• Анализ произведения «Недоросль. Анализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль Краткий анализ рассказа недоросль фонвизин

    31.01.2024

    Хоть восемнадцатый век и не вошёл в историю, как «золотой век» русской литературы, мало кто будет отрицать его значимость для литературного искусства России. Восемнадцатый век стал тем основанием, на котором зародилась новая литература, точкой опоры, от которой отталкивались Пушкин, Грибоедов, Жуковский и прочие великие писатели. Самым знаменитым драматургом той далёкой эпохи является Денис Иванович Фонвизин. В его самом известном творении – пьесе «Недоросль» мы можем наблюдать идеи и посылы, которые будут актуальны в русской литературе вплоть до наших дней.

    Замысел создания «Недоросля» родился у Фонвизина после его длительного пребывания во Франции, чьё театральное искусство на тот момент находилось на недостижимой для соседей высоте. Особенно вдохновили писателя комедии, высмеивавшие пороки отдельных представителей французской аристократии и мещанства, а также просветительские идеи Вольтера.

    Будучи дворянином, Фонвизин сам мог наблюдать все недостатки правящего класса Российской империи. Сделав комедию на французский лад, драматург намеревался обнажить и высмеять беспокоившие его недостатки помещичьего дворянства. Цель Фонвизина — осудить пороки правящего класса и показать верные нравственные ориентиры — честность, патриотизм, ум и высокий уровень нравственности.

    Направление и жанр

    «Недоросль», бесспорно, принадлежит к литературному направлению классицизма. Это литературное направление характеризуется особенными идеалами: в нем долг превосходит чувство, а разум — страсти. Так, несмотря на мольбы Простаковой, Правдин отнимает у нее власть над крестьянами: служебный долг он ставит выше сочувствия.

    Основные черты и признаки классицизма в пьесе:

    • В повествовании сохранено единство места и времени.
    • Почти все персонажи носят говорящие фамилии.
    • Освещённым порокам придаётся локальный характер, осуждаются лишь отдельные представители помещичьего дворянства, в то время как государство в целом представлено в позитивном ключе.

    Жанр «Недоросля» — классическая комедия. Свое место в пьесе заняла сатирическая направленность, однако юмор не слишком резкий. На первом месте у автора стоит не желание обличить и осудить, а с помощью смеха направить людей на путь исправления.

    Конфликт

    В основе пьесы лежат два конфликта – социально-политический и любовный.

    1. Социально-политический конфликт заключается в изобличении крайностей, которые возникают при крепостном праве, в осуждении самодурства и невежества. По ходу сюжета нарастает противоречие между идеалами просвещённой монархии и помещичьей зашоренностью. Однако в финале разум и гуманизм одерживают вверх.
    2. Любовный конфликт играет второстепенную роль и лишь дополняет социально-политический. Через него Фонвизин доносит до нас идеи о недопустимости принуждения и всесильности истинной любви.

    Особенности конфликта состоят в том, что дворянам противопоставлены сами дворяне, и противостояние происходит в рамках одного сословия. Фонвизин подчеркивает, что российское дворянство неоднородно: в нем есть достойные люди и бесчеловечные тираны.

    Суть

    Помещица Простакова узнаёт о том, что её воспитанница – Софья, стала наследницей своего богатого дяди. Помещица намеревается насильно выдать девушку замуж за своего сына – Митрофана. Софья всячески противится этому, ведь на уже давно влюблена в молодого офицера Милона. На ее руку претендует и дядя Митрофана, Скотинин.

    На помощь героям приходят сначала чиновник-интеллигент Правдин, а потом и дядя Софьи – Стародум. В финале планы Простаковой рушатся: крестьяне переходят под опеку государства, сын грубо отталкивает ее, а Стародум увозит влюблённых молодых людей в Москву.

    Главные герои и их характеристика

    Система образов отражена в таблице от Многомудрого Литрекона.

