• Биография. Береговой Георгий Тимофеевич: биография, семья, фото Космонавт георгий береговой

    11.02.2024

    Космический камикадзе
    45 лет назад был впервые успешно осуществлен полет корабля «Союз» с человеком на борту

    26 октября 1968 года корабль пилотировал не совсем обычный космонавт - уже Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, участник Великой Отечественной войны, в частности, боев на Курской дуге, 47-летний уроженец Донецкой области Георгий Береговой. Определяющим для того крайне опасного запуска в почетном перечне регалий и достижений Георгия Тимофеевича были слова заслуженный летчик-испытатель, то есть очень опытный.

    До того момента, пока Береговой окончательно, осязаемо не вернулся на Землю, коллеги считали его смертником.

    Несколько раз это страшное слово прозвучит и в только что показанном по телеканалу «Россия-1» замечательном фильме Руслана Божко и Александра Островского «Космический камикадзе. Угол атаки космонавта Берегового» (сценаристы А. Островский и А. Мержанов). И это не для красного словца. Почему называли смертником Берегового знающие люди? Потому что они действительно знали, что очередной космонавт летит на обреченном корабле: до этого погибли подряд четыре «Союза». Три первых - беспилотные. Один взорвался на стартовой площадке, два других запуска были признаны неудачными. В четвертом - «Союзе-1» - в апреле 1967 года в космос во второй раз в своей жизни поднялся Владимир Комаров. При посадке произошел сбой, и первые обгоревшие фрагменты тела летчика-космонавта нашли только через час после того, как спускаемый аппарат врезался в землю; спустя время были найдены другие, так что у дважды Героя Советского Союза В.М. Комарова две могилы: в Кремлевской стене и в оренбургской степи…

    Нет ничего опаснее запустения в чем-то значительном и важном, что еще совсем недавно привлекало внимание восхищенных современников. Именно в таком положении оказалась космическая отрасль, которая, как оказалось, держится исключительно на выдающихся личностях - от Главного конструктора до совсем не рядового Мастера на заводе, выпускавшего филигранно исполненные детали для ракет и кораблей (о нем, о Мастере, в свое время блестяще написал публицист Анатолий Аграновский). Но люди смертны. В начале 1966 года, незадолго до пятилетия со дня полета первого космонавта Земли Юрия Гагарина, не стало Сергея Павловича Королева, гениального Генерального конструктора, который отличался еще и невероятной строгостью, даже придирчивостью. И космическая отрасль вздрогнула, растерялась и, можно сказать, опустила руки. Пошли одна за другой неудачи.

    В фильме ВГТРК о космическом подвиге летчика-испытателя Берегового говорится о последующих за этим событиях так:

    «Во второй половине 60-х годов после оглушительного триумфа первых лет советская космонавтика оказалась в тупике. Тогда спасти ее сумели два внешне очень похожих друг на друга человека. У одного была власть, у другого - талант испытателя…»


    Да и фамилии их были чем-то схожи. Первым из этих двоих был Леонид Ильич Брежнев, вторым - Георгий Тимофеевич Береговой.

    Брежнев познакомился с Береговым в 1961 году, когда еще не взошел на коммунистический престол, хотя и занимал в советских верхах значительную должность. При вручении грамот Верховного Совета СССР он обратил внимание на высокого бравого украинца, удивительно похожего на него самого (спустя 8 лет это сходство нежданно-негаданно спасет Леонида Ильича от пуль покушавшегося на него не вполне адекватного ленинградца - они смертельно ранят водителя, а выбитые стекла поцарапают летчика-космонавта Берегового, ехавшего в Кремль на прием в первой машине кортежа). И когда Генсеку, занявшему сей пост в октябре 1964 года, доложили о непрекращающихся трудностях с кораблем «Союз», он сказал: «Ну там же у вас в отряде есть летчик-испытатель…»

    Береговой был зачислен в отряд космонавтов в том же 1964 году. Более молодые коллеги встретили его в штыки: «Престарелый любимчик пришел за славой». Они имели в виду то, что Береговой в свое время служил под началом видного военачальника Николая Каманина, опекавшего будущих космонавтов.

    Да только славы Береговому было не занимать. Однажды он спросил летчика-космонавта Жолобова: «Виталька, ты какого года?» - «1937-го», - ответил тот. «А я этот шлемофон ношу с 37-го». Окончив енакиевский аэроклуб вместе со старшим братом (Михаил Тимофеевич, ныне генерал-лейтенант-инженер, участвовал в съемках фильма о младшем брате), Георгий стал профессиональным летчиком. С первых дней Великой Отечественной войны участвовал в воздушных боях. Летал на штурмовике Ил-2, который немцы звали «чумой», т.е. «черной смертью», если дословно. «Летающий танк» был живуч и в силу этой живучести вездесущ, и именно поэтому наш герой сказал о Ил-2: «Против него действуют все виды оружия».

    Пилотом Береговой оказался изобретательным. Однажды, увидев превосходящие силы противника, приказал ведомым перейти в режим бреющего полета, и они действительно опустились до высоты полтора-два метра (!) над полем подсолнечника, так что напрочь сбривали головки самых высоких подсолнухов - но ведь выжила эскадрилья! Потом боевые товарищи сказали ему: «Жорка, с тобой жить и воевать можно».

    Его сбивали три раза, но он уходил от смерти. В 23 года стал Героем Советского Союза.


    На фронте Георгий Береговой не расставался с изданной в СССР книжкой американского пилота Джимми Коллинза «Летчик-испытатель» и после окончания войны сам стал летчиком-испытателем. Первым - и крайне серьезным испытанием из множества других стал для него МиГ-15. Самолет преследовали аварии. Он срывался в штопор не так, как другие, совершенно неожиданно для летчиков. Береговой первым разгадал нрав реактивного истребителя и заслужил прозвище… товарищ Штопор. С тех пор все военные летчики стали летать по науке Берегового. Учитель Георгия Тимофеевича в космонавтике, моложе его на 13 лет, прославленный летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Архипович Леонов сказал о нем в фильме так: «Для него крылья были продолжением его рук».

    Так что вовсе не за славой пришел Береговой в космонавтику. Теперь можно сказать, что привела его сама судьба - кто бы, кроме него, разгадал нрав «Союза»?

    Траги-мистическую роль в судьбе самого Берегового, а значит, и «Союза», и всей нашей космонавтики неожиданно сыграл Юрий Гагарин. Он почему-то говорил Георгию Тимофеевичу: «Пока я жив, ты в космос не полетишь». Об этом крайне неприятно думать - ведь все мы очень любили веселого Гагарина и очень уважали серьезного Берегового - но так и случилось. Летчик-космонавт Гагарин погиб весной 68-го, а осенью того же года было принято решение послать в космос летчика-испытателя Берегового.

    На показанной в фильме фотографии Георгия Берегового перед стартом он так радостен, так доволен, что его трудно узнать. Словно кто-то написал на его лице: «Нас не догонишь!» - хотя на самом деле он говорил по-другому: «Всё, больше меня не схватят». То есть не отлучат от полетов, не остановят.

    Удачный старт. Выход на околоземную орбиту. Первый виток. Подлет к беспилотному кораблю, с которым надлежит состыковаться… И - неудача. Повторить попытку стыковки оказалось невозможно - топлива осталось только на посадку.

    Он не знал, что для всех в космической отрасли уже одна только тассовская фраза «Все системы корабля работали нормально» была победой, добился которой этот совсем не молодой летчик-испытатель с реальным военным прошлым.

