• Белыми гуннами иногда называют племена. Белые гунны. Происхождение и антропология

    27.01.2024

    Постраничная нумерация сносок сохранена в верхнем индексе.

    Глава XIII.

    Белые гунны (эфталиты) и авары.

    Белые гунны, или эфталиты, упоминаются в китайских источниках под названием «Хуа» и «Хуадунь» в истории династии Лян (502-556 гг.). Один из их вождей носил имя «Едаилидо»; китайские источники сокращённо называют его «Еда» как и сами племена. При династии Вэй и Чжоу (VI-VII вв.) еда упоминаются в области Хуа, которая была под властью жуаньжуаней. Уже в V в. еда дошли до Ирана, распространив также свою власть, с одной стороны, в Индию, с другой - в Восточный Туркестан (на Кашгар, Карашар, Хотан и т.д.) 1 . По китайским источникам, еда составляли отдельную ветвь юечжей 2 .

    Вот что о них сообщают китайские источники. По одной версии, эфталиты (у китайцев - еда) происходят от юечжей, по другой - от уйгуров (гаогюй). Их первоначальное местообитание было у Алтая. Впоследствии они заняли Среднюю Азию, будучи увлечёнными туда движением уйгурских племён. Ставка их предводителя называлась Бадиянь (Бамиан в Афганистане), и имела в окружности около 10 ли (5 км). Эфталиты были скорей всего шаманистами, хотя при них продолжали существовать местные культы, зороастризм и буддизм. Буддизм они заимствовали от кушанов. С кушанами их роднят (равно как и с массагетами) явления пережитков группового брака. «Братья имеют одну жену. Жена мужа, не имеющего братьев, т.е. одномужняя, носит шляпу с одним углом; многомужняя же умножает число углов по числу братьев, на одеянии нашивает такое же число кистей. Остригают волосы на голове. Язык жителей совершенно отличен от языка жуаньжуаньского, гаогюйского и согдийского».

    авторов (Прокопий, Менандр). Последние пишут, что эфталиты - кочевники, разводят лошадей и верблюдов. Весьма важно указание, что власть не передаётся по наследству, а её получает «способнейший из родственников». Судя по сообщениям о формах захоронений, эфталиты знали уже расслоение на бедных и богатых. Первых хоронили в грунтовых могилах, вторых - в каменных склепах. Название эфталит (греческих писателей), по мнению некоторых исследователей, есть соединение термина Хуа с именем их предводителя Еда или Етаилидо , в произношении византийских авторов эфталиты . Так во всяком случае их называли Прокопий, Агафий, Менандр, Феофан, Феофилакт Симокатта, Кедрин и др. Византийские авторы путали (подобно китайцам) имя легендарного предводителя Эфталана с названием племен эфталитов. Упоминаемый ими предводитель Эфталан известен по другим источникам под именем «Кушнаваз», или в древней форме «Кушнавар». С этим именем связан разгром войск сасанидского царя Пероза.

    Племена эфталитов отмечаются в Средней Азии, главным образом в Закаспии и в верховьях Аму-дарьи, арабо- и персоязычными авторами под именем хайтал (Табари, Масуди, Фердоуси и др.). Неоднократно упоминают эфталитов и армянские историки, транскрибируя их название идалян , идал или хайтал . У Вардапета есть термин хайлан тюрк . Лазарь Парпский (конец V в.) употребляет для их обозначения термин Хептал ; Михаил Сирийский (IX в.) - тедал и тедалтзи 1 . Маркварт отметил также армянский термин Катиск - кадусии, как одно из названий эфталитов 2 .

    Моисей Хоренский, как отмечает Друэн, не энает термина эфталит, и для обозначения всех кочующих «тюркских» народов Туркестана употребляет слово «кушан» 3 . «Они

    (армяне, - А.Б. ) употребляют слово «кушан» для обозначения всех тюркских народов Туркестана с эпохи арсакидов».

    Под различными названиями упоминаются эфталитские племена в греческих и сирийских источниках. Среди греческих названий следует отметить термин гунны-кидариты 1 . Греческие источники употребляют также для названия эфталитов нафтал (Феофан), абдел (Феофилакт Симокатта) и его разновидности (ефталь, епталь, абдаль). В сирийской хронике Иешу Стилита они выступают под именем хионитов как, впрочем, и у некоторых других авторов 2 .

    Именем «эфталиты» назывались не сами гунны. Из приведённого перечня названий очевидно, что первые отличны от вторых и что название «эфталиты» относилось лишь к части гуннского племенного союза. В описаниях китайских и греческих авторов эфталиты отличаются и от восточных и от западных гуннов. Прокопий прямо указывает на эти отличия и выделяет эфталитов из всей массы гуннских племён не только по антропологическим признакам (эфталиты названы «белыми гуннами»), но и по образу жизни. Есть свидетельства древних авторов (Менандр), что эфталиты живут уже в городах. Однако отмеченный Прокопием образ жизни эфталитов, методы их войны и т.д. указывают на многие черты сходства с кочевыми народами. Указание, что эфталиты живут в городах, связано, как мы покажем ниже, с овладением ими городами Средней Азии и созданием местных политических центров. Справедливо, как нам кажется, мнение И. Маркварта, что под именем «эфталит» следует понимать только правящий род нового политического образования в то время, как этническая масса, составляющая эфталитское государство, была разнообразна. В него входили, по Маркварту, кидариты, кушаны, хиониты, гунны и чоль 3 . В. Бартольд считал эфталитов иранцами, хионитов - гуннами. С. Толстов предполагает, что эфталиты суть - смесь населения Приаралья с гуннами Семиречья и что эфталиты были тюрками по языку.

    История эфталитов известна нам благодаря столкновениям их с сасанидским Ираном, которые отразились в разнообразных источниках (византийских, армянских, сирийских, арабских, персидских и других). На основании этих источников

    Друэн устанавливает следующую хронологию истории эфталитов:

    420-425 гг. - появление эфталитов в Средней Азии.

    427 г. - первая война их с сасанидским Ираном (с Бахрам Гуром).

    442-449 гг. - вторая война с Иездегердом II.

    450-451 гг. - третья война.

    454 г. - четвёртая война.

    473 г. - сасанидский царь Пероз пытается заключить с эфталитами союз против Хормизда III.

    474-476 гг. - выступления эфталитов совместно с Перозом против Хормизда III.

    482-484 гг. - победа эфталитов над Перозом.

    484-485 гг. - борьба с Сохраем.

    486 г. - выступления эфталитов в союзе с Кавадом.

    497-499 гг. - второе выступление Кавада в союзе с эфталитами.

    503-513 гг. - борьба Кавада с эфталитами.

    556-558 гг. - борьба Хосроя Ануширвана с эфталитами и падение их. под натиском тюрок 1 .

    Выступая всё время в качестве силы, направленной против сасанидского Ирана, само эфталитское государство гибнет под ударом тюрок в 567 г.

    Начиная с 455 г., эфталиты имеют самостоятельную связь с Китаем, обмениваясь с последним посольствами. Проникновение эфталитов в Афганистан и Северную Индию в конце V в. приводит к образованию самостоятельной ветви индийских эфталитов. Эфталиты распространяют свою власть, правда, не надолго, и на Восточный Туркестан и Среднюю Азию.

    Прежде чем перейти к описанию их военных столкновений с Ираном во времена Кавада, отметим основные даты сношений эфталитов и сасанидского Ирана.