    имя героя характеристика
    митрофан простаков невежественный и грубый юноша. законченный эгоист, не ценящий даже родную мать. безынициативен и управляем. его ничего не интересует, кроме комфорта и довольства, но бороться за них он не умеет, поскольку вечная опека матери сделала его несамостоятельным. в конце повествования его устраивают на государственную службу.
    госпожа простакова неграмотная, грубая и жестокая помещица. недалёкая домашняя тиранша, держит в страхе весь дом. безраздельно управляет своим мужем и крепостными. не ценит жизни тех, кто слабее её, и не считается с их мнением. крестьян бьет и оскорбляет без всяких причин. при этом любящая мать, превратившая, однако, своего сына в образец безнравственности.
    софья образованная, честная и добрая девушка. сирота. будучи воспитанницей в доме простаковых, была жертвой самодурства матери семейства. несмотря на это, она выросла умной, покорной и скромной. когда же софья становится единственной наследницей своего богатого дяди, её пытаются силой выдать за муж за митрофана. в конце повествования получает возможность выйти замуж за своего возлюбленного – милона.
    правдин чиновник, назначенный проинспектировать поместье простаковых. став свидетелем несправедливостей со стороны простаковой, прикладывает все усилия для того, чтобы избавить софью и крепостных людей от тирании. в итоге он отбирает крепостных простаковых в пользу государства и отправляет митрофана на службу, несмотря на мольбы и попытки подкупа. это честный и нравственный человек, который во всем согласен со стародумом.
    стародум старый дворянин. дядя софьи. долгое время провёл в сибири, откуда от него не было никаких вестей. честно заработал огромное состояние и сделал софью своей единственной наследницей. мудр и справедлив. спас племянницу от брака с митрофаном и позволил ей самой выбрать себе мужа. он является носителем старых дворянских ценностей петровского времени и пропагандирует скромность, благородство и честную службу во благо отечества без блата.
    тарас скотинин брат госпожи простаковой. необразованный помещик-самодур. ни во что не ставит человеческую жизнь, но всем сердцем любит свиней. также добивался руки софьи, но потерпел неудачу. это алчный, грубый, жадный, но трусливый герой, каждое действие которого комично.

    Темы

    Тематика пьесы «Недоросль» выдержана в духе классицизма:

    • Воспитание – основная тема комедии. Фонвизин показал нам, как не стоит воспитывать детей. Драматург, не отрицая родительской любви к своему чаду, показывает нам, что происходит, когда любовь к ребёнку доходит до крайности.
    • Образование – Получение знаний ставится писателем на первое место. По его мнению, только образованный человек может быть по-настоящему благородным, тогда, как прозябающие во тьме невежества – недалёкие и подлые люди.
    • Нравственность — Стародум говорит, что только нравственному человеку знания идут на пользу. Он считает, что благонравие — это основа образования и воспитания. Он ставит необходимость доброты, справедливости и честности на первое место. Это и есть идеалы Фонвизина.
    • Любовь . Автор указывает на основу брака — любовь. В его времена было популярно жениться и выходить замуж по расчету, но в этом укладе жизни очевидна безнравственность. На примере Софьи и Милона он показывает, как должны формироваться семьи: только по взаимной склонности и благословению родных.

    В данном произведении еще много тем, и Многомудрый Литрекон охотно перечислит их, если есть необходимость. Пишите в комментариях об этом, и он дополнит разбор.

    Проблемы

    Проблематика пьесы «Недоросль» богата незаурядными вопросами, актуальными до сих пор.

    1. Злонравие – В своей пьесе Фонвизин решительно осуждает самодурство, зависть, жадность и грубость, свидетелем которых он был. По его мнению, дворянство должно отринуть все свои недостатки, чтобы превратить Россию в настоящую европейскую страну.
    2. Невежество – Глупость в глазах драматурга выглядит самым страшным человеческим пороком. В его пьесе все невежды – омерзительные ничтожества, тогда как все положительные персонажи умны и образованы.
    3. Воспитание истинного гражданина – В своей комедии Фонвизин изобразил идеальных, по его мнению, граждан Российской империи в лице Правдина и Стародума. Образованные и добродетельные люди, которые думают прежде всего о благе государства, но при этом сохранили в себе благородство, человечность и искренность.
    4. Также автор высмеял такие пороки, как грубость, жестокость, эгоизм, алчность, жадность, лицемерие, ложь и лесть. По его мнению, их искоренить может только сама система: если преуспевать будут только честные и высоконравственные люди, то все остальные станут такими же, потому что увидят в этом выгоду для себя.