    Береговой не сразу понял, что произошло в космосе. А потом каким-то чутьем осознал, что корабль подошел к беспилотнику в перевернутом виде, - необычное состояние невесомости на первых порах не позволяет космонавту сориентироваться в пространстве. Но отчет о полете и возможных недочетах конструкции корабля он составил очень подробный.

    Позже инженеры назовут приказ состыковаться на первом витке глупым, но для Георгия Тимофеевича это было слабым утешением. До конца дней ему казалось, что он «не выполнил задания».


    Хотя на самом деле он его перевыполнил. Генерал-майор медицинской службы Владимир Пономаренко сказал в фильме: «Он, Береговой, был первым космонавтом, который не побоялся сказать конструкторам то, то и то, что счел неудачным в конструкции космического корабля». Он не стал оправдываться - он искал причины. Нашел и, по сути, стал со-конструктором «Союза», который и по сей день считается самым надежным космическим кораблем.

    Корабль отличный, и рассказ о спасшем его репутацию человеке тоже отличный. Только один вопрос не дает покоя: почему такой прекрасно сделанный, такой нужный хотя бы для примера другим, более молодым людям, чтобы помнили о государственном значении космонавтики, фильм показали уже после полуночи, за пять минут до исполнения государственного Гимна? Нет ответа…

    Татьяна Корсакова
    Специально для Столетия


    Космический камикадзе. Угол атаки космонавта Берегового


    Документальный фильм студии Роскосмоса "Космический камикадзе. Угол атаки космонавта Берегового".
    «Союз». Самый надёжный в истории освоения космоса корабль. Он создавался для полёта к Луне. Но к ней не полетел. Он вообще отказывался летать. В начале своей истории он терпел аварию за аварией... Он убил космонавта... И, возможно, своей нынешней славой «Союз» обязан одному человеку, который всё же укротил строптивый корабль. Этот человек вообще не должен был стать космонавтом. Но череда катастроф «Союза» заставит командование отправить на орбиту именно его. Это фильм о судьбе дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР Берегового Георгия Тимофеевича.

    Родился 15 апреля 1915 года на Украине, в селе Фёдоровка, ныне Карловского района Полтавской области, в семье служащего. После окончания средней школы в 1938 году, начал свою трудовую деятельность на Енакиевском металлургическом комбинате. В том же году ушёл в Красную Армию. В 1941 году окончил Ворошиловоградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.

    Участник Великой Отечественной войны с июня 1942 года. Был рядовым лётчиком, затем - командиром звена, заместителем командира эскадрильи. Сражался на Калининском, Воронежском, 1-м Украинском и других фронтах.

    К апрелю 1945 года, командир эскадрильи 90-го Гвардейского штурмового авиационного полка (4-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Гвардии капитан Г. Т. Береговой совершил 108 боевых вылетов. Бомбил и штурмовал вражеские танки, артиллерийские батареи, речные переправы и эшелоны, 3 раза был сбит, 3 раза горел в самолёте, но всегда возвращался в строй.

    За мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, 26 октября 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза.

    В 1945 году окончил высшие офицерские курсы, а в 1948 году и курсы лётчиков - испытателей. В 1948 - 1964 годах работал лётчиком - испытателем. Освоил более 60 типов самолётов. Без отрыва от основной работы в 1956 году окончил Военно - Воздушную академию (ныне имени Ю. А. Гагарина). 14 апреля 1961 года был удостоен звания "Заслуженный лётчик - испытатель СССР".

    В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов. 26 - 30 Октября 1968 года совершил космический полёт на космическом корабле "Союз-3". За совершение космического полёта, 1 ноября 1968 года награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза. В 1972 - 1987 годах - начальник Центра подготовки космонавтов. В 1987 году в звании генерал - лейтенант авиации ушёл в отставку.

    Депутат Верховного Совета СССР 8 - 10-го созывов (1974 - 1989 годы). Лауреат Государственной премии СССР (1981 год). Вёл большую общественную работу. Автор книг "Земля - стратосфера - космос", "Космос - землянам", "Три высоты", "Грань мужества", "Небо начинается на Земле", "По зову сердца". Умер 30 июня 1995 года. Похоронен в Москве.

    Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Богдана Хмельницкого 3-й степени, Красной Звезды (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды); медалями. Награждён золотой медалью имени К. Э. Циолковского АН СССР, золотой медалью имени Ю. А. Гагарина (FAI). Герой Социалистического Труда НРБ. Награждён многими иностранными орденами и медалями. Почётный гражданин городов Калуга (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Плевен, Сливен (Болгария).

    * * *

    186 боевых вылетов числится в лётной книжке Георгия Берегового. Всю Великую Отечественную войну он провёл на полевых аэродромах Западного, Калининского, Центрального, Степного, Воронежского и 2-го Украинского фронтов. Принимал участие во многих сражениях, определивших победоносный исход борьбы советского народа против немецко - фашистских захватчиков. Участвовал в освобождении Польши, Румынии, Венгрии, Чехословакии.

    В годы войны лётчики 90-го Гвардейского ШАП часто сопровождались лётчиками - истребителями 180-го Гвардейского истребительного авиаполка, один из которых - Пётр Панченко (ныне полковник запаса), стал близким другом Георгия Берегового. Вспоминая о тех суровых днях он пишет:

    "На фронтовом аэродроме близ Днепра наш полк базировался вместе с полком штурмовиков. Мы вместе летали на боевые задания, не раз прикрывали их. Там я и познакомился с Георгием Береговым. Как - то, возвращаясь с задания, мы заметили группу "Мессеров". Они свалились из - за облаков и как вороньё набросились на "Илы". Один из Ме-109 устремился на машину ведущего. Я мгновенно направил свой самолёт на противника и поджёг его. Когда мы приземлились на своем аэродроме, Георгий подбежал ко мне и сказал: "Спасибо, Пётр!" Мы по - братски обнялись.

    В боях на Львовском направлении, в Прикарпатье, в Карпатах штурмовики Георгия Берегового и звено моих истребителей нередко вылетали совместно на боевые задания. Наша дружба крепла с каждым днём. Сейчас много лет спустя, я с чувством гордости вспоминаю своего фронтового друга, который вскоре прославился на всю страну подвигом, совершённым уже в космосе..."

    В памяти Берегового остались многие штурмовки, горячие бои. 30 сентября 1943 года года в районе Ржищев он нанёс внезапный удар и прямым попаданием бомб взорвал склад с боеприпасами. Среди многих других запомнился и боевой вылет 5 ноября 1943 года - накануне 26-й годовщины Октября.

    Ранним утром лётчики и техники Гвардейской дивизии выстроились у боевого знамени. Генерал поздравил личный состав части с наступающим праздником и поставил боевую задачу - оказать помощь войскам в освобождении Киева от немецко - фашистских захватчиков. У всех на устах призыв: "Выполним приказ Родины - вызволим Киев из фашистских лап..."


    Самолёт Ил-2 Гвардии капитана Г. Т. Берегового. 90-й ГвШАП, весна 1945 года.

    Штурмовики поднялись в воздух. Старший лейтенант Береговой заметил движущиеся по дороге фашистские автомашины с горючим и боеприпасами. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и пулемётов, он повёл свой Ил-2 на вражескую автоколонну. Несколько машин вспыхнуло. Начали взрываться цистерны с бензином. Неожиданно самолёт вздрогнул, стал плохо слушаться рулей. Снаряд вырвал кусок фюзеляжа, повредил плоскости. Можно было прыгать с парашютом. Но это не в правилах Берегового. Он с трудом, но всё же привел машину на свой аэродром. И тут же пересел на другой самолёт, чтобы опять лететь.

