса к идеалам Античности, в том числе и в вопросах женской красоты. Широкие бедра, пышнотелость, удлиненное лицо, здоровый румянец - так должна была выглядеть первая красавица 15-16 веков. Именно такими изображены женщины на картинах Сандро Боттичелли, Рафаэля Санти и Микеланджело. Идеалом красоты эпохи Ренессанса можно назвать итальянку Симонетту Веспуччи, которая изображена на нескольких картинах Боттичелли «Весна» (1478), «Рождение Венеры» (1485), «Портрет молодой женщины» (1485). В эпоху Возрождения в моде был высокий лоб, и чтобы добиться такого эффекта модницы выбривали брови и линию роста волос. Это хорошо заметно на знаменитой картине «Мона Лиза» Леонардо Да Винчи.

    Эпоха барокко

    В конце 16 - начале 17 веков идеалом женской красоты были белокожие женщины (загар считался уделом крестьянок) с маленькой грудью, крошечной ножкой, бледным лицом, но с пышными бедрами. К тому же, любая аристократка должна была иметь высокую сложную прическу. Эти модные тенденции хорошо заметны на портрете фаворитки Людовика XIV мадам де Монтеспан (1670) работы Пьера Миньяра. Именно к этому периоду относится знаменитая работа Яна Вермеера «Женщина с жемчужной сережкой» (1665).

    Эпоха рококо

    Если на картине женщина больше похожа на фарфоровую куколку, окружена веерами, зонтиками, муфтами и перчатками, то можно смело утверждать, что речь идет об эпохе рококо. В начале 18 века в моду входит «легкая анорексия»: женская красота становится хрупкой, с узкими бедрами, маленькой грудью, впалыми щеками. Есть свидетельства, что для получения эффекта «впалых щек» некоторые дамы удаляли боковые зубы, оставляя только передние - красота требует жертв. Каноны красоты эпохи рококо прекрасно иллюстрируют портреты Франсуа Буше, например «Портрет маркизы де Помпадур» (1756).

    Эпоха романтизма

    Только во второй половине 19 века естественный румянец, здоровая свежесть и округлость форм вновь становятся стандартами женской красоты. А самой притягательной частью женского тела становятся округлые плечи, оголять которые было просто необходимо для любой красавицы. Именно такие женщины встречаются на картинах Адольфа Бугро, таких женщин изображали первые импрессионисты («Рождение Венеры» Бугро, «Большие купальщицы» Ренуар, «Голубые танцовщицы» Дега).

    Начало ХХ века

    «Русская Венера», «Купчиха за чаем», «Девушка на Волге» Бориса Кустодиева прекрасно иллюстрируют каноны красоты начала 20-го века. Все, чем восхищался романтизм в женщине, стало еще более пышным и весомым. 20-40 годы ХХ века

    Середина ХХ века

    Идеалом женской красоты середины прошлого века становится Мэрилин Монро. Невысокая блондинка, без каких-либо перегибов в сторону худобы или пышнотелости. Ее образ охотно использовал в своих работах основатель поп-арта Энди Уорхол.
    Говорить о дальнейшем развитии идеалов женской красоты, тем более в их связи с живописью, пока не стоит. Нужно только отметить, что история развивается по кругу, и в моду снова входят худоба и болезненность.

    Красота - одна из самых субъективных и переменчивых категорий. То, что всего несколько лет назад было эталоном женской привлекательности, сегодня уже не просто не является таковым, но даже может показаться вызывающим и неуместным. Как менялись представления о красоте в разные эпохи? И что станет эталоном в ближайшем будущем? Попробуем разобраться.

    Древний Египет (XIII-XI вв. до н. э.)

    Настоящими красавицами в Древнем Египте считались девушки с длинными и прямыми тёмными волосами, обрамляющими лицо. Об этом свидетельствуют и многочисленные изображения египтян, которые дошли до наших дней. Тогда же, кстати, появилось и первое подобие косметики: египтянки первыми научились наносить чёрную краску вокруг глаз, чтобы придать взгляду выразительность.

    Что считалось эталоном?

    • Стройная фигура
    • Высокая талия
    • Узкие плечи

    Древняя Греция (V-III вв. до н. э.)

    Древняя Греция во главу угла ставила всё мужское, и даже женская красота не сталаисключением. Идеальным считалось мужское тело, и поэтому женщины в Древней Греции очень часто стыдились своих форм, а к своему телу относились как к «неудачной копии мужчины». С изменением мышления изменились и эталоны красоты.

    Что считалось эталоном?

    • Пышные формы
    • Склонность к полноте
    • Светлый тон кожи

    Эпоха Возрождения (II в. н. э.)

    В этот период женщины считались воплощением добродетели и часто были отделены от мужчин, как в обществе, так и дома. Поведение и внешний вид женщины отражал статус её мужа. Именно поэтому на первый план в Эпоху Возрождения выходят те черты внешности, которые подчёркивают женственность и утонченность.

    Что считалось эталоном?

    • Бледная кожа
    • Пышные бедра и грудь
    • Светлые волосы
    • Высокий лоб

    Викторианская эпоха (XIX в.)

    В викторианском обществе смена идеалов красоты была тесно связана с изменением ценностей, которые пропагандировались тогда в обществе: хозяйственность, семья и материнство. Эти добродетели воплощала собой королева Виктория, в честь которой и получила название эта эпоха. Тогда в моду вошли корсеты, которые делали талию тонкой, а фигуру женщины - похожей на песочные часы.

    Что считалось эталоном?

    • Фигура «песочные часы»

    Равноправие двадцатых (1920-е гг.)

    В этот период женщины в США, получив право голоса, почувствовали равноправие и свободу. В моду вошла внешность, которая сочетает в себе и мужские, и женские черты - так называемая андрогинность: дамы стремились визуально сделать талию ниже и предпочитали бюстгальтеры, которые сплющивали грудь.

    Что считалось эталоном?

    • Мальчишеская фигура
    • Отсутствие пышных форм
    • Маленькая грудь
    • Стрижка «боб»

    Золотой век Голливуда (1930-1950 гг.)

    В это время в Голливуде был принят этический кодекс, который накладывал ограничения на роли в кино для женщин. Женственность и пышность форм снова вошла в моду: ярчайший пример воплощения женской красоты той эпохи - известная актриса Мерилин Монро.

    Что считалось эталоном?

    • Пышные формы
    • Фигура «песочные часы»
    • Тонкая талия

    Шестидесятые (1960-е)

    За последующие 10 лет стандарты красоты вновь успели перевернуться кардинально. В 60-е годы в обществе зародились феминистические настроения, а в моду вошли мини-юбки и А-силуэты в одежде. Пышные женственные формы отошли на второй план, уступив место худосочности и угловатости.

    Что считалось эталоном?

    • Гибкое и стройное тело
    • Длинные и худые ноги
    • Маленькая грудь

    Эпоха супермоделей (1980-е)

    Модным увлечением многих женщин в 1980-е годы была аэробика. Девушки начали заниматься спортом, чтобы быть в хорошей форме. Вместе с их взглядами менялся и типаж внешности, считавшейся идеальной - все девушки стремились быть похожими на супермоделей. Одним из эталонов красоты того времени стала Синди Кроуфорд: высокая, стройная, спортивная, и при этом полногрудая.

    Похожие статьи