    Перечислять основные проблемы из комедии «Недоросль» можно долго, но если Вам нужен полный список, пишите Литрекону в комментариях, и он дополнит статью.

    Основная идея

    Комедия демонстрирует нам реакционных представителей помещичьего дворянства, окутанных предрассудками и пороками. Оно представляется поистине омерзительным, но в то же время жалким и доживающим свой век. На смену Простаковым и Скотининым приходят Правдины, Стародумы и Софьи, и в конечном итоге высоконравственные качества всегда побеждают невежество и подлость. Это и есть главная мысль комедии «Недоросль».

    Разумеется, автор вложил в пьесу «Недоросль» общественный смысл, типичный для эпохи просвещения. Нравственность должна исходить от государя — идеального абсолютного монарха, который обязан давать места, титулы и богатства только достойным людям.

    Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми…

    Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может выйти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, - тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.

    Чему учит

    С другой стороны, пьеса говорит нам о том, как важно, несмотря на внешнее давление, сохранять в себе благородство, ум, волю и стремление к самосовершенствованию, ведь именно эти качества и делают человека человеком. Такова мораль комедии «Недоросль».

    Критика

    Вопреки ожиданиям Фонвизина, его пьеса была очень неоднозначно встречена современниками. Многие дворяне увидели в «Недоросле» не попытку указать на недостатки общества, а прямой навет и клевету.

    Однако позже драматург был оценён в полной мере. Сам Пушкин считал творчество Фонвизина искренним и весёлым, и очень сожалел о том, что таких писателей в русской литературе совсем немного.

    «Недоросль» … единственный памятник народной сатиры, «Недоросль», которым некогда восхищалась Екатерина и весь ее блестящий двор…» (А. С. Пушкин, статья «Опровержение на критики»)

    Значение пьесы «Недоросль» для русской литературы трудно переоценить. Его всячески подчеркивали такие авторитетные писатели, как Н.В. Гоголь.

    Комедия Фонвизина поражает огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчувственного, непотрясаемого застоя в отдаленных углах и захолустьях России… <…> Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души… » (Н. В. Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями»)

    Мнение критиков о «Недоросле» было бы неполным без рецензии В.Г. Белинского.

    «…«Недоросль» и «Бригадир», уже согнанные с театра, никогда не будут изгнаны ни из истории русской литературы, ни из библиотек порядочных людей. Не будучи комедиями в художественном значении, они — прекрасные произведения беллетрической литературы, драгоценные летописи общественности того времени. …и честь и слава уму и таланту Фонвизина, что он угадал, что можно и что нужно было в его время…» (В. Г. Белинский, «Русская литература в 1841 году»)

    Но далеко не все рецензенты хвалебно воспевали произведение. Были и негативные отклики, связанные с искусственностью образов героев:

    …комедия «Недоросль», хотя и явилась выражением общественного самосознания, лишена горячего, живого чувства протеста… Как и сам Фонвизин, его «идеалы» — Правдин, Стародум, Милон, Софья — все «умны», порядочны, но холодны, чересчур благоразумны и заученным манером излагают господствующую теорию «просвещенного деспотизма»…» (С. М. Брилиант, «Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность», 1892 г.)

    Советская критика положительно оценивала вклад автора в литературу и развитие общественной мысли.

    <…> Фонвизин в силу своей классовой принадлежности не пошел против крепостного права, хотя и дал богатейший материал, свидетельствующий о крестьянском бесправии. Тем не менее художественные достоинства его комедий несомненны. Он индивидуализирует образы учителей (Кутейкина, Цыфиркина, Вральмана), он доводит до высокого совершенства диалог, он воссоздает современный ему поместный быт во всей его колоритной уродливости. Образы Простаковой и Митрофанушки сделались традиционными, вошли в плоть и кровь последующей литературы…» (Статья «Драма» // «Литературная энциклопедия в 11 томах», 1929-1939 гг, том 3)

    Уже в наши дни «Недоросль» считается образцом классической литературы, который лежит в основе всей русской литературы. Едва ли можно найти человека, который не читал бы этой пьесы или не знал о ней, а имя Митрофана для некоторых людей стало нарицательным.