    Бой не стихал целый день. Фашисты не выдержали. 6 ноября над Киевом реяло красное знамя. Грудь гвардии старшего лейтенанта Берегового украсил 3-й боевой орден - Александра Невского...

    В апреле 1944 года в представлении к званию Героя Советского Союза на Г. Т. Берегового командир 90-го Гвардейского штурмового авиационного полка Гвардии подполковник Ищенко писал:

    "Командир эскадрильи 90-го Гвардейского ШАП Гвардии капитан Г. Т. Береговой на Воронежском и 1-м Украинском фронтах за отличное выполнение 39 боевых вылетов награждён орденом Красного Знамени и орденом Александра Невского.

    За период боевых действий на указанных фронтах лётчиками эскадрильи произведено 400 успешных боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника на огневых позициях. Уничтожено: автомашин с войсками и грузами - 282, подбито танков - 71, сбито самолётов противника в воздушных боях - 3, подавлено артиллерийских батарей - 11, разрушено переправ - 2, создано очагов пожара - 9, разрушено железнодорожных вагонов - 20.

    На Воронежском и 1-м Украинском фронтах тов. Береговой лично произвёл 92 боевых вылета. Он 75 раз водил группы, в любых условиях точно выводил их на цель и смело штурмовал живую силу и технику противника.

    18 сентября 1943 года тов. Береговой водил группу из 6 "Илов" и своим умелым и инициативным приёмом нанёс штурмовой удар по отступающим мото - мехчастям в пунктах Прилуки и Рудовка. Уничтожено 10 повозок с боеприпасами, до взвода живой силы противника.

    30 сентября тов. Береговой в составе двух экипажей пошёл на разведку в район Ржищева. В сложных метеоусловиях с высоты 1000 метров сфотографировал результаты разведки, одновременно произвёл внезапный удар - взорвал склад с боеприпасами...

    26 ноября 1943 года тов. Береговой повёл группу из 10 "Илов" для нанесения штурмового удара по скоплению танков противника в районе Кочерово. Несмотря на сильный зенитный огонь, группа, умело маневрируя, с тыла вышла в район цели, нанесла смелый штурмовой удар. Было подожжено 6 танков противника".

    Свой последний боевой вылет в Великой Отечественной войне командир авиаэскадрильи 90-го Гвардейского штурмового Староконстантиновского авиационного полка 4-й Гвардейской штурмовой авиационной Киевской дивизии Герой Советского Союза Гвардии капитан Георгий Тимофеевич Береговой произвёл в мае 1945 года с аэродрома Копчани, что под Брно, громя с воздуха группировку немецких войск, которые ещё продолжали вести боевые действия на территории Чехословакии.

    Люди приходят к славе разными путями. Георгий Береговой пришёл к ней, пожалуй, самой трудной дорогой - дорогой риска и отваги. Он добыл свою славу в бою, как берут войска хорошо защищенную крепость: знаниями, воинским умением и не знающим колебания мужеством. В боях с врагом он продемонстрировал своё мастерство, пройдя через горнило войны на Калининском, Воронежском, 1-м Украинском фронтах, а со 2 сентября 1944 года - на 2-м Украинском фронте, где сражался в боях за Румынию, Венгрию и Чехословакию в прославленном 5-м Гвардейском авиационном корпусе, которым командовал хорошо известный в нашей стране ещё до войны Герой Советского Союза генерал - лейтенант авиации Николай Петрович Каманин.

    В 1963 году Г. Т. Береговой был зачислен в отряд советских космонавтов (дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа "Союз". 26 - 30 октября 1968 года совершил космический полёт на космическом корабле "Союз-3". В полёте проводились испытания космического корабля в условиях реального космического полёта с космонавтом на борту. Полёт продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта, 1 ноября 1968 года награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза.

    В 1972 - 1987 годах был начальником Центра подготовки космонавтов. В 1987 году в звании генерал - лейтенант авиации ушёл в отставку. Умер 30 июня 1995 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище .

    * * *

    Три высоты Георгия Берегового.

    Три высоты взял в своей жизни Георгий Тимофеевич Береговой. Восхождение на первую из них - боевого лётчика - начал 25 июня 1941 года в разведывательном авиаполку. Был он молод - всего 20 лет. Но воевал не по годам умело. И хотя горькие дни отступления наполняли ненавистью сердце, никогда не терял головы Георгий, точно выполнял каждое задание, в воздухе действовал хладнокровно. В конце года полк, где служил Георгий, принял на вооружение самолёты Ил-2.

    На Калининском фронте и Курской дуге, над Днепровскими переправами и многострадальной землёй Правобережной Украины, в небе Польши, Румынии, Венгрии пролегли боевые маршруты Ил-2 Георгия Берегового. Смерть подстерегала лётчика и на земле, и в воздухе. Но он не давался ей в руки. Везло? Наверное, да. Но не только. Было у лётчика - штурмовика Берегового заветное правило: "Не будешь думать - собьют!" Этому учил он своих подчинённых, и слово не расходилось с делом. На Ил-2 с бортовым номером "22" Георгий ни разу не был сбит. В октябре 1944 года за мужество и героизм Гвардии капитан Береговой был удостоен звания Героя Советского Союза. А 10 мая 1945 года, будучи уже командиром эскадрильи, совершил свой 185-й боевой вылет.

    После войны Береговой начал восхождение на вторую высоту, став лётчиком - испытателем. Любой испытательный полёт - это решение уравнения со многими неизвестными, а иначе говоря - то же боевое задание в мирное время. Всякое бывало: и остановка двигателя в воздухе, и отказ управления, и выход из строя жизненно важных систем самолёта. Но боевой опыт и заветное правило всякий раз приходили на помощь. Ни одной машины но бросил в воздухе Георгий Тимофеевич, ни одну не повредил на земле. А прошло их через его руки немало - Як-17, Як-25, МиГ-17ПФ, МиГ-19Г1, Су-9, Ту-28. В 1961 году Береговому было присвоено звание "Заслуженный лётчик - испытатель СССР".

    Но уже ворвалась в историю человечества пилотируемая космонавтика, и показалась на горизонте новая вершина. В 1964 году Георгий Тимофеевич добился зачисления в отряд космонавтов и прошёл полный курс подготовки. А в октябре 1968-го полковник Береговой вывел на орбиту "Союз-3". За мужество, проявленное в орбитальном испытательном полёте, он был награждён второй "Золотой Звездой" Героя. В 1972 году Береговой возглавил Центр подготовки космонавтов, вёл активную служебную ненаучную деятельность и через несколько лет защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук.

    Так три высоты взял в своей жизни лётчик - штурмовик, лётчик - испытатель, лётчик - космонавт Георгий Береговой, Но все же главной он считает первую.

    Все, без исключения, люди знавшие Георгия Берегового отмечают: хороший, надёжный товарищ, умеет работать столько, сколько нужно для решения поставленной задачи. Если решил что-то сделать, чего-то добиться - сделает, добьётся. Лётчики обычно добавляли: летает великолепно, технику знает не хуже инженера, смел, находчив.

    Яркая биография у Георгия Тимофеевича Берегового. В ней, как в зеркале, отражён славный героический путь, пройденный нашим народом от Великого Октября до наших дней, ознаменованный выдающимися победами на земле и в космосе.