    Первое столкновение сасанидского Ирана с гуннами-эфталитами произошло при Бахрам V Гуре, сыне Иездегерда (420-438). Сообщая об этом событии, Табари называет эфталитов тюрками. В 427 г. каган эфталитов со значительным войском (по Табари - 250 тысяч) перешёл Оксус у Термеза, разрушил города Хорасана и проник до центра сасанидского царства. Один из подчинённых Бахрам Гура, Мобед, с армией бежал к эфталитам. За большой выкуп каган освободил занятые им районы Ирана и отошел к Мерву. Бахрам; Гуру удалось разбить эфталитов, убить их кагана и взять себе в жены его «хатун» (жена кагана). Вскоре был установлен союз сасанидов и эфталитов. С этим политическим актом П. Лерх связывал тот факт, что Бахрам Гур чеканил

    монеты типа бухархудатов, являвшиеся денежной единицей для обращения между Ираном и Средней Азией 1 .

    Преемником Бахрам Гура явился Иездегерд II, который царствовал в 438-457 гг. С 442 до 449 гг. Иездегерд ежегодно отправлялся на борьбу с эфталитами. В 442 г. он захватил область Арач; здесь находилась его резиденция - штаб и отсюда он вёл борьбу с эфталитами. Мобед возвратился к Иездегерду после смерти Бахрама и стал его советником.

    После Иездегерда II, в период Пероза и Кавада, эфталиты спорадически состояли в союзе с сасанидским Ираном. Позднее, в 513 г., Кавад разбил эфталитов, и они попали под влияние тюрок 2 . Это был самый важный, решающий этап борьбы эфталитов с сасанидским Ираном.

    Для характеристики белых гуннов или эфталитов (которых Вивьен де-Сен-Мартэн отождествляет с юечжами, до того как их разбили восточные гунны в Восточном Туркестане, а позднее передвинувшиеся в Среднюю Азию и Бактрию), следует привести одно место из Прокопия Кесарийского:

    «Хотя Эфталиты народ Уннского племени, но они не смешаны и не сносятся с известными нам Уннами, ибо ни смежной с ними области у них нет, ни вблизи от них не живут: но они соседят с Персами на севере, там, где город, называемый Горго, у самой Персидской окраины; тут между ними и Персами часто происходит война за границы. Ибо они не кочевники подобно другим Уннским племенам, но издревле населяют плодоносную страну, посему-то они никогда не нападали на римские земли иначе, как вместе с войском Мидийским. Изо всех Уннов они одни белы телом и не безобразны лицом. Образом жизни они также не похожи на других Уннов и не живут как те, по-скотски, но состоят под управлением одного царя, составляют благоустроенное гражданство, наблюдая между собою и соседями справедливость не хуже Римлян или кого другого. Самые богатые из них приобретают себе друзей, человек, пожалуй, до двадцати и более; друзья всегда обедают вместе с ними, разделяют достаток, имея на него общее с ними право. Когда же тот, кто приобрёл друзей, умрет, то по закону, и они должны быть положены в гроб вместе с ним живые[» ] 3 .

    По описанию Прокопия у эфталитов имели место отношения, характерные для раннеклассового общества, в котором военачальник, окружённый своей дружиной, живёт ещё в первобытно-общинных условиях. Указание на положение в гроб после смерти «друзей его», вероятно, вызвано обычаем захоронения рабов вместе с их владельцем, встречающимся в более древнее время, например, у скифов.

    По армянским источникам, в частности по сообщению Лазаря Парпского, известны военные столкновения между сасанидским Ираном, Перозом и эфталитами («царством кушанским», «царь Кушнавар»). Эти столкновения относятся, примерно, к 484 г. По сведениям Лазаря Парпского, Пероз был исключительно свирепым правителем, в частности «в Армении распространилось страшное восстание против жестоких правителей, назначенных Перозом» 1 .

    Моисей Каганкатуйский (автор X в.), Иоанн Католикос (X в.), Киракос Гандзакский (ХIII в.), Вардан Барцрбердаци (XIII в.) единодушно отмечают, что Пероз «свой народ угнетал сильно», что «господь поднял на него народ эфтальский» и что «всё войско персидское, вельможи и сам царь со всеми детьми своими погибли в последней битве своей с ними».

    Таким образом, эфталитское нашествие, отвлекшее силы Ирана от Кавказа, рассматривается армянскими историками как благо, принёсшее освобождение армянскому народу.

    Чрезвычайно характерно, что нападение белых гуннов на сасанидский Иран происходило в то время, когда внутри него, как следует понимать армянские тексты, достигла наивысшего подъёма борьба угнетённых народов. Эфталитское движение по своим результатам было освободительным для народов, закабалённых сасанидской Персией. Из этого можно сделать вывод о «варварском» строе белых гуннов и прогрессивном характере их движения против сасанидского Ирана.

    Как известно, непосредственным продолжением восстаний, возникших при Перозе и связанных с эфталитским движением, является движение маздакитов, выдвигавших лозунги восстановления первобытно-общинных порядков (в частности известен их лозунг об общности жён) 3 . Их поддержал царь Кавад, младший сын Пероза. По свидетельству Прокопия,

    «это многим не понравилось», причём по контексту под словом «многим» надо понимать: большинству персидской знати 1 .

    Кавад был заключён в «замок забвения» 2 , из которого ему удалось бежать, и он продолжал поддерживать движение эфталитов и маздакитов. Каваду удалось взять Ктезифон и Амиду, причём он «запретил персам убивать жителей, но позволил грабить их имущество и обращать их самих в невольников, приказав отобрать для себя отличнейших из них» 3 . Судя по приведённому свидетельству источника, обращение покорённых в рабство было одним из способов удовлетворения восставших.

    Убийство представителей сасанидской династии характерно для первого периода восстания, и в этот первый период союзниками Кавада являлись эфталиты. Не случайно историк называет «варварами» иранцев (войска Кавада), «ведших войну с римлянами» 4 . При дальнейшем продвижении «римляне», т.е. византийцы, столкнулись с «восемьюстами эфталитов, представлявших передовой отряд персидского войска» 5 . В дальнейшем Кавад пытался изменить характер движения, и перешёл на сторону господствующего класса Ирана, Это привело к конфликту с гуннами, составлявшими часть иранского войска, вместе с которым он вёл «в северных областях своего государства... долговременную войну» 6 .

    История взаимоотношений с сасанидским Ираном, особенно во времена Кавада, наглядно рисует «варварский» характер эфталитского государства, во многом сходный с социальной сущностью и прогрессивной ролью восточных и западных гуннов. Эфталитское общество было проявлением «варваризации» среднеазиатских племён после распада кушанского государства. Справедливо С. Толстов пишет, что «выступление эфталитов составляет одно из звеньев широкого наступления варварских племён на доживающий последние столетия рабовладельческий мир» 7 . Не менее важна роль эфталитов в

    этногенезе, как связующего звена восточноевропейских племён с центральноазиатскими.

    Надо отметить, что район обитания эфталитов в Приаралье издавна был населён различными племенами. Возможно, что дальнейшие исследования, в частности археологические раскопки, дадут материал, достаточный для ответа на вопрос о том, когда и от кого произошли эфталиты. Происхождение городищ этого района С.П. Толстов связывает с массагетами.

    Эфталитское общество, павшее под напором тюрок в 567 г., интересно в том отношении, что оно, вероятно, ассимилировалось с остатками гуннских кочевников, откатившихся с Ирнахом и Денгизихом от Византии в Среднюю Азию. В собственном имени одного из их предводителей, как мы указали выше, следует видеть отражение скрещённого названия двух племенных образований, местного - кушан и пришлого - авар . Мы имеем в виду имя Кушнавар . Кушнавар, конечно, не собственное имя, а соединение племенных названий: кушан+авар .

    По предположению древних авторов, и Эфталан был царём, который дал своё имя народу; на самом же деле в обоих случаях собственное имя вождя племени скорее возникло из племенного названия. Оба «собственных» имени, надо полагать, - племенные названия, причём первое из них - скрещённое.