    Замысел произведения «Недоросль» сложился у Фонвизина еще в 1778 году. Работа над произведением заняла около трех лет и была закончена в 1782 году.

    Тема, проблема, идея и значение произведения

    Основу комедии составляют две проблемы, особенно волновавшие писателя – это проблема воспитания и проблема нравственного разложения дворянства. Фонвизин считал, что проблема воспитания имеет государственное значение, и именно правильное воспитание могло бы спасти дворянское общество от разложения и деградации.

    Причину порочности дворянства писатель видит в установившемся государственном строе, который порождает беззаконие и произвол. Проблема воспитания, таким образом, оказывается неразрывно связанной с политическим и жизненным укладом государства.

    Замечание 1

    Проблема воспитания дворянства является основной темой данного произведения.

    Идея комедии заключается в осуждении невежественных и жестоких помещиков, считающих себя хозяевами жизни. они не соблюдают ни нравственные законы, ни государственные.

    Комедию «Недоросль» можно назвать народной. В этом произведении Фонвизин отразил острые проблемы русской действительности. Сначала зрители, посмотрев комедию в театре, от души смеялись. Однако потом, задумавшись, испытывали печаль и называли пьесу русской трагедией. Комедия Фонвизина является сатирическим зеркалом общества.

    «Недоросль» является общественной комедией, в которой нет ничего карикатурного. Все персонажи взяты из реальной жизни.

    В этом произведении присутствует и гротеск, и фарсовое начало, и сатирический комизм. Поднимаются вопросы, заставляющие серьезно задуматься. «Недоросль» оказал сильнейшее влияние на развитие русской драматургии и литературы в целом.

    Жанр, сюжет, композиция

    Замечание 2

    Комедия «Недоросль» создавалась в рамках правил классицизма. Однако жизненная достоверность персонажей обусловила возникновение нового типа комедии – реалистической.

    Сатира и публицистика питают обличительный пафос содержания произведения. Сатира наполняет все сцены, где изображается жизненный уклад семейства Простаковой.

    Сюжет комедии несложен. Фонвизин положил в основу сюжета конфликт общественно-политической жизни 70-начала 80-х годов 18 века. Это борьба с крепостницей Простаковой и лишение ее права владения поместьем.

    В комедии одновременно присутствуют и другие сюжетные линии, не являющиеся основными. Это борьба Скотинина, Простаковой и Милона за Софью и соединение влюбленных друг в друга Милона и Софьи.

    «Недоросль» - это комедия в пяти действиях. Действие событий происходит в поместье Простаковых. Большая часть драматического действия в произведении посвящена проблеме воспитания: это и сцены, в которых происходит учение Митрофана, и основная часть нравоучений Стародума. Сцена экзамена Митрофана является кульминационным моментом в разработке темы воспитания. Сила обличительного сарказма, заключенного в этой сатирической картине, является приговором системе воспитания Скотининых и Простаковых. Художественное своеобразие и язык произведения

    Увлекательный сюжет, остроумные реплики и смелые положения, разговорная речь персонажей, насмешка над плодами французского просвещения, сатира на русское дворянское общество было новым и чрезвычайно привлекательным. Театр стал средством социальной публично сатиры и требовал понятных персонажей и понятного языка, требовал актуальных проблем и узнаваемых коллизий. Все это есть в комедии «Недоросль», которая актуальна и сегодня.

    Фонвизин, верно понимая драму как искусство слова и рассматривая ее как зеркало общества и человека, создал язык отечественной драмы. Он не считал этот язык окончательным и идеальным. Писатель, являвшийся членом Российской академии, серьезно занимался изучением современного ему языка и совершенствованием. Писатель мастерски выстраивает языковые характеристики героев своего произведения. Это и оскорбительные, грубые слова в речи Простаковой, и словечки солдата Цыфиркина, характерные для военного быта, и ломаная речь Вральмана, и славянские слова семинариста Кутейкина, и благородная речь Софьи, Правдина и Стародума. Выражения из комедии «Недоросль» стали крылатыми, например «тришкин кафтан», «не хочу учиться, а хочу жениться» и т.д. А имя Митрофанушки еще при жизни Фонвизина стало нарицательным, обозначая невежду и лентяя.