    Вырос Георгий Тимофеевич в Енакиево - городе шахтёров и металлургов. Детство его совпало с небывалыми событиями: появились первые тракторы на полях колхозов, строились Магнитка, Днепрогэс и метрополитен в Москве, предпринимались штурм стратосферы и первые экспедиции в Арктику. Это было время, когда создавалась и расправляла могучие крылья советская авиация. В 1930-х годах советская авиация вышла на дорогу больших свершений: героическая эпопея спасения челюскинцев и беспримерные перелеты экипажей Чкалова и Громова, высотные и скоростные рекорды Коккинаки, Алексеева, Нюхтикова. Тысячи мальчишек хотели быть такими же смелыми и искуссными лётчиками - победителями воздушных просторов, крылатыми защитниками неба Отчизны. Мечтал быть таким и Георгий Береговой. О первых Героях, прославивших нашу Родину как великую авиационную державу, Георгий немало слышал от старшего брата Виктора, работавшего в 1930-х годах в Енакиевском аэроклубе.

    Стране нужны были влюблённые в небо, смелые, отважные, верные долгу лётчики. Она создала молодёжи все условия для осуществления мечты: росла сеть детских авиамодельных кружков, планерных станций, аэроклубов, лётных училищ.

    Георгий заболел авиацией с 10 лет. Занимался авиамоделизмом, участвовал в соревнованиях, а когда в Енакиево открылась детская техническая станция, он стал инструктором, помогал сверстникам разбираться в конструкциях авиамоделей. И страшно гордился таким доверием. А было ему тогда 12 лет.

    После 8 классов пошёл работать учеником электрослесаря на металлургический завод. В 15 лет сумел уговорить старшего брата взять его с собой на аэродром, где можно было потрогать настоящий планер. Начальник планерной школы Зарывалов, заметив в глазах паренька неуемный интерес к аппарату, разрешил посидеть в его кабине, поработать рулями. С этого дня Георгий все вечера проводил в планерной школе: помогал вытаскивать чудесные птицы на старт, ремонтировать, мыть. Жадно слушал руководителя на теоретических занятиях.

    Планерную школу преобразовали в аэроклуб. На аэродроме приземлились 4 самолёта У-2. Планеристы начали готовиться и полётам на них. Готовился и Береговой. Молодой слесарь овладевал лётным делом настойчиво, упорно, самозабвенно. Одним из первых он начал выполнять фигуры высшего пилотажа и справляться с ролью инструктора. А когда в Енакиево прибыла комиссия для отбора кандидатов в военное авиационное училище, среди первых кандидатов был Георгий Береговой. Проверявший его в воздухе инструктор с удовлетворением констатировал: из этого парня будет хороший лётчик.

    Морозный день 15 декабря 1938 года был траурным в стране - погиб знаменитый лётчик - испытатель Валерий Чкалов. На следующий день, 16 декабря 1938 года, Георгий Береговой сделал первый шаг в большую авиацию - он стал курсантом Луганского военного авиационного училища имени Пролетариата Донбасса и как бы принял знамя из рук великого лётчика. Легко учиться, когда любишь своё дело, умеешь трудиться. Ещё легче, когда тобой руководят знающие и заботливые воспитатели. Георгий Береговой с упоением изучал теорию полёта и конструкцию машин, аэродинамику и устройство двигателя. Но самыми любимыми были практические занятия на аэродроме. Он всем своим существом чувствовал самолёт. Его всегда манило беспредельное небо, высота. Инструктор, командир отряда понимали молодого учлета и щедро делились с ним своими знаниями, опытом. Тогда, юношей, Георгий Береговой думал, что ему просто "везёт" на хороших учителей. Позже он уже понял: они, учителя, наставники, как и он сам, преданы своему делу.

    Быстро бежали недели, месяцы учёбы. Всё уверенней бороздил воздушный океан молодой лётчик. Весной 1941 года начались государственные экзамены. К 20 июня в зачётной книжке Берегового стояли все отметки. Осталось одно - приказ о назначении в часть, на стажировку. Сигнал боевой тревоги, прозвучавший ранним воскресным утром 22 июня, и грозное слово "война" дали понять, что выпускного вечера не будет. С напряжёнными лицами вслушивались молодые пилоты в напутственные слова начальника училища: "Войсковую стажировку вы будете проходить в огне войны. Враг очень силён, но мы сломаем хребет фашизму, посягнувшему на свободу и независимость нашей Родины".

    Назначение он получил на Калининский фронт.

    Здесь, - вспоминает Георгий Тимофеевич, - звучали имена, которые я впервые услышал ещё в мальчишеские годы и полюбил: Громов и Байдуков. Громов оказался командующим 3-й Воздушной армией, в рядах которой мне предстояло сражаться, а Байдуков командовал одной из её дивизий. Два прославленных лётчика страны, два Героя Советского Союза, жизнь которых я решил взять для себя за образец!

    О своей боевой деятельности Георгий Тимофеевич говорит скупо:

    Воевал на Калининском, Центральном, Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Половину войны прошёл с боевыми друзьями в авиационном корпусе, которым командовал Герой Советского Союза Николай Петрович Каманин. Первый вылет совершил под Ржевом, последний - под чешским городом Брно. Что же касается боевой работы, то её для наших "Илов" хватало: налёты на фашистские аэродромы, обработка вражеских коммуникаций, уничтожение артиллерийских и зенитных позиций...

    Почти всю Великую Отечественную войну Георгий Береговой летал на штурмовиках Ил-2. Особенно трудные испытания пришлось пройти в начальный период войны. Истребителей для прикрытия "Илов" не хватало, и одноместным штурмовикам в воздушном бою часто бывало очень тяжело. Лётчик "Ила" мог рассчитывать только на маневр, огневое прикрытие соседа по строю и на свою храбрость, стойкость, находчивость, военную хитрость, все эти качества не раз проявлял Георгий Береговой, добиваясь безупречного выполнения боевых заданий командования. Позже, став уже ведущим группы, он личным примером учил ведомых воевать зло, изобретательно, не теряться в трудной обстановке.

    Разгромив вражескую колонну на шоссе под Богодуховом, эскадрилья штурмовиков, ведомая Береговым, возвращалась на аэродром. Над степью её догнала группа Ме-109, взлетевшая, видимо, с аэродрома засады. Лейтенант понимал, что обстановка целиком в пользу врага: истребителей прикрытия нет, на небе ни облачка, внизу - ни деревца, только жёлтое море подсолнухов. А враг уже в хвосте "Илов". Что делать? Береговой резко повёл эскадрилью к земле. Когда фашисты собирались открыть по штурмовикам огонь, в прицелах "Мессеров" вместо зеленоватых силуэтов "Илов" стояло густое желтоватое облако лепестков подсолнухов. Оно, как занавес, скрыло штурмовики. Вся эскадрилья благополучно возвратилась на аэродром.

    Молодому лётчику было у кого учиться боевому мастерству. Дивизией, в которой он служил, командовал Герой Советского Союза Георгий Филиппович Байдуков, а корпусом - Герой Советского Союза Николай Петрович Каманин. И Береговой жадно впитывал их опыт, творчески применял в бою всё новое. Так, на одном из разборов командир дивизии напомнил, что при полёте на малой высоте над лесом и болотом звук моторов слышен хуже. Береговой сразу учёл это. При подготовке к вылетам он тщательно изучал местность и по возможности прокладывал маршрут над лесами и заболоченными районами. Это не раз помогало добиваться полной внезапности удара, вылетать в сложных метеоусловиях, когда враг не ждёт удара, находить место для посадки при минимальной видимости.