    На скрещение эфталитов с аварами указывают и сообщения китайцев, которые заявляют, что «Еда считается сильным государством и находится в брачном родстве с жужанцами» (т.е. аварами, - А.Б. ). Таким образом, наш анализ термина Кушнавар , взятого из византийских и армянских источников, подтверждается и сообщением независимых от них китайских источников. Можно предполагать, что в среде эфталито-кушанского общества пережитки гуннского племенного союза продолжали своё существование 1 . Надо только учесть, что объединение аваров с кушанами, несомненно, наложило определённый отпечаток на их племенное название.

    Резюмируя наши соображения о происхождении эфталитов, можно сказать следующее.

    Эфталиты являются частью кушанских (юечжийских) племён, в свою очередь связанных, как показал С. Толстов, с мас-

    сагето-аланским союзом, вошедшим в контакт с гуннскими племенами Средней Азии. Политический подъём эфталитов был обязан откочевавшим в Закаспий гуннским племенам Ирнаха, Включение в среду гуннского союза осколков разбитого жужанского союза даёт новое этническое имя кочевникам - «авар», сменяющее имя «гунн». Союз гунно-аварских племён с остатками кушанского союза в Средней Азии образует на краткий отрезок времени политическую коалицию кочевников, принявших на себя имя одного из кушанских племён - «эфталит», в другом случае скрещённое имя своих предшественников «кушнавар», в третьем по сходству с предшественниками их именуют «гуннами», отличая эпитетом «белые». Естественно, что в коалиции имели место и новые явления в социально-экономическом строе - бóльшая, например, осёдлость, связанная с распадением древних форм кочевого быта.

    В этом свете следует отметить плодотворную гипотезу С.П. Толстова о том, что в серии «болотных городищ» нижней Сыр-дарьи и Приаралья имеются гунно-эфталитские поселения, впоследствии города гузов 1 . Находя возможным искать происхождение эфталитов на местной почве, С.П. Толстов не отрицает и факта связанности их с восточными элементами, в частности характеризующейся монгольским языковым вкладом 2 .

    Однако этот монгольский вклад, датируемый скорее всего V-VI вв., - лишь добавление к местной этнической среде, восходящей к массагетской древности, а не изначальная этническая масса.

    Не исключена возможность, как мы уже указали, что смена имени жужан , на авар и его дериваты - вархуни , кермихионы - произошла в этих районах Сыр-дарьи и Приаралья. Здесь восточные жужанские этнические элементы попали в орбиту влияния «гуннов поселений», где приняли свои имена-прозвища. Несомненно, что аварский каганат возникает в явной связи с этническими массивами Средней Азии и Восточной Европы и его сложный состав отмечается двухэлементными именами племенных союзов этого времени 3 .


    Мы уже определились с европейскими гуннами (см. выше), что они являются предками средневековых славян, а территория, с которой они начали свой поход, называется Сырой Землёй (Серикой, Сибирью). Но были у этих гуннов (этноним с двумя «н») и близкие родственники, так назывемые, белые (и красные) гуны (хуны, с одной «н», как их пишут учёные).
    Отождествляют их с эфталитами, хионитами, аварами, юэчжами, кидаритами и просто гунами (хунами). Исследователи связывают их родством с праболгарскими народами (утигурами, оногурами).


    Известный византийский историк Прокопий Кессарийский, писал про них, что эфталиты - народ «уннского племени… Из всех уннов они одни белы телом и не безобразны лицом» и еще, что «они не кочевники, подобно другим уннским племенам, но издревле занимают плодоносную страну». По нашим исследованиям эта страна, - Сыра Земля, Серика, Сибирь.
    Европейских гуннов и древние авторы, и многие современные учёные объединяют с белыми гунами-эфталитами кровным родством. Хотя между ними и существуют различия, но античные писатели, видимо, были осведомлены о том, что белые гуны входили в состав империи Аттилы, а европейские гунны исходили из Серики. Сохранилась информация о Сырой Земле и у восточных славян, русов (они об этом были осведомлены более всего). Не с потолка же они давали имена «поздним» выходцам из Сибири: отякам, остякам, сырянам-зырянам. А имена топонимов: Сибирь, Обь, Кама (Кем, Енисей). Многие сибирские этнонимы, топонимы были продублированы славянами в Европе, а их родственниками, белыми гунами, в Средней и Южной Азии.

    Государство эфталитов (от Сырдарьи до Аравийского моря), существовало с V по VIII века, а история гунских племён на территории Индии имеет очень яркие страницы.
    Героические страницы истории Индии связаны с племенами (варнами, кастами) раджпутов, потомков эфталитов-хионитов, аваров. Раджпуты – дети царей. Так Харша (Харшавардхана), великий завоеватель, как считается, был раджпутом клана Байс (Бай-кула?), завоевал территорию всей Северной Индии, включая и Раджпутану. После периода анархии, начавшегося со смертью Харши, в Северной Индии появились многочисленные государства, во главе которых стояли различные раджпутские кланы, считавшие себя потомками кшатриев. (Е.Н. Успенская, Раджпуты…).


    Рис. 12.1. Раджпуты Индии. Автор Сурадж Сингх, 2010.
    Варно-кастовая система Индии – сложная социально-этническая система, общие характристики которой представлены ниже.
    «…1) брахманы, т. е. жрецы, учителя и чиновники, с этой варной ассоциировался белый цвет;
    2) кшатрии, или раджанья, - правители и воины, знать; цвет - красный;
    3) вайшья, торговцы и земледельцы; цвет - желтый;
    4) шудры - ремесленники и другие обслуживающие общество группы, у них черный цвет.
    Существовала еще обширная неварновая периферия завоеванных народов, которые считались неарийскими.
    Сегодня в Индии более 3 тысяч каст.
    Раджпутская варна кшатриев включала четыре главные раджпутские линии (династии):
    - Сурьявамша (Рагхувамша) - Солнечная Линия;
    - Чандравамша (или Сомавамша, Индувамша) - Лунная Линия;
    - Агникула - Огненная Линия;
    - Нагавамша - Змеиная Линия.
    Генеалогические линии раджпутов состоят из родовых групп, которые в раджпутских источниках называются «кула». Этих кула очень много, но тридцать шесть из них составляют особую группу - так называемые «царские кулы». Эти «тридцать шесть» набраны из всех четырех Линий. Существует несколько не во всем совпадающих списков этих царских кул.
    Но во все из них входят следующие названия кул: Гухилот, Яду, Томар, Ратхор, Личчваха, Парамара, Чаухан, Чаулукья-Соланки, Пратихара, Чаура, Такшак, Джат, Хун, Чатти, Бала, Джетва, Джхала, Гухия, Сарвея, Силар, Даби, Гор, Дор, Бундела-Гахарвар, Баргуджар, Сангар, Сикервал, Баис, Дахиа, Джохва, Мохил, Никумпа, Раджпали, Дахима, Хул, Дахариа. В эти списки не включены некоторые очень важные современные кулы - Гаутам, Дикхит, эншен, а также исторические Чандел и Хайхея».

    Описание варновой системы нами приведено из книги Е.Н. Успенской «Раджпуты: рыцари средневековой Индии», СПб.: Евразия, 2000.
    Предлагаю обратить внимание на название родовых групп в среде потомков эфталитов, - «кула»: слово «кула» на санскрите означает «семья», род, племя».
    В Сибири и до нашего времени селькупские родо-племенные группы называются «гула». Несомненно, это одно и то же слово, одного и того же древнего этноса.
    «Селькупскому национальному самосознанию было присуще деление всего человечества на две части: 1) свой народ - гула, т.е. люди, и 2) все остальное человечество - квели. Селькупы выработали терминологию для обозначения диалектно-локальных групп, входивших в состав селькупского этноса. Внутри своего народа они различают: чумульгула, сюсигула, шиешгула, сельгула, тегула, соргула, пайгула, кайбангула» (Г.И. Пелих, Томск: 1972, 1981).