    Система персонажей и их характеристика

    Как и в любом классицистическом произведении, персонажи делятся на положительных и отрицательных.

    Отрицательными героями пьесы являются:

    1. госпожа Простакова, хозяйка поместья
    2. господин Простаков, муж Простаковой
    3. Митрофан - недоросль, сын Простаковых
    4. Скотинин – брат Простаковой.

    Положительные персонажи:

    1. Стародум, дядя Софьи
    2. Софья - сирота, живущая у Простаковых
    3. Милон, офицер, влюбленный в Софью
    4. Государственный чиновник Правдин.

    Второстепенные персонажи:

    • Кутейкин – учитель, бывший семинарист
    • учитель арифметики Цыфиркин
    • няня Митрофана Еремеевна
    • Бывший кучер, выдающий себя за учителя, Вральман.

    Простакова является самым ярким отрицательным персонажем и наиболее выдающимся лицом пьесы. Простакова – хозяйка поместья, устанавливает свои порядки и принимает решения. Невежественна, груба, лишена манер. Жестока, завистлива, лицемерна, лжива. Не умеет читать, презирает науку. Образованием Митрофана Простакова занимается только потому, что так положено в обществе. Митрофан – единственный, кого она любит, но своей любовью превращает сына в свою копию.

    Простаков – безумно боится жены и не смеет с ней спорить. Потерял свое достоинство и собственное мнение.

    Митрофан - Сын Простаковых, недоросль. Его называют Митрофанушкой. Избалован, капризен, ленив, жесток, напыщен. Жуткий эгоист. Беспросветно туп, несмотря на старания учителей.

    Скотинин, Брат Простаковой. Жесток, алчен, невежественен, самовлюблен. Его интересуют только свиньи. Не имеет представления о любви и привязанности.

    Софья - положительный женский образ произведения. Добрая, сострадательная, кроткая девушка. Очень хорошо воспитана и образованна, обладает пытливым умом и стремится к знаниям. Много читает, приветлива и вежлива со всеми.

    Одним из главных героев «Недоросля» является Стародум. По своему мировоззрению Стародум является носителем идей русского Просвещения. Стародум храбро воевал, получил ранение, однако наградой был обойден. Зато награду получил граф, бывший приятель Стародума, который ехать в армию отказался. В отставке Стародум пытается служить при дворе, однако, разочаровавшись, уезжает в Сибирь. Стародум является идейным вдохновителем борьбы с Простаковой. Действует не от имени правительства, а по собственному велению сердца.

    Милон. Офицер, возлюбленный Софьи. В пьесе это образ идеального мужчины, образ героя-защитника, мужа. Милон справедлив, не терпит ложь и подлость. Лишен расчетливости и тщеславия. Искренне любит Софью.

    Создание комедии пришлось на 1782 год. Произведение получило небывалую популярность, прославив автора и сделав его известным. Фонвизин, являясь представителем своего времени, постарался отобразить господствующие в то время дворянские идеи, которые он разделял. Он не мог остаться безучастным ко всему происходящему, считая, что крепостничество настоящее зло. Произвол помещиков, последствия их скотского отношения к простым людям, беззаконие, творящееся вокруг задевало и ранило его. Анализ произведения «Недоросль» обнажит натуру тех представителей дворянского слоя, которых развратила помещичья власть. Пример тому семья Простаковых о которых и пойдет речь в данном произведении.



    События комедии вертятся вокруг зажиточного дворянского семейства. Все в их доме кувырком. Ни о каком порядке и речи нет. Всюду царит хаос и бесчинство. Здесь напрочь отсутствуют понятия и принципы. Сплошной произвол и гнет.