    Однажды, группа штурмовиков, ведомая Береговым, вылетела для удара по вражеской колонне. Мелкий моросящий дождь со снегом, низкая облачность надёжно укрыли "Илы" от наблюдателей врага. Группа подошла к цели настолько скрытно, что фашисты не успели сделать ни одного прицельного выстрела. Колонна была разгромлена.

    Война постепенно откатывалась с родной земли. Вместе со своим полком перелетал всё дальше на запад и Гвардии капитан Георгий Береговой. Он совершил 186 боевых вылетов. Родина высоко оценила ратный труд своего верного сына. За мужество и боевое мастерство, умелое управление эскадрильей он награждён орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны. В 1944 году Георгию Тимофеевичу Береговому было присвоено звание Героя Советского Союза.

    В мае 1945 года многие однополчане Берегового начали задумываться, чем они займутся после Победы. У него сомнений не было: только летать, охранять небо Родины, готовить знающих, смелых лётчиков. А для этого нужно учиться и самому. Летом 1945 года командир эскадрильи Береговой стал слушателем лётно - тактических курсов усовершенствования командного состава. Возвратившись в полк, опытный воин, ставший флагманским штурманом, любовно учит молодых лётчиков и настойчиво совершенствует своё мастерство.

    В 1948 году, узнав о курсах лётчиков - испытателей, Береговой просит зачислить его слушателем, И опять ему "повезло": наставниками стали искуснейшие лётчики - испытатели П. М. Стефановский и Ю. А. Антипов. Они передавали слушателям свой опыт испытания самолётов, тактично, вдумчиво развивали у них качества, необходимые тем, кто впервые опробует новую технику, дает ей дорогу в небо или закрывает её: высокое чувство ответственности, хладнокровие, расчётливость, мгновенную реакцию и решительность действий в сложной обстановке, чувство нового, умение анализировать поведение самолёта в воздухе и предельно точно давать оценку любому явлению, с которым испытатель встречается в полёте.

    В жизни испытателя бывают дни, когда самолёт, рассчитанный конструкторами по всем правилам науки, казалось без всяких причин вдруг отказывается повиноваться лётчику. Конечно, в таких случаях есть выход: распрямиться в сидении, плотно прижаться к бронеспинке, вынуть ноги из педалей и, нажав рычаг катапульты, через минуту оказаться под куполом парашюта. Но в эти мгновения наивысшего эмоционального напряжения испытатель думает не о себе. Он помнит о большом доверии коллектива людей, создавшего самолёт. И лётчик вступает в борьбу с неизвестностями, до предела напрягая свою волю, знания, опыт, выдержку. Таков неписаный закон испытателей.

    В один из дней полковник Береговой взлетел на новом реактивном истребителе. Предстояло испытать его на максимальную скорость. Всё шло нормально. Машина легко набрала огромную высоту, где небо становится почти чёрным. Затем перевёл истребитель в горизонтальный полёт. Пройдён звуковой барьер, а самолёт мчится всё быстрее и быстрее. И когда до расчётной максимальной скорости осталось совсем немного, чуть вздрогнула ручка управления. Почему?


    Уменьшив скорость, лётчик потянул ручку на себя. Не пошла. Попробовал сдвинуть лёгким рывком от себя. Ручка чуть сдвинулась и снова замерла. Стрелка высотомера начала свой бег к нулю. Береговой попытался снова вытянуть ручку на себя. Безуспешно. Стало ясно: заклинило горизонтальные рули. Истребитель, наклонив длинный острый нос, мчался к земле. Высота всё меньше и меньше. Скоро её не хватит для катапультирования. Лётчик видит это, но продолжает борьбу за жизнь самолёта, забыв об опасности для своей жизни. На минимальной высоте ему удалось перевести машину в горизонтальный полёт и благополучно совершить посадку.

    Много было за 16 лет работы испытателем таких полётов, которые требовали от лётчика предельного напряжения всех духовных и физических сил. Георгий Тимофеевич испытал самолёты 63 типов. Случалось в те годы и грустное, и радостное. За этот самоотверженный труд во имя укрепления могущества Родины Герой Советского Союза Г. Т. Береговой в 1961 году получил звание Заслуженного лётчика - испытателя СССР.

    Особые мысли и чувства, - рассказывает Георгий Тимофеевич, - конечно, вызвали у меня те полёты, которые могли стать по какой-то причине последними. Такие полёты в жизни лётчиков - испытателей встречаются - это не секрет...

    Но он никогда не позволял себе успокаиваться достигнутым, почивать на лаврах. Благородное стремление отдать Родине все свои силы и способности привело его, опытнейшего лётчика, прошедшего горнило войны, свыше 15 лет испытательной работы, в отряд космонавтов - людей, открывающих для человечества просторы Вселенной.

    Когда Береговой пришёл в Центр подготовки космонавтов, за спиной у него было 43 прожитых года, в их числе 28 лет лётной практики. Когда рассматривали его рапорт, кого-то смутил возраст. Все отобранные кандидаты оказались на 10, а то и более лет моложе... С тем же встретил Берегового и генерал Н. Каманин.

    Понимаю, всё понимаю! - сказал он, внимательно прочитав рапорт. - Но у меня приказ: брать не старше 30 лет...

    Однако отступить Береговой уже не мог - и добился своего. Вновь учёба, тренировки, труд, труд, труд. Будущий космонавт оказался человеком напористым, необычайного трудолюбия. С юношеской увлеченностью Георгий Береговой снова взялся за учебники, занимался на тренажерах, до мелочей изучал сложнейшую технику. И опять ему "повезло" на учителей и наставников. Все - от знаменитого учёного до рядового механика в учебной лаборатории - щедро делились с ним своими знаниями. Правда, многое Береговому уже было знакомо. Ведь авиация и космонавтика - близкие родственники. Родственники, но не близнецы. В космосе действуют иные, свои законы, не совсем те и совсем не те, какие он учитывал при полёте в атмосфере. Накопленный опыт нужно было преломить, пропустить через призму новых знаний. И Георгий Тимофеевич Береговой сумел это сделать. Он вошёл в семью космонавтов так же быстро, просто, естественно, как когда-то в семью штурмовиков боевого полка, а затем прославленного подразделения лётчиков - испытателей.

    Теоретические занятия, изучение материальной части, физическая подготовка, тренировки до предела заполняют рабочий день космонавтов. Георгий Береговой, несмотря на свой опыт и возраст, занимается вровень с молодёжью, а иногда и чуть - чуть больше. Это и позволило ему догнать более молодых по возрасту и более старых по стажу пребывания в отряде космонавтов, войти в состав кандидатов на ближайший полёт в космос.

    Много часов провёл и на тренажёрах Георгий Тимофеевич Береговой. Каждое занятие приближало его к тому дню, которого ждёт каждый в отряде космонавтов - дню главного испытания. И все они готовы к нему, и комиссия дала ему "добро". Для командира корабля "Союз-3" он пришёл 26 октября 1968 года. Четверо суток, проведённых на переднем крае борьбы человечества за познание Вселенной, многочисленные научно - технические эксперименты, отлично выполненные на огромной высоте при скорости около 8 километров в секунду, подтвердили, что лётчик Береговой отлично подготовился к главному экзамену и выдержал его блестяще. Он провёл ряд новых научных экспериментов и исследований, нужных для дальнейшего освоения космоса. Советские люди горячо встретили его как героя, как победителя. Родина наградила своего отважного сына за подвиг на корабле "Союз-3" орденом Ленина и второй "Золотой Звездой" Героя Советского Союза. Заслуженный летчик - испытатель СССР стал и лётчиком - космонавтом СССР, генерал - майором авиации.