    Известен истории царь эфталитов Михиракула; значение его имени: миср+кула = солнечный потомок. А вот другие известные цари эфталитов носили имена очень похожие на германские (готские): Тораман и Готфар (Тора человек и Готов царь).

    Селькупы являются потомками носителей кулайской археологической культуры, существовавшей в Среднем Приобье в V в. до н. э. - V в. н. э. С этой историко- культурной общностью учёные связывают происхождение всех народов самодийской (ЯДЬ) языковой подгруппы.

    Можно предположить родство самояди и древнего клана индо-арьев Яду. Кроме всего прочего их связывает и легенда о поедании самоядью своих отцов и об отказе Яду (прародителя клана) отдать свои молодые годы своему отцу ЯЯти. Яду был им проклят и вполне вероятно, что эта легенда отразилась (очень своеобразно) в побасёнке о сибирских самоедах, поедающих своих отцов.

    Ядь и яду имеют и общих арийских прародителей – андроновцев, представителей урало-сибирского индо-иранского сообщества III-II тыс. до н.э.
    Коррелирует с сибирским родом Бай-гула (Байгуловы) и варна «бай(с)», откуда родом индийский царь Харша.

    Но вернёмся к сибирскому источнику – к Матери Сырой Земле, откуда вышли и савроматы и сарматы, и савиры, и сыряне.
    Название этнонима сарматов и их предков савроматов (Sarmat, Sauromat) следует определить, вслед за Н.Я.Марром и А.А.Глашевым (Наследие скифов…), следующим образом: савир+мат=савромат, сыр+мат=сирмат (сармат). Этнонимы савир и сир (seres, сыряне, zeriuani, zuireani) нам известны: савиры – гунское племя, предки северян и чувашей, а серы (сыры) – предки сырян и зырян.

    В племенном объединении индо-скифов мы также видим варну (касту) савиров (Sauvira). Места обитания европейских савиров, соответствуют местам обитания более ранних сарматов и ещё более ранних савроматов. Имена сарматов и савроматов, а так же язаматов, имеют общую часть «мата» (matia), которая на некоторых индо-скифских (раджастанских) наречиях означает земля, страна, а на древнеперсидском – племя, народ. На славянском языке "мати" означает тоже земля, страна. Примеры в русском языке: Матка - Новая Земля, материк, матица (основа), матёрый.

    Ниже, в таблице 12.1, представлены раджпутские слова со значением «земля».
    Таблица 12.1. Слово земля на раджпутских языках. Из списка Сводеша раджастанских наречий.

    Оады (язык оадки) – это, видимо, родственный народ камских удмуртов (од+морт), русское название народа: отяки (вотяки).
    Человек на языке оадов menas, а вот на языке белуджей - morden, на saraiki (языке жителей древней Сырастраны Syrastrene), - mord (~морт), на языке dhatki - mort; (морт). Здесь мы видим примеры общей лексики современных индийцев (раджастанцев) и жителей Приуралья, выходцев из Сибири.

    Относительно Сыра-страны хочется добавить, что ещё и в 1246 году Плано Карпини отправился в Монгольский округ, который назывался Сырой Ордой. А название Сыр-дарьи (Среднеазиатской крупнейшей реки) лингвисты не могут уверено вывести из персидского языка. Слово «сыр» - это славянское сыро, мокро, вода, река, а весь гидроним можно прочесть как речная река (сырая драва, по-славянски). К форме славянского гидронима «сыра» персы добавили свой гидроним «дарья».

    Таким образом, можно констатировать, что на протяжении более тысячи лет (V век до н.э. – VIII век н.э.) на огромной территории Евросибири и Средней и Южной Азии существовала общность народов, имеющая название от слова «сыр» (ser). Перечислим эти народы: савроматы, сарматы, савиры, сыряне. Всё это предки многичисленных этносов, самый большой из которых – славяне.

    История раджпутских варн в Индии также подтверждает теорию исхода славян (праславян) из Сибири. Этнонимия раджпутских варн и кланов, топонимия северных областей Индии тому яркое и достаточное подтверждение.


    Рис.12.2. Герб Томарских раджпутов.
    Герб Томаров включает сразу несколько символов современной Сибири: лук со стрелой - присутствует на гербе Сибири; лошадь - символ Томска.

    Всет просто.Язык - еще не показатель генов.Язык можно перенять у завоевателей.Вот смотрите.

    ------------------
    1) Андроновская культура - общее название группы близких археологических культур бронзового века, охватывавших в 2300 до н. э. - 1000 до н. э. Западную Сибирь, западную часть Средней Азии, Южный Урал. Название происходит от деревни Андроново около Ачинска.Андроновская культура развивается на базе ямной. Распространение андроновской культуры происходило неравномерно. На западе она доходила до района Урала и Волги, где контактировала со срубной культурой. На востоке андроновская культура распространилась до Минусинской котловины, частично включив в себя территорию ранней афанасьевской культуры. На юге отдельные материальные памятники обнаружены в районе горных систем Копетдага (Туркмения), Памира (Таджикистан) и Тянь-Шань (Киргизия) - в область расселения дравидоязычных племен . Северная граница распространения андроновской культуры совпадает с границей тайги. Жилища представляли собой полуземлянки и наземные бревенчатые хижины. Некоторые поселения (например, поселения в районе Петровки и Боголюбово) окружались рвами и валами, земля для которых бралась при отрывке рва. По верху валов сооружался деревянный частокол. Для проезда внутрь были оставлены перемычки во рву, а в валу устроены ворота для проезда колесниц.
    Погребения производились в ямах с каменными насыпями, иногда окружались оградами из каменных плит. Встречаются захоронения с использованием деревянной облицовки. Умерших укладывали в скорченном положении, кисти рук укладывались перед лицом. В погребениях находят кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, украшения, керамику.
    Основными домашними животными были лошадь и корова, также были приручены овцы, козы. Присутствовало примитивное земледелие.
    Люди андроновской культуры освоили металлургию. Разрабатывались месторождения медной руды в Алтайских горах, а также в Казахстане.Андроновскую культуру, как правило, относят к ранним индоиранцам. Она также связывается с изобретением колеса со спицами для колесниц около 2000 до н. э.
    Археологический памятник Синташта находится в верхнем течении Урала. Захоронения производились в курганах и включали (полностью или частично) останки домашних животных (лошадь, собака). В захоронениях обнаружены также колесницы. Синташта считается первым прото-индоиранским памятником, и создавшие его люди, видимо, говорили на прото-индоиранском языке .
    2)Абашевская культура - археологическая культура бронзового века второй половины II тыс. до н. э. на территории европейской части России от Калужской области до южной Башкирии. Культура получила своё название от наименования села Абашево (Чувашия).По мнению некоторых исследователей, абашевская культура, как и фатьяновская культура, по своему происхождению связана с среднеднепровской культурой и является развитием локального варианта срубной культуры. Европеоидный широколицый тип срубников хорошо представлен в абашевских погребениях.Важным элементом культуры абашевцев было коневодство. Они умели изготовлять колесницы. Орудия труда из камня, меди и кости домашних и диких животных свидетельствуют об охоте, скотоводстве и земледелии.
    Абашевцы первыми начали разработку месторождений цветных металлов на Урале.Места поселений абашевской культуры найдены лишь в Приуралье.
    У абашевских племен был чрезвычайно развит культ огня и солнца (аналог зороастризма).По образу жизни абашевцы были близки к племенам андроновской культуры. Абашевцы Южного Урала тесно контактировали с восточными соседями - андроновцами. Абашевцы заимствовали некоторые узоры андроновских племен для украшения глиняных сосудов. Такие сосуды найдены на раскопках Метевтамакского могильника. В то же время некоторые черты, свойственные культуре абашевцев, переходят к андроновцам. Именно этим объясняются многочисленные случаи находок абашевских металлических украшений в андроновских памятниках.