    Хозяйка дома госпожа Простакова баба кремень, заправляющая всем и всеми. Женщине удалось даже собственного мужа обуздать, заставив ходить по струнке. Неумная, необразованная особа, ставящая себя превыше всех. Мнение других Простакову не волнует, женщина слышит только себя, считая, что поступает всегда правильно.

    Слабая струна Простаковой единственный сын Митрофан. Отдушина и любовь всей жизни. Парню позволительно все. Никаких принципов, воспитания, хороших манер у избалованного, эгоистичного отпрыска нет. Даже отца подросток не считает достойным внимания, беря пример с матери, позволяющей приложить руку к супругу, унизив на глазах у всех. На самом деле Митрофан нравственный калека и виновата в этом мать, выполняющая прихоти сына по первому желанию. Сама неуч и сыну не посчитала должным дать достойное образование, внушая, что учеба обуза, а не необходимость. Митрофан, выросшей в этой среде был испорчен ее влиянием. Кем он мог вырасти, да никем. При других обстоятельствах из парня может и вышел толк, но в данной ситуации это было невозможно. У кого-то он вызовет жалость и долю сострадания, кто-то поразится, насколько он хитер и изворотлив. Парень прекрасно просек, как манипулировать матерью в своих целях и при любом удобном случае пользовался этим. Собачья преданность в ее глазах раздражала его. Любовь и забота душили. В финале произведения, поняв, что мать лишилась всего, женщина перестала представлять для него интерес. Зачем она ему без денег?

    Учителя были взяты в дом для видимости, того требовали порядки. Все из бывших простых работяг. Никто не имел высшего образования. Что ж удивляться, что Митрофан за четыре года ничему не научился у них. Вральман немец, учитель французского и прочих наук. Самый высокооплачиваемый. Кучер в прошлом. Единственный из троицы преподавателей с кем Простакова общается на равных с некоторой долей уважения.

    Больше всех досталось Софье. Бедная сиротка после того, как дядя Стародум ее опекун уехал в неизвестном направлении, осталась одна на растерзание злодейки Простаковой, увидевшей в ней лакомый кусок для сына. Простакова ничего не делала без видимой выгоды для себя. Софья хоть и сирота, но приданое девка имела, причем неплохое. Свиньи в ее деревнях заинтересовали не только хозяйку, но и родного братца хозяйки, Скотинина. Сама девушка была ему безразлична. Зато свиней Скотинин любил, и пополнение в виде новых голов ему точно не помешает.



    Положительные персонажи комедии Стародум, Правдин, Милон, Софья. Они кажутся не такими яркими, как отрицательные герои в виде семьи Простаковых, Скотинина, но без них сюжет не смог бы получить должного развития. Их беседы между собой поучительны для каждого. Тема морального облика, воспитания, семейных ценностей близка им и понятна. Путь, выбранный ими – это путь честного, порядочного человека, борющегося с беззаконием и несправедливостью.

    Добро в итоге победило зло. Стародум вовремя вернулся из дальних странствий, где решал свои материальные проблемы. Свои приездом Стародум спас племянницу от неудачного замужества. Правдину удалось взять опеку над поместьем Простаковых, заслуженно наказав распоясавшуюся барыню.

    Комедия «Недоросль», написанная Фонвизиным в 1781 году, стала главным произведением автора и высшим достижением отечественной драматургии 18 века.

    Основная задача Фонвизина — изображение современных нравов как результата сложившейся в обществе системы взаимоотношения людей.

    Главной темой комедии стало злонравие крепостников, понимаемое автором как социальное зло. В пьесе опосредованно отразился основной конфликт современности — произвол помещиков, поддерживаемых верховной властью, и бесправие крепостных крестьян. Но центральным конфликтом произведения становится столкновение дворян просвещенных и непросвещенных. Поэтому основным предметом изображения в своей комедии Фонвизин делает не дворянство само по себе, а в тесной связи с крепостным сословием, которым оно управляет, и верховной властью.