    Потом 15 лет Береговой руководил Центром подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Умелый организатор и воспитатель, человек, умудрённый большим жизненным и профессиональным опытом, он продолжал осваивать космос - на сей раз силами своих питомцев. В осуществлённых за эти годы пилотируемых космических полётах, в обширной программе выполненных в ходе их исследований, испытаний и экспериментов немалая доля труда и Берегового...

    Георгий Береговой - единственный в истории дважды Герой Советского Союза, получивший одну «Золотую звезду» за военные подвиги, а вторую - за покорение космоса.

    Укротитель «Союза». Как герой войны спас космическую программу СССР

    Ко второму десятилетию XXI века к космонавтике стали относиться как к обыденному явлению. Прежнего энтузиазма и восхищения покорителями космоса нет и в помине, куда больше разговоров о космическом туризме да об очередных неудачах российской космической отрасли.

    В этих реалиях имена тех, кто прокладывал дорогу в космос, постепенно стираются из памяти большинства.

    Из «пионеров Вселенной» помнят Гагарина, Леонова, Терешкову, Титова, с трудом назовут ещё пару-тройку фамилий... Среди них наверняка не будет Георгия Берегового.

    Этот человек не был в числе самых первых, но в критический для истории советской космонавтики момент именно он взял на себя, возможно, самую сложную миссию. Он взял ответственность на себя, будучи самым старшим в отряде, единственным, кто пришёл в него со звездой Героя Советского Союза на груди, имея за плечами военный опыт и опыт лётчика-испытателя.

    Мечта и война

    Родился Георгий Береговой на Полтавщине, в селе Фёдоровка, в апреле 1921 года. Вскоре родители перебрались на Донбасс, в город Енакиево, где и прошло детство будущего космонавта.

    Впрочем, в юности Жоры мальчишки о космосе и слыхом не слыхивали, зато мечтали стать лётчиками. Мечтал и Жора - начинал с авиамоделизма, став постарше, записался в аэроклуб. Одновременно получал и более приземлённую профессию, работая учеником слесаря на металлургическом заводе.

    Перед армией Георгий Береговой закончил обучение в аэроклубе, поэтому призывнику была прямая дорога в военные лётчики.

    Он окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса в 1941 году, когда началась война.

    Берегового, как и многих его товарищей, распределили в разведывательную авиацию. После тяжелейших потерь в начале войны пилотов оказалось больше, чем исправных машин. В результате Береговой проводил время в ожидании очереди на боевой вылет, изнывая от того, что не может приносить Родине больше пользы.

    Выпускникам лётного училища, в том числе и Береговому, присвоили звания сержантов, офицерские погоны давали только после начала боевых вылетов. Но на вылетах лётчик должен был быть в сапогах, а не в обмотках, в каких ходили сержанты. Замкнутый круг - чтобы были сапоги, нужно стать офицером, а чтобы стать офицером, нужно летать, а летать нельзя, если нет сапог.

    Береговой проблему решил, тайком выбравшись в «самоволку» и сшив себе у местного мастера некое подобие сапог из ботинок и остатков рваных голенищ. Выглядело это ужасно, зато к полётам его допустили.

    На фронт, в самое пекло, Георгий Береговой попал в августе 1942 года в качестве пилота штурмовика Ил-2.

    Этот самолёт не зря получил прозвище «Летающий танк» - надёжная и грозная машина поддерживала атаки советских войск, уничтожая гитлеровскую живую силу и технику.

    Но именно среди пилотов штурмовиков были самые большие потери в годы войны. Объяснялось это просто - атаковал Ил-2 на низкой высоте, и обстреливали его из всех возможных видов оружия.

    Не только нанести урон врагу, но и вернуться живым самому - вот какая задача стояла перед лётчиками штурмовой авиации.

    Георгия Берегового за войну сбивали трижды. Один раз он больше четырёх суток пробирался к своим, а когда пришёл на аэродром, изрядно удивил товарищей - к тому времени все были уверены, что он погиб.

    Но лётчик Береговой умел выжимать из машины максимум, находить выход из самых сложных ситуаций.

    Однажды эскадрилью Ил-2, которой командовал Георгий Береговой, при возвращении на аэродром атаковали немецкие истребители. В таком бою у штурмовиков мало шансов на успех.

    Береговой среагировал моментально - он увёл своих подчинённых на минимальную высоту. Ил-2 неслись над полями подсолнечника буквально в полутора метрах над землёй, струями воздуха срубая лепестки, которые образовали целое облако. Преследовать русских безумцев, летающих «не по правилам», немецкие истребители не смогли. Эскадрилья вернулась на базу благодаря своему командиру.

    За годы войны Георгий Береговой совершил 186 боевых вылетов на Ил-2, что для штурмовика очень высокий показатель. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны 26 октября 1944 года Георгий Тимофеевич Береговой был удостоен звания Герой Советского Союза.

    Наступало мирное время, многие герои прошедшей войны мечтали о покое. Но Георгию Береговому покой не снился, а снилось совсем другое - профессия лётчика-испытателя.

    В 1948 году, окончив курсы лётчиков-испытателей, он начинает осваивать новую технику. За карьеру лётчика-испытателя через его руки прошли 60 различных типов самолётов.

    Он первым в СССР осваивал полёты в гермошлеме, первым на практике доказал, что попадание реактивного самолёта в «штопор» - не верная смерть, а рабочий момент.

    В октябре 1959 года во время испытаний высотного истребителя-перехватчика Су-9 у Берегового заклинило ручку управления самолётом. Неуправляемую машину нужно было покидать, но пилот боролся до конца, сумев вернуть контроль. Когда истребитель вернулся на аэродром, инженеры установили, что причиной ЧП был не какой-то кардинальный недостаток конструкции, а один-единственный болт, который мешал движению ручки управления. Этот дефект устранили в кратчайшие сроки, и самолёт продолжил испытания. А покинь Береговой машину, вопрос о том, в чём причина отказа, будоражил бы умы конструкторов недели и месяцы.

    Георгий Береговой умел рисковать разумно, преследуя важную цель, но никогда не переходил за тонкую грань, где умный риск превращается в пустую удаль и гусарство.

    Инженеров и конструкторов порой выводила из себя въедливость Берегового, но они же признавали, что его профессионализм в полной мере позволял выявить все достоинства и недостатки машины. Береговой всегда ставил задачу довести новый самолёт до такого состояния, чтобы строевым лётчикам было легко и удобно на нём летать.

    В 1961 году Георгий Береговой был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». В Кремле его награждал будущий советский лидер, а тогда Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Брежнев. И сам политик, и окружающие обратили внимание на портретное сходство между Брежневым и Береговым. Пройдёт восемь лет, и Брежневу это сходство спасёт жизнь...

    В качестве лётчика-испытателя Георгий Береговой освоил 60 различных типов самолётов

    К началу 1960-х годов Береговой совершил подвигов, которых хватило бы на пять жизней, полных приключений.

    Но Береговой о покое не мечтает - в 1963 году он становится одним из тех, кто зачислен в отряд советских космонавтов в так называемой «группе ВВС номер 2».