    Белые гунны, или эфталиты, упоминаются в китайских источниках под названием «Хуа» и «Хуадунь» в истории династии Лян (502-556 гг.). Один из их вождей носил имя «Едаилидо»; китайские источники сокращенно называют его «Еда» как и сами племена. При династии Вэй и Чжоу (VI- вв.) еда упоминаются в области Хуа, которая была под властью жуаньжуаней. Уже в V в. еда дошли до Ирана, распространив также свою власть, с одной стороны, в Индию, с другой - в Восточный Туркестан (на Кашгар, Карашар, Хотан и т. д.). По китайским источникам, еда составляли отдельную ветвь юечжей.
    Вот что о них сообщают китайские источники. По одной версии, эфталиты (у китайцев - еда) происходят от юечжей, по другой - от уйгуров (гаогюй). Их первоначальное местообитание было у Алтая. Впоследствии они заняли Среднюю Азию, будучи увлеченными туда движением уйгурских племен. Ставка их предводителя называлась Бадиянь (Бамиан в Афганистане), и имела в окружности около 10 ли (5 км). Эфталиты были скорей всего шаманистами, хотя при них про- должали существовать местные культы, зороастризм и буддизм. Буддизм они заимствовали от кушанов. С кушанами их роднят (равно как и с массагетами) явления пережитков группового брака. «Братья имеют одну жену. Жена мужа, не имеющего братьев, т. е. одномужняя, носит шляпу с одним углом; многомужняя же умножает число углов по числу фатьев, на одеянии нашивает такое же число кистей. Остригают волосы на голове. Язык жителей совершенно отличен от языка жуаньжуаньского, гаогюйского и согдийского».
    Далее китайская история сообщает, что эфталиты не имеют городов. Это противоречит сообщениям византийских
    авторов (Прокопий, Менандр). Последние пишут, что эфта- литы - кочевники, разводят лошадей и верблюдов. Весьма важно указание, что власть не передается по наследству, а ее получает «способнейший из родственников». Судя по сообщениям о формах захоронений, эфталиты знали уже расслоение на бедных и богатых. Первых хоронили в грунтовых могилах, вторых ~(в каменных склепах. Название эфталит (греческих писателей), по мнению некоторых исследователей, есть соединение термина Хуа с именем их предводителя Еда или Етаилидо, в произношении византийских авторов эфталиты. Так во всяком случае их называли Прокопий, Агафий, Менандр, Феофан,’ Феофилакт Симокатта, Кедрин и др. Византийские авторы путали (подобно китайцам) имя легендарного предводителя Эфталана с названием племен эфталитов. Упоминаемый ими предводитель Эфталан известен по другим источникам под именем «Кушнаваз», или в древней форме «Кушнавар». С этим именем связан разгром войск сасанид- ского царя Пероза.
    Племена эфталитов отмечаются в Средней Азии, главным образом в Закаспии и в верховьях Аму-дарьи, арабо- и пер- соязычными авторами под именем хайтал (Табари, Масуди, Фердоуси и др.). Неоднократно упоминают эфталитов и армянские историки, транскрибируя их название идалян, идал или хайтал. У Вардапета есть термин хайлан тюрк. Лазарь Парпский (конец V в.) употребляет для их обозначения термин Хептал; Михаил Сирийский (IX в.) -тедал и тедалтзи. Маркварт отметил также армянский термин Катиск - каду- сии, как одно из названий эфталитов.
    Моисей Хоренский, как отмечает Друэн,- не энает термина эфталит, и для обозначения всех кочующих «тюркских» народов Туркестана употребляет слово «кушан». «Они
    "{армяне,-А. Б.) употребляют слово «кушан» для обозначения всех тюркских народов Туркестана с эпохи арса- кидов».
    Под различными названиями упоминаются эфталитские племена в греческих и сирийских источниках. Среди греческих названий следует отметить термин гунны-кидариты- Греческие источники употребляют также для названия эфталитов шфтал (Феофан), абдел (Феофилакт Симокатта) и его разновидности (ефталь, епталь, абдаль). В сирийской хронике Иещу Стилита они выступают под именем хионитов как, впрочем, и у некоторых других авторов.
    Именем «эфталиты» назывались не сами гунны. Из приведенного перечня названий очевидно, что, первые отличны от вторых и что название «эфталиты» относилось лишь к части гуннского племенного союза. В описаниях китайских и греческих авторов эфталиты отличаются и от восточных и от западных гуннов. Прокопий прямо указывает на эти отличия и выделяет эфталитов из всей массы гуннских племен не только по антропологическим признакам (эфталиты названы «белыми гуннами»), но и по образу жизни. Есть свидетельства древних авторов (Менандр), что эфталиты живут уже в городах. Однако отмеченный Прокопием образ жизни эфталитов, методы их войны и т. д. указывают на многие черты сходства с кочевыми народами. Указание, что эфталиты живут в городах, связано, как мы покажем ниже, с овладением ими городами Средней Азии и созданием местных политических центров. Справедливо, как нам кажется, мнение И. Марквар- та, что под именем «эфталит» следует понимать только правящий род нового политического образования в то время, как этническая масса, составляющая эфталитское государство, была разнообразна. В него входили, по Маркварту, кидариты, кушаны, хиониты, гунны и чоль. В. Бартольд считал эфталитов иранцами, хионитов - гуннами. "С. Толстов предполагает, что эфталиты суть - смесь населения Приаралья с гуннами Семиречья и что эфталиты были тюрками по языку.
    История эфталитов известна нам благодаря столкновениям их с сасанидским Ираном, которые отразились в разнообразных источниках (византийских, армянских, сирийских, арабских, персидских и других). На основании этих источников

    Друэн устанавливает следующую хронологию истории эфта-
    ЛИТОВ:
    420-425 гг. - появление эфталитов в Средней Азии.
    427 г. - первая война их с сасанидским Ираном (с Бахрам Гуром). 442-449 гг. - вторая война с Иездегердом II.
    450-451 гг. - третья война.
    454 г. - четвертая война.
    473 г. - сасанидский царь Пероз пытается заключить с афталитам» союз против Хормизда III.
    474-476 гг. - выступления эфталитов совместно с Перозом против Хормизда III.
    4S2-484 гг. - победа эфталитов над Перозом.
    484-485 гг. - борьба с Сохраем.
    486 г. - выступления эфталитов в союзе с Кавадом.
    497-499 гг. - второе выступление Кавада в союзе с эфталитами.
    503-513 гг. - борьба Кавада с эфталитами.
    556-558 гг. - борьба Хосроя Ануширвана с эфталитами и падение их. под натиском тюрок.
    Выступая все время в качестве силы, направленной против сасанидского Ирана, само эфталитское государство гибнет под ударом тюрок в 567 г.
    Начиная с 455 г., эфталиты имеют самостоятельную связь, с Китаем, обмениваясь с последним посольствами. Проникновение эфталитов в Афганистан и Северную Индию в конце в. приводит к образованию самостоятельной ветви индийских эфталитов. Эфталиты распространяют свою власть, правда, не надолго, и на Восточный Туркестан и Среднюю Азию.
    Прежде чем перейти к описанию их военных столкновений: с Ираном во времена Кавада, отметим основные даты сношений эфталитов и сасанидского Ирана.
    Первое столкновение сасанидского Ирана с гуннами-эфта- литами произошло при Бахрам V Гуре, сыне Иездегерда" (420-438). Сообщая об этом событии, Табари называет эфталитов тюрками. В 427 г. каган эфталитов со значительным войском (по Табари - 250 тысяч) перешел Оксус у Термеза, разрушил города Хорасана и проник до центра сасакид- ского царства. Один из подчиненных Бахрам Гура, Мобед, с армией бежал к эфталитам. За большой выкуп каган освободил занятые им районы Ирана и отошел к Мерву. Бахрам; Гуру удалось разбить эфталитов, убить их кагана и взять себе в жены его «хатун» (жена кагана). Вскоре был установлен союз сасанидов и эфталитов. С этим политическим1 актом П. Лерх связывал тот факт, что Бахрам Гур чеканил)