    комедии становится разложение русского дворянства как правящего сословия страны. С первой же сцены комедии автор представляет зрителю мир, в котором одни люди владеют другими людьми. Главная фигура этого мира — госпожа Простакова. Она полновластная хозяйка своего мира, от её ничем не ограниченного произвола зависит судьба её рабов — старухи Еремеевны, Тришки, девки Палашки, крестьян, обеспечивающих её благосостояние. Простакова простирает свою деспотическую власть не только на крепостных, но и на мужа, Софью, Скотинина — на всех, в ком не встречает отпора.

    По мысли Фонвизина, рабство не только убивает все человеческие чувства в крестьянах и холопах, но и развращает самих крепостников, которые утрачивают честь, достоинство, человечность и сами превращаются в рабов своих страстей и пороков.

    Главная мысль Фонвизина заключается в том, что деспотизм уничтожает человека в человеке и разрушает общественные связи людей.

    Не менее важной проблемой является проблема воспитания. Фонвизин считает, что она имеет важное государственное значение, ибо только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла. История воспитания Митрофанушки объясняет, откуда берутся Скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись — уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры.

    В комедии Фонвизина было дано не только глубокое изображение общественного зла, но и развернуто представлены характеры положительных персонажей — Правдина, Стародума и Милона.

    Особая роль в комедии отведена Правдину. Находясь с самого начала в доме Простаковой, наблюдая всё её беззаконие, Правдин выступает в финале вершителем справедливого возмездия. Сама его фамилия говорит об идеальности тех нравственных норм, которые он воплощает.

    Не менее важное значение имеет Стародум — «друг честных людей». Если Правдин еще питает иллюзии относительно просвещенного характера правления Екатерины, то Стародум давно знает истинную цену её либерализма. Именно Стародум объясняет и Правдину, и зрителю, что наивная вера русского общества в «просвещенную» императрицу бессмысленна: Екатерина утвердила в России деспотический характер правления, в результате её политики в стране безнаказанно хозяйничают Простаковы и Скотинины.

    Знаменателен финал комедии: Простаковых ждет заслуженное наказание — приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Но появление Правдина с указом в руках разрешает конфликт лишь формально. Испуганный Скотинин, виновный в подобных же злодеяниях, благополучно уезжает в свою деревню. Зритель убежден в том, что и Простаковы тоже не очень пострадают и будут впредь осторожнее.

    Заключительная сцена, в которой Простакову, лишенную власти, покидает даже её любимый сын, свидетельствует о том, что порочный человек сам своими поступками готовит себе справедливое наказание.

    Художественное своеобразие «Недоросля» определяется тем, что Фонвизин, формально оставаясь в рамках классицизма, сделал определенный шаг в направлении к реализму. Впервые в истории русской драмаутргии любовная интрига была отодвинута на второй план и приобрела второстепенное значение.

    В результате «Недоросль» становится новаторским произведением, сатирико-политической комедией, в которой в художественном единстве переплелись бытовые, политические и этические линии.

    ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

    Обсуждение закрыто.

    Бессмертная комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» была и остается одним из актуальнейших произведений русских классиков. Широта взглядов писателя, его глубокие убеждения о пользе образования и просвещения, нашли отражение в создании этого гениального произведения. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения по плану. Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 8 классе, для подготовки к ЕГЭ.

    Краткий анализ

    Год написания – 1782 г.

    История создания – Замысел комедии возник у писателя после возвращения из – за границы, под влиянием просветительских взглядов зарубежной страны.

    Тема – Основной темой «Недоросля» является просвещение и образование, воспитание нового поколения в духе новых веяний времени и политических преобразований.

    Композиция – комедия выстроена по всем правилам жанра, в ней соблюдены три составляющих – единство действия, места и времени. Состоит из пяти действий.

    Жанр – Пьеса – комедия, яркое и живое повествование, не содержащее трагических эпизодов.

    История создания

    В «Недоросле» анализ произведения предполагает раскрытие темы, основную мысль комедии, ее суть и идею.

    Сначала определим смысл названия. В восемнадцатом веке слово «недоросль» обозначало человека, не имеющего документа об образовании. Такого человека не брали на службу и не разрешали вступать в брак.