    В «космическом отряде» Георгий Береговой выглядел настоящей «белой вороной». Он на тринадцать лет старше первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Среди молодых пилотов по отношению к опытному коллеге проснулась ревность. Звучит смешно, но Героя Советского Союза и заслуженного лётчика-испытателя считали «блатным». Дело в том, что командир первого отряда космонавтов Николай Каманин в годы войны командовал подразделением, в состав которого входила и эскадрилья Берегового. На этом основании многие полагали, что Каманин протащил в космонавты своего любимчика.

    Легенда гласит, что Юрий Гагарин в запале как-то бросил: «Пока я жив, Береговой в космос не полетит». По воле рока именно так и произошло - Георгий Береговой отправился в космос уже после гибели первого космонавта Земли.

    Подготовка в отряде космонавтов давалась Береговому непросто. Он привык контролировать самолёты, а в первых космических кораблях пилот в большей степени оставался наблюдателем. Береговой, привыкший бороться за машину до конца, не любил парашютные прыжки, являвшиеся обязательной частью подготовки космонавтов.

    Но он не привык отступать, продолжая упорно работать над собой, догоняя более молодых товарищей-конкурентов.

    Полёт всей жизни

    Между тем, у советской космонавтики началась «чёрная полоса». В 1966 году умер Сергей Королёв. Работы над новым кораблём «Союз» шли туго, конкуренты-американцы стремительно уходили вперёд.

    Правительство поторапливало конструкторов, не имевших авторитета, которым пользовался Королёв. Те начинали торопиться, что приводило всё к новым и новым ошибкам. Три первых беспилотных корабля «Союз» завершали полеты аварийно. Было очевидно, что «сырой» корабль к полётам не готов, однако в апреле 1967 года в полёт на «Союзе-1» отправился Владимир Комаров. Итогом спешки стала гибель космонавта и фактическая приостановка пилотируемой программы СССР.

    Инженеры продолжали работы с «Союзом», но на Земле «научить летать» космический корабль было невозможно. Нужен был новый полёт, «добро» на который никто не решался давать.

    Неудачи подкосили решимость и уверенность, царившую в отечественной космонавтике в начале 1960-х.

    Но бояться до бесконечности было невозможно. В октябре 1968 года в космос должны были отправиться беспилотный «Союз-2» и «Союз-3» с пилотом на борту, который должен был провести стыковку кораблей в космосе.

    Пилотом «Союза-3» был назначен Георгий Береговой - самый возрастной, самый опытный, единственный, кто имел богатейший опыт лётчика-испытателя.

    «Союз-3» стартовал с космодрома Байконур 26 октября 1968 года. 47-летний Береговой на тот момент был самым возрастным покорителем космоса. Более того, Береговой родился раньше всех людей, когда-либо побывавших на орбите, 15 апреля 1921 года, и это достижение абсолютно точно останется за ним навечно.

    Старт прошёл успешно, а вот на орбите всё пошло не так. В самом начале полёта Береговой должен был провести стыковку с «Союзом-2», причём пройти она должна была в тени Земли, при отсутствии связи. Сближение шло нормально, но затем «Союз-2» отклонился от установленных параметров стыковки. Береговой предпринял несколько попыток, истратив практически всё отведённое на операцию топливо, но успеха не добился.

    Причина выяснилась позднее - как оказалось, космонавт заводил «Союз-3» на стыковку в «перевёрнутом состоянии». В сущности, это была ошибка не Берегового, а медиков, не имевших к тому моменту достаточных сведений о воздействии невесомости. На первых витках у космонавтов происходит привыкание вестибулярного аппарата к условиям невесомости, потому стыковка в ручном режиме представляет чрезвычайно сложную задачу. Береговой, блестящий пилот, в условиях наличия земного притяжения не мог столкнуться с той проблемой, что возникла у него на орбите.

    Но даже эта неудача оказалась полезной - врачи и инженеры учли этот фактор, выявленный Береговым, в будущем.

    30 октября 1968 года «Союз-3» с Георгием Береговым благополучно приземлился в казахстанской степи.

    Лётчик-испытатель сумел усмирить нрав «Союза», на котором кое-кто уже поспешил поставить крест. И по сей день многократно модифицированная версия «Союза» доставляет космонавтов на МКС.

    1 ноября 1968 года Георгий Береговой стал дважды Героем Советского Союза - единственным, кто получил первую «Золотую Звезду» за Великую Отечественную, а вторую - за полёт в космос.

    22 января 1969 года Береговой вновь рисковал жизнью, но на сей раз не по своей воле. В этот день в Кремле чествовали экипажи «Союза-4» и «Союза-5», успешно состыковавшиеся на орбите и благополучно вернувшиеся на Землю. Героев космоса, по традиции, провезли по улицам Москвы, где их приветствовал народ, а затем повезли на торжественные мероприятия в Кремле.

    Помимо участников последнего полёта, в кортеже следовали также другие космонавты, а также руководители Советского государства.

    На въезде в Кремль кортеж поджидал террорист Виктор Ильин, задумавший убить Леонида Брежнева. Увидев генсека на переднем сидении одной из машин, Ильин открыл огонь.

    Но террорист ошибся. В машине сидел не Брежнев, а внешне похожий на него Георгий Береговой.

    Осколками стекла Береговому рассекло лицо, но он не растерялся и здесь. Перехватив руль у смертельно раненого водителя, он сумел благополучно остановить машину.

    Об этой истории в Советском Союзе не говорили два десятилетия, храня её под грифом «секретно».

    Слово и дело

    В 1972 году Георгий Береговой возглавил Центр подготовки космонавтов и руководил им на протяжении долгих 15 лет, возможно, самых удачных лет в истории советской космонавтики.

    Он оставил после себя множество научных работ в области прикладной космонавтики, несколько книг воспоминаний и добрую память, которую хранят друзья, коллеги, ученики.

    Герой войны, испытатель, космонавт, учёный, писатель, общественный деятель - Георгий Береговой прожил ярчайшую жизнь, не гоняясь за славой и популярностью. В его жизни слово всегда подкреплялось делом.

    Георгий Тимофеевич Береговой скончался 30 июня 1995 во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

    Георгий Береговой родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка ныне Карловского района Полтавской области Украины. В 1937 году окончил восемь классов средней школы в городе Енакиево. В 1937 году занимался в аэроклубе в городе Енакиево.

    С 12 декабря 1938 года ­ в Красной Армии. 13 июня 1941 года окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу имени пролетариата Донбасса. С 13 июня 1941 года ­ пилот 314­-го разведывательного авиационного полка 28­-й авиационной дивизии Центрального фронта. С 3 октября 1941 года ­ пилот 15­-го запасного авиационного полка Приволжского военного округа. С февраля 1942 года ­ пилот 150-­го ближнебомбардировочного авиационного полка Приволжского военного округа. Этот авиационный полк позднее был переименован в 451-­й штурмовой авиационный полк. До направления в действующую армию Георгий Береговой летал на самолётах "Як­-4" и "Р-­6".

    Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 года. С 15 августа 1942 года служил командиром звена 451-­го штурмового авиационного полка. С 18 ноября 1942 года Георгий Береговой ­ командир звена 235-­го штурмового авиационного полка. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. С декабря 1942 года по 25 марта 1943 года проходил подготовку в 5-­м учебном авиационном полку.

    К июлю 1944 года гвардии капитан Береговой совершил 108 боевых вылетов на самолётах "По-­2", "Р-­5", "СБ", "Ил­-2", из них 75 ­ ведущим группы штурмовиков. В одном из боёв получил лёгкое пулевое ранение в голень левой ноги.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Береговому Георгию Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

    К Победе выполнил 185 боевых вылетов. Участник Ржевско-­Сычевской и Ржевско­Вяземской операций, Курской битвы и битвы за Днепр, Белгородско-­Харьковской, Житомирско­-Бердичевской, Проскуровско­ Черновицкой, Львовско-­Сандомирской, Дебреценской, Бухарестской и Венской наступательных операций.