    монеты типа бухархудатов, являвшиеся денежной единицей для обращения между Ираном и Средней Азией.
    Преемником Бахрам Гура явился Иездегерд II, который царствовал в 438-457 гг. С 442 до 449 гг. Иездегерд ежегодно отправлялся на борьбу с эфталитами. В 442 г. он захватил область Арач; здесь находилась его резиденция - штаб и отсюда он вел борьбу е эфталитами. Мобед возвратился к Иездегерду после смерти Бахрама и стал его советником.
    После Иездегерда II, в период Пероза и Кавада, эфталиты спорадически состояли в союзе с -сасанидским Ираном. Позднее, в 513 г., Кавад разбил эфталитов, и они попали под влияние тюрок. Это был самый важный, решающий этап борьбы эфталитов с сасанидским Ираном.
    Для характеристики белых гуннов или эфталитов (которых Вивьен де-Сен-Мартэн отождествляет с юечжами, до того как их разбили восточные гунны в Восточном Туркестане, а позднее передвинувшиеся в Среднюю Азию и Бактрию), следует привести одно место из Прокопия Кесарийского:
    «Хотя Эфталиты народ Уннского племени, но они не смешаны и не сносятся с известными нам Уннами, ибо ни смежной с ними области у них нет, ни вблизи от них не живут: но они соседят с Персами на севере, там, где город, называемый Горго, у самой Персидской окраины; тут между ними и Персами часто происходит война за границы. Ибо они не кочевники подобно другим Уннским племенам, но издревле населяют плодоносную страну, посему-то они никогда не нападали на римские земли иначе, как вместе с войском Мидийским. Изо всех Уннов они одни белы телом и не безобразны лицом. Образом жизни они также не похожи на других Уннов и не живут как те, по-скотски, но состоят под управлением одного царя, составляют благоустроенное гражданство, наблюдая между собою и соседями справедливость не хуже Римлян илиlt; кого другого. Самые богатые из них приобретают себе друзей, человек, пожалуй, до двадцати и более; друзья всегда обедают вместе с ними, разделяют достаток, имея на него общее с ними право. Когда же тот, кто приобрел друзей, умрет, то по закону, и они должны быть положены в гроб вместе с ним живые.

    По описанию Прокопия у эфталитов имели место отноше- ния, характерные для раннеклассового общества, в котором военачальник, окруженный своей дружиной, живет еще в первобытно-общинных условиях. Указание на положение в гроб после смерти «друзей его», вероятно, вызвано обычаем захоронения рабов вместе с их владельцем, встречающимся в бо- . лее древнее время, например, у скифов.
    По армянским источникам, в частности по сообщению Лазаря Парпского, известны военные столкновения между сасаиндским Ираном, Перозом и эфталитами («царством кушан-
    ским», «царь ОКушнавар»). Эти столкновения относятся, примерно, к 484 г. По сведениям Лазаря Парпского, Пероз был исключительно свирепым правителем, в частности «в Армении распространилось страшное восстание против жестоких правителей, назначенных Перозом».
    Моисей Каганкатуйский (автор X в.), Иоанн Католикос (X в.), Киракос Гандзакский (XIII в), Вардан Барцрбердаци (XIII в.) единодушно отмечают, что Пероз «свой народ угнетал сильно», что «господь поднял на него народ эфталь- ский» и что «все войско персидское, вельможи и сам царь со
    всеми детьми своими погибли в последней битве своей;с ними».
    Таким образом, эфталитское нашествие, отвлекшее силы Ирана от Кавказа, рассматривается армянскими историками как благо, принесшее освобождение армянскому народу.
    Чрезвычайно характерно, что нападение белых гуннов на сасанидский Иран происходило, в то время, когда внутри него, как следует понимать армянские тексты, достигла наивысшего подъема борьба угнетенных народов. Эфталитское движение по своим результатам было освободительным для народов, закабаленных сасанидской Персией. Из этого можно сделать вывод о «варварском» строе белых гуннов и прогрессивном характере их движения против сасанидского Ирана.
    Как известно, непосредственным продолжением восстаний, возникших при Перозе и связанных с эфталитским движением, является движение маздакитов, выдвигавших лозунги восстановления первобытно-общинных порядков (в частности
    известен их лозунг об общности жен) , Их поддержал царь Кавад, младший сын Пероза. По свидетельству Прокопия,

    «это многим не понравилось», причем по контексту под словом «многим» надо понимать: большинству персидской,
    знати.
    Кавад был заключен в «замок забвения», из которого ему удалось бежать, и он продолжал поддерживать движение, эфталитов и маздакитов. Каваду удалось взять Ктезифон и Амиду, причем он «запретил персам убивать жителей, но позволил грабить их имущество и обращать их самих в невольников, приказав отобрать для себя отличнейших из них». Судя по приведенному свидетельству источника, обращение покоренных в рабство было одним из способов удовлетворения восставших.
    Убийство представителей сасанидской династии характерно для первого периода восстания, и в этот первый период союзниками Кавада являлись эфталиты. Не случайно историк называет «варварами» иранцев (войска Кавада), «ведших войну с римлянами». При дальнейшем продвижении «римляне», т. е. византийцы, столкнулись с «восемьюстами эфталитов, представлявших передовой отряд персидского войска». В дальнейшем Кавад пытался изменить характер движения, и перешел на сторону господствующего класса Ирана. Это привело к конфликту с гуннами, составлявшими часть иранского войска, вместе с которым он вел «в северных областях своего государства... долговременную войну».
    История взаимоотношений с сасанидским Ираном, особенно во времена Кавада, наглядно рисует «варварский» характер эфталитского государства, во многом сходный с социальной сущностью и прогрессивной ролью восточных и западных гуннов. Эфталитское общество было проявлением «варваризации» среднеазиатских племен -после распада кушанского государства. Справедливо С. Толстов пишет, что «выступление эфталитов составляет одно из звеньев широкого наступления варварских племен на доживающий последние столетия рабовладельческий мир». Не менее важна роль эфталитов в