    Фонвизин больше года прожил во Франции, глубоко вникая в ее просветительские доктрины. Его занимали все сферы социальной жизни страны, он вникал в философию, юриспруденцию. Большое внимание писатель уделял театральным постановкам, в частности, комедиям.

    Когда писатель возвратился в Россию, у него возник замысел комедии «Недоросль», где герои получат говорящие фамилии, чтобы глубже выразить смысл комедии. Работа над историей создания заняла у писателя почти три года, началась в 1778 году, а окончательный год написания – 1782.

    Тема

    Изначально главной темой комедии предполагалась тема воспитания и образования нового поколения, позже в проблематику «Недоросля» были включены социально – политические проблемы, которые касались непосредственно указа Петра Первого о запрещении службы и женитьбы дворян – недорослей.

    Семья Простаковых, имеющая недоросля Митрофанушку, имеет глубокие дворянские корни. На первом месте у таких Простаковых стоит гордость за свое знатное сословие, и они не приемлют ничего нового и прогрессивного. Образование им совершенно не нужно, так как крепостное право еще не отменили, и есть кому на них работать. Превыше всего для Простаковых материальное благополучие, алчность и жадность закрывает глаза на образование сына, власть и богатство – важнее.

    Семья – это тот пример, на котором растет и воспитывается личность. Митрофанушка полностью отражает поведение и образ жизни своей деспотической матери, но госпожа Простакова не понимает, что именно она является примером для своего сына, и недоумевает, почему он не выказывает ей должного почтения.

    Раскрывая проблемы комедии , внутрисемейный конфликт Простаковых, приходим к выводу, что все зависит от воспитания человека. Только от достойного воспитания в семье зависит отношение человека к окружающим посторонним людям, его порядочность и честность. То, чему учит комедия писателя, это образование, уважение по отношению к ближнему, воспитанность и благоразумие.

    Композиция

    Мастерски выполненные особенности композиции позволяет ознакомиться с главными героями в самом начале пьесы. Уже в конце первого действия происходит завязка сюжета. Тут же в комедии появляются Правдин и Софья. В комедии есть интрига – богатое приданное Софьи, о котором узнают из рассказа Стародума, и разгорается борьба за ее руку.

    В следующих двух действиях события стремительно развивается, растет напряженность, пик которой приходится на четвёртое действие, в котором в голову Простаковой приходит мысль похитить Софью и силой выдать замуж за недоросля.

    Постепенно развитие действия начинает идти на спад, и в пятом действии комедия приходит к развязке. Становится известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых в злых намерениях и угрожает наказанием.

    Приходит бумага об аресте имущества Простаковых, Софья и Милон собираются уезжать, а Митрофанушка вынужден идти в солдаты.

    Используя в своей комедии такие художественные средства как говорящие фамилии и имена, автор дает нравственную оценку персонажам, которая не вызывает никаких сомнений в ее справедливости. Такова общая характеристика комедии.

    Главные герои

    Жанр

    Пьеса Фонвизина построена по законам классицизма. События происходят в течение суток на одном месте. Комедийная направленность пьесы ярко выражена острой сатирой, беспощадно высмеивающей пороки общества. В пьесе присутствуют и смешные мотивы, пронизанные юмором, есть и печальные, в которых помещица высокомерно издевается над своими крепостными крестьянами.

    Писатель был ярым сторонником просвещения, он понимал, что только всестороннее образование и правильное воспитание могут помочь человеку, вырасти в высоконравственную личность, стать достойным гражданином своей родины. Огромную роль в этом должен играть институт семьи, где и закладываются основы человеческого поведения.

    Критика восторженно отнеслась к комедии «Недоросль», назвав ее вершиной драматургии России 18 века. Все критики писали о том, что Фонвизин с максимальной точностью и прямолинейностью описал типичные образы и характеристики общества, которые выглядят карикатурно и гротескно, а на самом деле, просто взяты из жизни, и описаны с натуры. И в современном мире комедия остается актуальной: сейчас в обществе также присутствует большое количество «митрофанушек», для которых смысл жизни заключается в материальном богатстве, а образованию отводится минимальное место.

    Тест по произведению

    Рейтинг анализа

    Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 2001.

    Похожие статьи