    В январе 1964 года решением Главкома ВВС Береговой был зачислен в отряд космонавтов. С 25 января 1964 по 23 января 1965 года проходил общекосмическую подготовку. С марта 1965 года занимался боевым применением космических летательных аппаратов. С 3 мая 1965 по январь 1966 года проходил подготовку в качестве командира второго экипажа корабля «Восход­-3» для полета по научной программе длительностью 10 - 15 суток. В январе 1966 года программа полета корабля «Восход-­3» и состав экипажей были изменены. С января по май 1966 года проходил подготовку в качестве командира второго экипажа корабля «Восход­-3» для полета по военной программе длительностью до 20 суток.

    Программа подготовки была завершена, комплексные тренировки сданы успешно, но в мае 1966 полет был отменен в связи с закрытием программы «Восход». C декабря 1966 по май 1968 года проходил подготовку в качестве командира активного КК «Союз» по программе стыковки на орбите, сначала в составе третьего экипажа, а с июня 1967 года ­ в первом экипаже. Полёт со стыковкой 2-­х пилотируемых кораблей был отложен. С августа по октябрь 1968 года проходил подготовку в качестве командира-­пилота корабля «Союз-­3», по программе стыковки с беспилотным кораблём «Союз­-2».

    С 26 по 30 октября 1968 года полковник Береговой совершил полёт на космическом корабле "Союз-­3", во время которого было осуществлено многократное маневрирование космического корабля на орбите и его двукратное сближение с беспилотным космическим кораблём "Союз­-2", произведён ряд технических экспериментов по отработке систем и оборудования космического корабля "Союз", а также наблюдения в целях изучения околоземного космического пространства. Продолжительность полёта: 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд.

    За успешное выполнение орбитального полёта и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1968 года генерал-майор авиации Береговой Георгий Тимофеевич награждён орденом Ленина и второй медалью "Золотая Звезда".

    С 9 апреля 1969 года Г.Т. Береговой ­ заместитель начальника, а с 26 июня 1972 года ­ начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. 3 января 1987 года уволен в отставку.

    Жил в посёлке Чкаловский Московской области, затем ­ в Звёздном городке. Скончался 30 июня 1995 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

    Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 3-­й степени, Александра Невского, 2 орденами Красной Звезды, 2 орденами Отечественной войны 1-­й степени, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-­й степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и 11-­ю юбилейными медалями, иностранными наградами: «Золотая Звезда» Героя Социалистического труда, орденом Георгия Димитрова, медалью «25 лет народной власти», медалью «100-­летие падения Османского ига», орденом Красного Знамени с бриллиантами, Золотой медалью «За боевое содружество», «Народный Герой Югославии» 2-й степени.

    Награждён также золотой медалью имени Ю.А.Гагарина, медалью де Лаво, удостоен премии имени К.Э.Циолковского АН СССР. Лауреат Государственной премии СССР за подготовку экипажей для полетов по программе «Интеркосмос». Почётный гражданин городов Калуга, Луганск, Енакиево, Винница, Плевен, Сливен.

    В школе-­гимназии № 37 города Енакиево в музее народного образования открыт отдел, посвящённый Герою. Там же, в Енакиево, ему установлены бронзовый бюст и памятная стела на аллее Героев. В посёлке Чкаловский на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. В 2011 году Южная железная дорога присвоила имя Г.Т.Берегового поезду № 91/92 "Полтава­-Москва".

    Космонавт СССР № 12. Береговой родился раньше всех из людей, побывавших на орбите (он родился на 3 месяца раньше Джона Гленна, но позже Джо Уокера, совершившего суборбитальные космические полеты на X-15 в 1963 году и погибшего в 1966 году, до полета Берегового). Совершив космический полёт в возрасте 47 лет, Береговой до самой смерти являлся старейшим человеком, побывавшим в космосе.

    Биография

    Родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка Полтавской губернии Украинской ССР (ныне Карловского района Полтавской области Украины).

    После окончания средней школы в 1938 году начал трудовую деятельность на Енакиевском металлургическом заводе. В том же году призван в Красную Армию. В 1941 году окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.

    Великая Отечественная война

    Участник Великой Отечественной войны с июня 1942 года. Лётчик, командир звена, командир эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-ой гвардейской штурмовой авиационной дивизии, 5-го штурмового авиационного корпуса, 5-ой воздушной армии, 2-го Украинского фронта). За годы войны совершил 186 боевых вылетов. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, 26 октября 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза.

    Космос

    После окончания войны в 1948 году окончил высшие офицерские курсы и курсы лётчиков-испытателей. В 1948-1964 годах работал лётчиком-испытателем. Освоил десятки типов самолётов. В 1956 году окончил Военно-воздушную академию (с 1968 года имени Ю. А. Гагарина). 14 апреля 1961 года был удостоен звания заслуженный лётчик-испытатель СССР. В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов (Группа ВВС № 2 - дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа Союз. 26-30 октября 1968 года совершил космический полет на космическом корабле Союз-3. В полете была совершена попытка стыковки с беспилотным кораблём Союз-2 в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта 1 ноября 1968 года награждён второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

    22 января 1969 года в Кремле во время торжественной встречи космонавтов офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева (ошибке способствовало и лёгкое внешнее сходство Берегового с Брежневым). Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен; сам Береговой был легко ранен осколками лобового стекла.

    В 1972-1987 годах - начальник Центра подготовки космонавтов. В 1987 году в звании генерал-лейтенант ушёл в отставку.

    В 1970-х годах по его просьбе было пересмотрено дело В. Ф. Януковича.

    Лауреат Государственной премии СССР (1981 год). Депутат Верховного Совета СССР 8-10-го созывов (1974-1989 годы). Вёл большую общественную работу.

    Скончался 30 июня 1995 года во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

    Награды

    • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 2271 (26 октября 1944 года)
    • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 48 (1 ноября 1968 года)
    • 2 ордена Ленина
    • 2 ордена Красного Знамени
    • Орден Александра Невского
    • Орден Богдана Хмельницкого 3-й степени
    • 2 ордена Красной Звезды
    • 2 ордена Отечественной войны 1-й степени
    • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени
    • Медаль «За боевые заслуги» (1949)
    • Медаль «За победу над Германией» (1945)
    • Медаль «За взятие Будапешта» (1945)
    • Медаль «За взятие Вены» (1945)
    • 11 юбилейных медалей
    • Герой Социалистического Труда НРБ и орденом Георгия Димитрова (НРБ, 1970)
    • Медаль «25 лет народной власти» (НРБ)
    • Медаль «100-летие падения Османского ига» (НРБ, 1979)
    • Медаль «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (НРБ, 1983)
    • Орден Государственного Знамени (ВНР, 1985)
    • Орден Красного Знамени с бриллиантами (ВНР)
    • Золотая медаль «За боевое содружество» (ВНР, 1980)
    • Крест Грюнвальда III степени (ПНР)
    • Орден Тудора Владимиреску V степени (СРР)
    • Орден Народного героя (Югославия)
    • Золотая медаль имени К. Э. Циолковского АН СССР
    • Золотая медаль имени Ю. А. Гагарина (FAI)
    • Государственная премия СССР (1981 год)
    Похожие статьи