    этногенезе, как связующего звена восточноевропейских племен с центральноазиатскими.
    Надо отметить, что район обитания эфталитов в При- , аралье издавна был населен различными племенами. Возможно, "что дальнейшие исследования, в частности археологические раскопки, дадут материал, достаточный для ответа на вопрос о том, когда и от кого произошли эфталиты. Происхождение городищ этого района С. П. Толстов связывает с массагетами.
    Эфталитское общество, павшее под напором тюрок в 567 г., интересно в том отношении, что оно, вероятно, ассимилировалось с остатками гуннских кочевнико-в, откатившихся с Ир- нахом и Денгизихом от Византии в Среднюю Азию. В собственном имени одного из их предводителей, как мы указали выше, следует видеть отражение скрещенного названия двух племенных образований, местного - кушан и пришлого - мвар Мы имеем в виду имя Кушнавар. Кушнавар, конечно, не собственное имя, а соединение племенных названий: кушан -f- авар.
    По предположению древних авторов, и Эфталан был царем, который дал свое имя народу; на самом же деле в обоих случаях собственное имя вождя племени скорее возникло из "Племенного названия. Оба «собственных» имени, надо полагать,-племенные названия, причем первое из них-скрещенное.
    На скрещение эфталитов с аварами указывают и сообщения китайцев, которые заявляют, что «Еда считается сильным государством и находится в брачном родстве с жужанцами» (т. е. аварами, - А. Б.). Таким образом, наш анализ термина Кушнавар, взятого из византийских и армянских источников, подтверждается и сообщением независимых от них китайских источников. Можно предполагать, что в среде эфта- лито-кушанского общества пережитки гуннского ллеменного союза продолжали свое существование. Надо только учесть, что объединение аваров с кушанами, несомненно, наложило определенный отпечаток на их племенное название.
    Резюмируя наши соображения о происхождении эфталитов, можно сказать следующее.
    Эфталиты являются частью кушанских (юечжийских) племен, в свою очередь связанных, как показал С. Толстов, с мас-
    «сагето-аланским союзом, вошедшим в контакт с гуннскими.племенами Средней Азии. Политический подъем эфталитов был обязан откочевавшим в Закаспий гуннским племенам Ирнаха. Включение в среду гуннского союза осколков разбитого жуж а некого союза дает новое этническое имя кочевникам-«авар», сменяющее имя «гунн». Союз гунно-аварских племен с остатками кушанского союза в Средней Азии образует на краткий отрезок времени политическую коалицию кочевников, принявших на себя имя одного из кушанских племен - «эфта- лит», в другом случае скрещенное имя своих предшественников «кушнавар», в третьем по сходству с предшественниками их именуют «гуннами», отличая эпитетом «белые». Естественно, что в коалиции имели место и новые явления в социально-экономическом строе-большая, например, оседлость, связанная с распадением древних форм кочевого быта.
    В этом свете следует отметить плодотворную гипотезу С. П. Толстова о том, что в серии «болотных городищ» ниж- йей Сыр-дарьи и Приаралья имеются гунно-эфталитские поселения, впоследствии города гузов.1 Находя возможным искать происхождение эфталитов на местной почве, С. П. Толстов не отрицает и факта связанности их с восточными элементами, в частности характеризующейся монгольским языковым вкладом.
    Однако этот монгольский вклад, датируемый скорее всего -VI вв., - лишь добавление к местной этнической среде, восходящей к массагетской древности, amp; не изначальная этническая масса.
    Не исключена возможность, как мы уже указали, что смена имени жужан, на авар и его дериваты - вархуни, кер- михионы - произошла в этих районах Сыр-дарьи и Приаралья. Здесь восточные жужанские этнические элементы попали в орбиту влияния «гуннов поселений», где приняли свои имена-прозвища. Несомненно, что аварский каганат возникает в явной связи с этническими массивами Средней Азии и Восточной Европы и его сложный состав отмечается двухэлементными именами племенных союзов этого времени.

    (Средняя Азия), Афганистан и Гандхара (северная Индия). О гуннах -эфталитах, также называя их «белыми гуннами », писал Прокопий , тогда как другие, в том числе и более ранние авторы, такие как Аммиан Марцеллин , называют их гуннами-хионитами . Некоторые исследователи полагают , что у гуннов-хионитов произошла смена этнонима с «хиониты» на «эфталиты». Эфталиты представляли вторую волну иранских гуннов (то есть народов, называвшихся гуннами, но бывших в действительности иранского происхождения).

    Сирийские авторы, в частности Иешу Стилит , называют воевавших с Перозом эфталитов «хионитами, которые суть гунны » . С его слов, Пероз дважды попадал в плен к хионитам, причём оба раза был выкуплен Зеноном , который и примирил стороны. Пероз, пообещав за спасение своей жизни тридцать мулов, нагруженных серебряными монетами, оставил в заложниках гуннам своего сына Кавада и во второй раз дал обещание с ними не воевать, которое, после того как выкупил сына, снова нарушил и погиб в последнем своём походе .

    Китайские сведения - Яда́ [ | ]

    В китайских источниках (и другие) отмечено государство (и соответственно народ) Яда (嚈噠), относимое к региону Сиюй . Китайские историки затруднялись указать их происхождение, предполагалось, что они потомки юэчжей или гаоцзюй . Они жили на западе от Хотана и южнее отрогов Алтая . Столица - город Бадиянь (拔底延城), всего 10 ли в окружности. Там есть дворец и буддийские ступы и пагоды, украшенные золотом. В обычаях сходны с тюрками : братья имеют одну общую жену (она в этом случае носит особую шапочку, в отличие от одномужней). Волосы стригут. Язык непохож на язык жужаней , гаоцзюйцев и вообще «северных варваров» (胡).

    Население кочевое, около 100 000 человек. Держат лошадей и верблюдов , телег не имеют. Воров казнят, за мелкие проступки наказывают десятикратным штрафом. Богатых хоронят в каменных склепах, бедных в земле. Хорошие воины.

    Правитель имеет несколько жён, из которых каждая имеет свою ставку и он переезжает от одной к другой, за исключением трёх зимних месяцев. Правителя избирают из способнейшего в роде, необязательно сына предыдущего.

    В зависимость от Яда попали Кангюй , Хотан , Шалэ, Персия и до 30 других княжеств. Они сильнейшее государство, породнились с жужанями . В сер. V - начале VI века Яда установило дипломатические отношения с Китаем. После расцвета в начале VI века Яда были разбиты тюрками Ашина в 60-х годах VI века и частично рассеялись. Впрочем, ещё в 10-х годах VII века в Суй приходили посольства от Яда .

    Происхождение и антропология [ | ]

    Восточно-иранская версия [ | ]

    И судя по надписям на монетах эфталитов, выполненным греческими буквами на бактрийском языке, самоназванием эфталитов было «хион» («OIONO») . Историк Агусти Алемань указывает, что надписи эфталитов, как и предшествовавших им кушанцев , были выполнены на иранском языке .

    Прокопий Кесарийский, называвший эфталитов «белыми гуннами», выводит гуннов от ираноязычных массагетов , сообщая, что среди командиров в византийской коннице был Эган, «из народа массагетов, ныне называемых уннами». В то же время Прокопий отделяет эфталитов от других гуннов, с которыми эфталиты не имеют общих границ, а потому не смешиваются с ними, добавляя, что

    Хотя эфталиты народ гуннский и [так] называется, они однако не смешиваются и не общаются с теми гуннами, которых мы знаем, так как не имеют с ними пограничной области и не живут вблизи них…, они не кочевники, как прочие гуннские народы, но издавна обосновались на плодородной земле. Они одни из гуннов белы телом и не безобразны видом, не имеют и образа жизни, подобного им, и не живут какой-то звериной жизнью, как те, но управляются одним царем и имеют законную государственность, соблюдая между собой и соседями справедливость ничуть не хуже ромеев и персов .

    - Прокопий Кесарийский .

    Существуют также мнения, что в этногенезе эфталитов приняли участие как мигрировавшие племена тохаров , так и согдийское население .

    Центр государства эфталитов располагался в северном Афганистане (Бактрия, Кундуз). Удельные княжества во главе с тегинами располагались в южном Афганистане и Гандхаре (Пенджаб). Само государство было конфедеративным и состояло из множества полунезависимых владений со своими наследственными династиями под верховной властью царя. Каждое владение выпускало свою серебряную или медную монету. В этом государстве было несколько видов письменности: согдийская, бактрийская, брахми и др. Государственной письменностью была бактрийская. Существенную роль в экономике играл «Шелковый путь».

    На монетах цари эфталитов имеют ярко выраженный европеоидный облик: у них выступающие прямые носы и большие глаза. Они изображаются с усами и выбритыми подбородками. Женщины носили косы. Современники описывают эфталитов как кочевников, живущих в войлочных юртах и одевающихся в шелковые одежды. Неотъемлемым элементом интерьера был ковер.

    Тюркская версия [ | ]

    Согласно точке зрения, которую высказывает Паркер, эфталиты - это «юэбань », последние из которых, по его мнению, были «прототюркским» народом . Аналогичной точки зрения придерживаются исследователи Блоше и советский исследователь С. П. Толстов считал первоначальным ареалом древних эфталитов берега Сырдарьи в связи с описываемым им «общим подъёмом варварских племен в IV веке » . Давид Кристиан (D. Christian) также считает эфталитов «прототюркским» народом . Однако это мнение разбивается о прямое указание раннесредневекового китайского источника «Бэй-ши»(«История Севера», или «История Северных династий», VII в.), что «язык эфталитов не тюркский » . Ли Янь-шоу (ок. 596- ок. 678) в «Бэй ши» пишет, что «их (Яда) язык не одинаков с языком жужаней и гаочэ, а также всех [других] хусцев (то есть кочевых народов)». Более того, в цз. 54 династийной истории «Лян шу» указывается, что для общения китайцев с представителями владения Яда «их язык следует переводить на язык [жителей владения] Хэнань (зд. Туюйхунь), только тогда можно понять».

    Некоторые исследователи предполагают, что китайский буддийский монах Сун Юнь видел эфталитов и оставил их описание. Однако Сун Юнь посетил зимой 519/520 гг. владение Яда, которое некоторыми исследователями соотносится с державой эфталитов. Поэтому ссылки на Сун Юня, якобы «наблюдавшего эфталитов в Индии в 520 г.», и «описывавшего их как народ, обитающий в шатрах, носящий одежды из кожи и не знающий грамоты, что в равной степени говорит как в пользу хионитской, так тюркской версий происхождения эфталитов», недостаточно валидны без проведения углубленного исследования по данному вопросу. Тем более, что в цз. 54 «СИ Юй чжу жун» (Все варвары Западного Края) династийной истории «Лян шу» (VI в.) прямо указывается на использование Яда письменности: «Нет письменности, делают зарубки на дереве. Общаются с соседними владениями, при этом, если соседнее владение варварское, то используют варварские письмена, заменяя кожей барана бумагу ». Это сведение повторено в сунской энциклопедии конца Х в. «Тайпин юйлань»: «Нет письменности, используют зарубки на дереве, при сношениях с соседними государствами используют варварское (ху) письмо и кожу барана (пергамент) вместо бумаги». Городов, кроме укрепленной царской ставки Бадиян, застроенной зданиями храмов и дворцового комплекса, согласно китайским источникам, Яда не знали.

    Канадский синолог Эдвин Пуллиблэнк считал эфталитов, как и родственных им хионитов , тюркским племенем, подвергшемуся влиянию оседлых ираноязычных народов: «Что в их империи должны были присутствовать иранские элементы лишь ожидаемо поскольку подчиненное население было преимущественно иранским. Куда более значительны доказательства алтайских связей в самих правивших эфталитах ».

    Управление и культура [ | ]

    Центр государства располагался в северном Афганистане (Бактрия , Кундуз). Удельные княжества во главе с тегинами располагались в южном Афганистане и Гандхаре (Пенджаб). Само государство было конфедеративным и состояло из множества полунезависимых владений со своими наследственными династиями под верховной властью царя. Каждое владение выпускало свою серебряную или медную монету (при том, что Яда не имело своей монеты - китайские источники фиксируют использование монет только юэчжи и тохарами). В этом государстве было несколько видов письменности: согдийская , бактрийская, брахми и др. Государственной письменностью была бактрийская. Существенную роль в экономике играл «Шелковый путь ». Однако все вышесказанное не подтверждается для владения Яда, что говорит против ассоциации этого владения с державой эфталитов.

    Эфталитский царь.

    На монетах цари эфталитов имеют ярко выраженный европеоидный облик : у них выступающие прямые носы и большие глаза. Они изображаются с усами и выбритыми подбородками. Женщины носили косы. Современники описывают эфталитов как кочевников , живущих в войлочных юртах и одевающихся в шелковые одежды. Неотъемлемым элементом интерьера был ковёр.

    Считается, что эфталиты практиковали полиандрию , причем «братья имели одну жену ». Однако это сообщение опять-таки относится исключительно к Яда. Китайские феодальные историки единодушно сообщают, что женщина носит меховую шапку с деревянным рогом, если муж у неё один. Длина рога в разных сообщениях варьируется от 1 до 3 чи (32-96 см.). Если у мужа есть братья, которые также являются её мужьями, то добавляется столько дополнительных рогов, сколько у неё мужей. Aналогичный головной убор обнаружен у женщин Кафиристана и в Северо-Западной Индии. Однако отмеченный в 640-х года буддийским монахом Сюань Цзаном аналогичный головной убор у женщин во владении Сы-мо-да-ло (небольшое владение, находилось в горном массиве в пределах горной страны от Каракорума до Гиндукуша) имел совершенно иное значение - рог обозначал здравствующих свекра и свекровь. На нём было 2 отростка - один выше, другой - ниже. Верхний отросток обозначал свекра, нижний - свекровь. После смерти свекра или свекрови удалялся соответствующий отросток, а после смерти обоих - шапка больше не носилась.

    Религия [ | ]

    Известно, что среди эфталитов распространялось христианство несторианского толка . В 549 году эфталиты получили своего собственного епископа . О силе влияния христианства среди эфталитов свидетельствует тот факт, что они руководствовались идеей христианской солидарности в борьбе против поборника зороастризма персидского шаха Йездигерда II (V век) . К местной (кушанской) греко-буддийской культуре они относились весьма враждебно.

    Потомки [ | ]

    Наиболее вероятными потомками эфталитов считаются современные пуштуны и таджики - жители Хатлонской области Таджикистана откуда берут свой истоки Эфталиты.

    Правители [ | ]

    Эфталиты (белые гунны) (ок. 450–565)

    Средняя Азия, Афганистан, Сев.-Зап. Индия. Стол. Бадиан .

    Примечания [ | ]

      • Denis Sinor. The Cambridge History of Early Inner Asia, Том 1 (англ.) . Cambridge University Press (1990). Проверено 19 августа 2017.
        "The relative abundance of data norwithstanding, we have but a very fragmentary picture of Hephthalite civilization.There is no consensus con- cerning the Hephthalite language, though most scholars seem to think that it was Iranian .The Pei shih at least clearly states that the language of the Hephthalites differs from those of the High Chariots, of the Juan-juan and of the "various Hu a rather vague term which, in this context, probably refers to some Iranian peoples... According to the Liang shu the Hephthalites worshiped Heaven and also fire a clear reference to Zoroastrianism ."
      • Университет штата Индиана. Asia Major, Том 4,Часть 1 (англ.) . Institute of History and Philology of the Academia Sinica (1954). Проверено 19 августа 2017.
      • Robert L. Canfield. Turko-Persia in Historical Perspective (англ.) . Cambridge University Press P. 272.pp.49 (2002). Проверено 19 августа 2017.
        "One cannot go into details here about that dark period of Central Asian history from the time of the Kushans down the coming of the Arabs, but one may suggest that the beginning of this period saw the last waves of Iranian-speaking nomads moving to the south, to be replaced by the Turkic-speaking nomads beginning in the late fourth century.... but our information about them, known in Classical and Islamic sources as the Chionites and Hephthalites, is so meager that much confusion has reigned regarding their origins and nature.Just as later nomadic empires were confederations of many peoples, we may tentatively propose that the ruling groups of these were, or at least included, Turkic-speaking tribesmen from the east and north, although most probably the bulk of the people in the confederation ofChionites and then Hephthalites spoke an Iranian language .In this case, as normal, the nomads adopted the written language, institutions, and culture of the settled folk.To call them "Iranian Huns" as Gobl has done is not infelicitous, for surely the bulk of the population ruled by the Chionites and Hephthalites was lranian (Gobl 1967:ix). But this was the last time in the history ofCentral Asia that Iranian-speaking nomads played any role; hereafter all nomads would speak Turkic languages and the millennium-old division between settled Tajik and nomadic Turk would obtain ."
    Похожие статьи